Ирина Китурко: «Своего абитуриента нужно видеть задолго до того, как он пришел в приемную комиссию, и мотивировать на поступление в университет»
16.09.2022Ирина Китурко, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:
– На совещании в преддверии нового учебного года Президент назвал два принципа, на которых держится белорусская система образования: это справедливое отношение к каждому ребенку и обеспечение равных возможностей обучения. И то, и другое в нашей стране в полной мере обеспечивается. Сегодня в Беларуси созданы максимально комфортные условия для обучения.
При этом актуальным остается вопрос профориентации, и, как было справедливо отмечено, сегодня нужно выстраивать работу так, чтобы в университеты поступали ребята, четко осознающие, кем они хотят стать. Не согласиться с этим убеждением нельзя. Я уверена, что своего абитуриента нужно видеть задолго до того, как он придет в приемную комиссию, и мотивировать на поступление в университет.
В профориентационной работе Купаловский университет придерживается одного очень важного принципа – это раннее погружение в профессию. Оно проявляется в разных формах. Это традиционно «Школы юных», которые существуют при каждом факультете, «Школы точных наук», которые созданы на факультетах математики и информатики, биологии и экологии. Мы видим своих абитуриентов и проводим огромную работу, чтобы студентами нашего университета становились действительно мотивированные юноши и девушки, четко осознающие, к какой профессии у них лежит душа.
Есть такие специальности, как, например, «Белорусская филология», когда мы знаем практически каждого будущего абитуриента. Кафедра белорусской филологии ведет работу с этими ребятами задолго до того, как они становятся одиннадцатиклассниками. Их приглашают на университетские мероприятия, им рассказывают о перспективах будущей профессии и условиях, в которых они будут обучаться. Выстраивается серьезное взаимодействие, которое выгодно и университету, и нашему потенциальному студенту. Ведь когда ребенок чувствует, что в нем заинтересованы, что его рады будут видеть в качестве студента в нашем вузе, у него появляется больше мотивации и желания поступить именно к нам и именно на конкретную специальность.
Серьезную функцию в вопросах профориентации выполняют профильные классы – педагогические, аграрные, военно-патриотические, спортивно-педагогические. Здесь мы тоже видим своих абитуриентов и работаем с ними. В этом году, к слову, мы провели масштабный республиканский Фестиваль педагогических классов, участие в котором приняли представители из всех регионов Беларуси. Кроме того, начиная с этого года, будет определен ряд университетов, расположенных в регионах, в которых будут проводиться внутренние олимпиады. Победители смогут без экзаменов поступить на определенные специальности в университет, где проходила такая олимпиада. Мы надеемся, что это нововведение станет дополнительным стимулом для нынешних школьников задуматься о будущей профессии.
Сила страны заключается в силе ее регионов. И поскольку наш университет расположен в регионе, наша задача – сделать все, чтобы максимально большее количество молодежи не просто обучалось в нашем университете, но и чтобы работать ребята оставались тоже здесь, в своей стране. Поэтому, на мой взгляд, еще один важный момент, который поднимался в том числе на совещании у Президента, – это целевая подготовка. Этому вопросу уделяется очень большое внимание, создаются условия, выгодные как для абитуриентов и учебных заведений, так и для заказчиков кадров – организаций и предприятий. Сегодня стерты все географические и числовые барьеры, которые существовали еще год назад. Если раньше на целевой набор могли претендовать только ребята из сельской местности или из городов с численностью не более 20 тысяч жителей, то сейчас этого ограничения нет. На мой взгляд, каждый грамотный руководитель должен заниматься кадровой политикой и уже сегодня знать, в каком специалисте он будет нуждаться через несколько лет, делая заявку на целевой набор на этого специалиста сейчас.
Отдельно хотелось бы остановиться на платной форме обучения. Не секрет, что порой обстоятельства складываются так, что действительно заинтересованный ребенок не смог поступить на бюджет, хотя очень к этому стремился. С уверенностью говорю, что платное обучение – это не приговор. Уже после первого курса студент, если у него хорошая успеваемость, если он участвует в общественной жизни университета, занимается наукой, выступает на студенческих конференциях, может получить скидку в оплате до 60 процентов. Буквально 31 августа решением комиссии мы предоставили скидки 214 студентам нашего университета, более того, 16 из них были переведены на бюджет. Таким образом, скидку в этом учебном году в нашем университете получил каждый 10-ый студент-платник.
Очень важно, что нам есть что предложить нашим абитуриентам, у нас существует более 55 специальностей, и регулярно открываются новые, которые привлекают молодежь. За последние 5 лет мы открыли 8 новых специальностей, и новый учебный год не стал исключением. В нашем университете появилась «Веб-журналистика» и «Биохимия», востребованные сегодня на рынке труда. Мы, безусловно, и дальше продолжим делать все, чтобы соответствовать миссии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы: выявить, раскрыть и реализовать потенциал человека и университета в пространстве межкультурного диалога.
Источник: https://grodnonews.by