РУС БЕЛ ENG 中文

Специальное образование

СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

В Гродненской области специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь получают 25 865 детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), из них 1935 – дети-инвалиды.

Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составляет 100%. Показатель по своевременному выявлению детей раннего и дошкольного возраста с ОПФР доведен до 96,3%.

Сеть специального образования области представлена:

19 ЦКРОиР,

7 специальными дошкольными учреждениями,

1 специальной школой,

4 специальными школами-интернатами.

В области обеспечивается право на получение коррекционно-образовательных услуг по месту жительства. На базе учреждений дошкольного и общего среднего образования функционируют:

631(+38) специальных и интегрированных групп,

239 (-14) пунктов коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) на базе учреждений дошкольного образования,

640(+30) специальных и интегрированных классов,

229 (-4) ПКПП на базе учреждений общего среднего образования.

На базе 19 ЦКРОиР функционируют 55 (+2) классов,  16  дошкольных групп,  открыты 22 специально оборудованных кабинета ранней комплексной помощи,  в которых 177 (+24)  детей раннего возраста получают помощь специалистов ЦКРОиР.

Стабильно высокий показатель эффективности коррекционно-педагогической помощи – 58,3%.  

Помощь специалистов получают 339 детей с аутизмом. Доступность и вариативность образования с учетом образовательных потребностей лиц с ОПФР, в том числе с аутистическими нарушениями, позволяет обеспечить персональное сопровождение детей с аутизмом в учреждениях специального, дошкольного и общего среднего образования путем введения дополнительной штатной численности воспитателей дошкольного образования (воспитателей). Обеспечено сопровождение 212 детей  с аутизмом. Функционирует  153,47  штатных единиц воспитателей в 12 (Берестовицкий, Волковысский, Гродненский, Дятловский, Ивьевский, Лидский, Новогрудский, Островецкий, Ошмянский, Слонимский, Сморгонский, Щучинский) районах области и г.Гродно.

Сопровождение 26 детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата осуществляют 17 сотрудников (11,43 шт.ед.).

В области функционирует 43 опорных по интегрированному обучению и воспитанию учреждений образования, из них 29 учреждений на уровне общего среднего и 14 – на уровне дошкольного образования. Ведется работа по созданию необходимых условий для функционирования учреждений в соответствии с заявленным статусом. В 100% опорных учреждений создана адаптивная образовательная среда.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы 2 «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы «Социальная защита» на 2021-2025 годы доступная  среда с  учетом комплексного подхода создана на 35 объектах образования (план на 2024г. – 6,2%).

С целью повышения компетентности педагогов в вопросах специального образования организована работа 5 областных ресурсных центров (ГУО «Специальный сад г.Слонима», УО «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Гродно», ГУО «Специальная школа-интернат г.Новогрудка» ГУО «Волковысский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» и ГУО «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»).  

Большое внимание уделяется деятельности экспериментальных и инновационных проектов.

Продолжена работа экспериментального проекта «Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования (2023-2025) (ГУО «Средняя школа № 22 имени И.П.Бохана г.Гродно», ГУО «Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецовам г.Гродно, ГУО ««Специальная школа г.Гродно», ГУО «Детский сад № 62 г.Гродно»).

Начата работа 1 нового инновационного проекта:

«Внедрение методики формирования социально-коммуникативных навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра на основе использования сенсорной интеграции (2024-2026) (УО «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Гродно», ГУО «Средняя школа № 16 г.Лиды имени П.М.Машерова», ГУО  «Детский сад № 35 г.Лиды», ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Мосты»).

Продолжена работа 2 инновационных проектов:

«Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с трудностями в обучении на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений» (2022-2025) (ГУО «Средняя школа № 5 г.Мосты», ГУО «Средняя школа №5  г. Волковыска»,  ГУО «Средняя школа №7  г. Волковыска», ГУО «Средняя школа г.п.Красносельский» Волковысского района, ГУО «Специальная школа-интернат г.Новогрудка», ГУО «Средняя школа №12 г.Гродно»);

 «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра» (2021- 2026) (ГУО «Гродненская специальная школа-интернат №2»).

Ежегодно проводятся инклюзивные мероприятия, направленные на формирование толерантности, приуроченные к новогодним и рождественским праздникам, Международному дню инвалидов, Международному дню защиты детей,  благотворительные марафоны, акции («Ты, да я, да мы с тобой», «Наши дети», «От сердца к сердцу», «Семь цветов добра», «Дети солнца», «Запуск синих шаров», «Твори добро»), Международному дню человека с синдромом Дауна,  Всемирному дню аутизма, конкурсы, тематические  недели, выставки, фотовыставки.

В мае 2023 года проведён ежегодный областной конкурс видеороликов «Мир един для всех. Твори добро». По итогам конкурса награждены дипломом главного управления образования Гродненского облисполкома

I степени:

ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.п.Зельва»;

ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи»;

II степени:

ГУО «Порозовская средняя школа» Свислочского района;

ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Слонимского района» и ГУО «Средняя школа №10 г.Слонима;

III степени:

ГУО «Дятловский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

ГУО «Щучинский дворец творчества детей и молодежи» и ГУО «Щучинский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

С целью привлечения общественного внимания к проблемам социальной адаптации детей с ОПФР, созданию доступных и безопасных условий для детей с ОПФР, формирования позитивного общественного мнения о детях с ОПФР четвертый год подряд в декабре специалистами ГУО «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» проводится масштабная областная акция «Разные Равные», посвященная международному Дню инвалидов. В этом году в рамках акции издана книга «Истории успеха» про тех, кто столкнулся с инвалидностью, но обстоятельства не позволили помешать достижениям. В книгу вошли истории успеха 30 ребят Гродненской области, которые вдохновляют других на победы не только в конкурсах, но и над собой.

Дети с ОПФР включены в работу кружков, объединений по интересам, клубов. Охват дополнительным образованием детей с ОПФР за 1 полугодие, в том числе инвалидов, составляет 67,3% .

С 2016 года обеспечена круглогодичная работа центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В летний период на базе 12  ЦКРОиР работали оздоровительные лагеря для детей  с тяжелыми и множественными нарушениями (оздоровилось 167 детей). На базе 10 ЦКРОиР работали  дошкольные группы, из них в 8 – в течение всего летнего периода.       

Во всех ЦКРОиР имеется транспорт для подвоза детей к месту  учебы и обратно.

Проводится постоянная работа по обеспечению доступности профессионального образования. На базе 4 УССО функционирует 10 групп, в которых обучается 94 учащихся с интеллектуальной недостаточностью по специальностям швея, сборщик обуви, штукатур, маляр, цветовод, рабочий зеленого строительства, овощевод, садовод.

С целью качественного развития системы специального образования в 2024/2025 учебном году необходимо:

совершенствовать качество обучения и воспитания, посредством обеспечения его коррекционной направленности, реализации воспитательного потенциала учебных предметов;

обеспечить системный контроль за исполнением мероприятий подпрограммы «Развитие системы специального образования» Государственной программы «Образования и молодежная политика на 2021-2025 и подпрограммы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы «Социальная защита» на 2021 – 2025 годы;

повышать доступность и вариативность образования для учащихся с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;

создавать безопасные и здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса;

системно и последовательно развить инклюзивные процессы в образовании и формировать готовность всех субъектов образовательного процесса к реализации принципа инклюзии;

повышать качество информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся.

поделиться в:

Отраслевые интернет-ресурсы