Фестиваль «Безопасное детство»
О фестивале
На основании пункта 25 Плана мероприятий по правовому воспитанию и просвещению граждан в 2024-2029 гг., утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2024 г. № 24, в 2024/2025 учебном году запланировано проведение фестиваля «Безопасное детство» среди учреждений дошкольного образования (далее – фестиваль).
Порядок и сроки организации и проведения этапов данного мероприятия определены Инструкцией о порядке проведения фестиваля «Безопасное детство» (далее – Инструкция), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 5 сентября 2017 г. № 119/39 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 мая 2018 г. № 32/31).
В соответствии с пунктом 8 Инструкции в 2024/2025 учебном году фестиваль проводится в три этапа:
- первый этап – районный (городской) проводится районными (городскими) отделами по чрезвычайным ситуациям, структурными подразделениями городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, в период с сентября по ноябрь 2024 года;
- второй этап – областной (Минский городской) проводится областными (Минским городским) управлениями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, в период с января по март 2025 года;
- третий этап – республиканский (заключительный) проводится Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь в период с апреля по май 2025 года.
Организаторы фестиваля: Министерство образования Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Участники фестиваля: педагогические работники, воспитанники учреждений дошкольного образования в возрасте от 5 до 7 лет и их родители (законные представители).
Цель фестиваля: воспитание у детей дошкольного возраста культуры безопасности жизнедеятельности.
Основные задачи фестиваля:
профилактика детского травматизма;
уточнение (конкретизация) представлений детей дошкольного возраста о безопасном поведении дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях;
практическое применение детьми дошкольного возраста правил безопасного поведения в процессе решения проблемных (игровых) ситуаций;
развитие творческих способностей у воспитанников учреждений дошкольного образования;
создание в учреждениях дошкольного образования условий, необходимых для формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников;
активизация включения родителей (законных представителей) в процесс воспитания культуры безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Фестиваль проводится по следующим номинациям:
«Уголок безопасности»;
«Гордимся, что научили»;
«Дидактическая игра»;
«Азбука безопасности».
Информация о победителях третьего этапа фестиваля и их работах размещается в средствах массовой информации, в том числе публикуется в научно-методическом журнале «Пралеска», журналах «Юный спасатель» и «Служба спасения».
Победители третьего этапа награждаются дипломами I, II, III степени, призами и иными наградами.
Номинации фестиваля и критерии их оценки
Номинации:
· «Уголок безопасности»;
· «Гордимся, что научили»;
· «Дидактическая игра»;
· «Азбука безопасности».
Номинация «Уголок безопасности».
В данной номинации представляется уголок безопасности, его наполнение и оформление в учреждении дошкольного образования. Уголок безопасности оформляется начиная со второй младшей группы воспитанников учреждения дошкольного образования.
Содержание уголка безопасности может включать информацию, направленную на обеспечение сохранности жизни и здоровья воспитанников на улице, в транспорте, на природе, в быту и пр. Могут быть представлены следующие рубрики:
бытовая безопасность (безопасность дома, в учреждении дошкольного образования);
социальная безопасность (взаимодействие с окружающими людьми, в том числе в общественных местах);
безопасность в природе;
пожарная безопасность;
безопасность на улице (в том числе на дороге);
безопасность в транспорте;
информационная безопасность и т.д.
Содержание уголка безопасности может включать в себя тематический иллюстративный и игровой материал, электронные образовательные ресурсы, произведения художественной литературы и фольклора и др.
Данную номинацию каждый член жюри оценивает по 10-балльной шкале, после чего баллы суммируются.
Дополнительные баллы (до 10-ти) в данной номинации начисляются учреждению дошкольного образования, в котором, кроме уголков в возрастных группах, будет оборудована комната безопасности для организации образовательного процесса по формированию культуры безопасной жизнедеятельности.
Критерии оценки в номинации «Уголок безопасности»
№ п/п |
Критерии оценки |
Оценка (балл) |
1 |
Соответствие тематике фестиваля |
|
2 |
Направленность на реализацию содержания учебной программы дошкольного образования |
|
3 |
Соответствие возрастным возможностям воспитанников |
|
4 |
Оптимальность наполнения соответствующими материалами |
|
5 |
Доступность воспитанникам и возможность использования в образовательном процессе |
|
6 |
Оригинальность представления материала |
|
ИТОГО |
|
Номинация «Гордимся, что научили».
В данной номинации учреждением дошкольного образования представляется видеоролик с участием родителей (законных представителей) и воспитанников. Сюжет ролика может быть построен от имени родителей (одного из них) или ребенка и содержать опыт семейного воспитания по организации безопасной домашней среды, традиции семейного воспитания в данном направлении, примеры применения детьми дошкольного возраста правил безопасного поведения и пр. Продолжительность видеоролика – не более 5 минут.
Данную номинацию каждый член жюри оценивает по 10-балльной шкале, после чего баллы суммируются. Видеоролик размещается на сайте учреждения дошкольного образования. Ссылка на сайт направляется в оргкомитет вместе с заявкой на участие.
Критерии оценки в номинации «Гордимся, что научили»
№ п/п |
Критерии оценки |
Оценка (балл) |
1 |
Соответствие тематике фестиваля |
|
2 |
Соответствие применяемых методов и приемов обучения и воспитания возрастным возможностям воспитанников |
|
3 |
Содержательность и информативность представленного опыта семейного воспитания и безопасной домашней среды |
|
4 |
Наличие конкретных примеров безопасного поведения ребенка |
|
5 |
Оригинальность сценария, замысла |
|
6 |
Техническое решение и качество оформления |
|
ИТОГО |
|
Номинация «Дидактическая игра».
В данной номинации учреждением дошкольного образования представляются разработанные педагогическим работником (коллективом) дидактические игры для детей дошкольного возраста, содержание которых направлено на формирование основ безопасной жизнедеятельности. Дидактическая разработка должна включать в себя название, задачи, возраст воспитанников, содержание.
Данную номинацию каждый член жюри оценивает по 10-балльной шкале, после чего баллы суммируются.
Критерии оценки в номинации «Дидактическая игра»
№ п/п |
Критерии оценки |
Оценка (балл) |
1 |
Соответствие тематике фестиваля |
|
2 |
Направленность на реализацию содержания учебной программы дошкольного образования |
|
3 |
Соответствие возрастным возможностям воспитанников |
|
4 |
Наличие методических рекомендаций по включению в образовательный процесс учреждения дошкольного образования и использованию в условиях семейного воспитания |
|
5 |
Наличие игрового и дидактического компонента |
|
6 |
Соответствие оформления игры эстетическим и гигиеническим требованиям |
|
ИТОГО |
|
Номинация «Азбука безопасности».
В данной номинации учреждением дошкольного образования представляется тематическое выступление воспитанников (театрализованное представление, хореографическая постановка, пантомима, игра и др.) по формированию культуры безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Продолжительность – до 10 минут.
Данную номинацию каждый член жюри оценивает по 10-бальной шкале, после чего баллы суммируются.
Критерии оценки в номинации «Азбука безопасности»
№ п/п |
Критерии оценки |
Оценка (балл) |
1 |
Соответствие тематике фестиваля |
|
2 |
Оригинальность выступления |
|
3 |
Наличие сюжета |
|
4 |
Осознание воспитанниками содержания излагаемого материала |
|
5 |
Умение делать выводы и умозаключения |
|
6 |
Коллективное участие воспитанников в постановке |
|
ИТОГО |