СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 2022/2023 учебном году специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь получают 26 714 (-524 к 2021/2022 уч.г.) детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), из них 1777 (+61) – дети-инвалиды.
Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составляет 100%. Показатель по своевременному выявлению детей раннего и дошкольного возраста с ОПФР доведен до 96,3%.
В 2022/2023 учебном году сеть специального образования области представлена:
19 ЦКРОиР,
7 специальными дошкольными учреждениями,
1 специальной школой,
4 специальными школами-интернатами.
В области обеспечивается право на получение коррекционно-образовательных услуг по месту жительства. На базе учреждений дошкольного и общего среднего образования функционируют:
593(+22) специальная и интегрированная группа,
253 (-1) пункта коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) на базе учреждений дошкольного образования,
610(-4) специальных и интегрированных классов,
233 ПКПП на базе учреждений общего среднего образования.
На базе 19 ЦКРОиР функционируют 53 (+4) классов (382 (+16)) детей, 16 (-3) дошкольных групп (79 детей (–7), открыты 22 специально оборудованных кабинета ранней комплексной помощи, в которых 153 (+21) ребенка раннего возраста получают помощь специалистов ЦКРОиР.
Стабильно высокий показатель эффективности коррекционно-педагогической помощи – 58,9(+0,3)%.
В областном банке данных Гродненской области в 2022/2023 учебном году 270 детей с аутизмом (+53 к 2021/2022 уч.г.). Доступность и вариативность образования с учетом образовательных потребностей лиц с ОПФР, в том числе с аутистическими нарушениями, позволяет обеспечить персональное сопровождение детей с аутизмом в учреждениях специального, дошкольного и общего среднего образования путем введения дополнительной штатной численности воспитателей дошкольного образования (воспитателей). По состоянию на декабрь 2022 года введено 116,86 (+26,93) штатных единиц воспитателя для персонального сопровождения 170 (+29) детей с аутизмом в 10 (Волковысский, Гродненский, Дятловский, Лидский, Мостовский, Островецкий, Ошмянский, Слонимский, Сморгонский, Щучинский) районах области и г.Гродно. Сопровождение обеспечивают 111(+22) воспитателей.
В области функционирует 43 опорных по интегрированному обучению и воспитанию учреждений образования, из них 29 учреждений на уровне общего среднего и 14 – на уровне дошкольного образования. Ведется работа по созданию необходимых условий для функционирования учреждений в соответствии с заявленным статусом. В 100% опорных учреждений создана адаптивная образовательная среда.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы 2 «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц») Государственной программы «Социальная защита» на 2021 – 2025 годы по итогам 2022 года завершены работы по созданию безбарьерной среды с учетом комплексного подход на 19(3%) объектах образования (план на 2022г. – 21 объект (3,2%)).
С целью повышения компетентности педагогов в вопросах специального образования организована работа 5 областных ресурсных центров (ГУО «Специальный сад г.Слонима», УО «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Гродно», ГУО «Специальная школа-интернат г.Новогрудка» ГУО «Волковысский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», ГУО «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»).
Большое внимание уделяется деятельности экспериментальных и инновационных проектов.
Продолжена работа 2 экспериментальных проектов:
«Апробация психолого-педагогического инструментария для обеспечения деятельности психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилиации» (2021-2023) (ГУО «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», ГУО «Волковысский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», ГУО «Центр коррекционно- развивающего обучения и реабилитации Слонимского района»);
«Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности (2021-2023) (ГУО «Ясли-сад №6 г. Волковыска», ГУО «Ясли-сад № 51 г. Гродно», ГУО «Ясли-сад № 24 г. Лида», ГУО «Ясли-сад № 4 г. Щучина»).
Продолжена работа инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (2021-2024) (УО «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»), «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра» (2021-2026) (ГУО «Гродненская специальная школа-интернат №2»).
Начата работа двух новых инновационных проектов «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV-V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью» (2022-2024) (ГУО «Березовская средняя школа №3» Лидского района», ГУО «Специальная школа г. Гродно», ГУО «Специальная школа-интернат г. Волковыска», ГУО «Средняя школа №2 имени Н.П.Массонова г.Свислочь», ГУО «Средняя школа № 15 г.Лиды»), «Внедрение методики коррекционно-педагогической работы с учащимися с трудностями в обучении на I ступени общего среднего образования с опорой на знание функциональной организации мозговой деятельности как основы формирования математических знаний и умений» (2022-2025) (ГУО «Средняя школа №5 г.Мосты», ГУО «Средняя школа №5 г. Волковыска», ГУО «Средняя школа №7 г. Волковыска», ГУО «Средняя школа г.п.Красносельский» Волковысского района, ГУО «Специальная школа-интернат г.Новогрудка», ГУО «Средняя школа №12 г.Гродно»).
Эффективным средством повышения профессионального уровня педагогов системы специального образования явилось участие в республиканских конкурсах.
По итогам VIII республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании» (декабрь, 2022) дипломами конкурса были отмечены конкурсные работы участников Гродненской области:
Инны Карнаух и Натальи Марчук, учителей-дефектологов ГУО «Детский сад № 3 г. Гродно», в номинации «Для маленьких белорусов»;
Ирины Ловцевич и Марины Скурко, учителей ГУО «Гродненская специальная школа-интернат № 2», в номинации «Формируем функциональную грамотность».
Главное управление образования Гродненского областного исполнительного комитета награждено диплом победителя III степени VIII республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании».
Ежегодно проводятся инклюзивные мероприятия, направленные на формирование толерантности, приуроченные к новогодним и рождественским праздникам, Международному дню инвалидов, Международному дню защиты детей, благотворительные марафоны, акции («Ты, да я, да мы с тобой», «Наши дети», «От сердца к сердцу», «Семь цветов добра», «Дети солнца», «Запуск синих шаров», «Твори добро»), Международному дню человека с синдромом Дауна, Всемирному дню аутизма, конкурсы, тематические недели, выставки, фотовыставки, фестивали детского творчества детей-инвалидов, творческие встречи.
В период с 10 марта по 20 мая 2022 года состоялся ежегодный областной фестиваль семейных традиций «Семья в XXI веке». В фестивале приняли участие 25 учащихся с ОПФР и инвалидностью.
В апреле 2022 года более 200 детей, обучающихся и воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, специальных школах (школах-интернатах), детских социальных приютах, ЦКРОиР, домах-интернатах области, приняли участие в заключительном гала-концерте в рамках XIII республиканского фестиваля художественного творчества «Вяселкавы карагод».
С целью привлечения общественного внимания к проблемам социальной адаптации детей с ОПФР, созданию доступных и безопасных условий для детей с ОПФР, формирования позитивного общественного мнения о детях с ОПФР, в мае 2022 года проведён областной конкурс видеороликов «Мир един для всех. Доступная среда». По итогам конкурса награждены дипломом главного управления образования Гродненского облисполкома
I степени:
ГУО «Средняя школа №7 г. Новогрудка»;
II степени:
ГУО «Специальный ясли-сад №3 г.Волковыска»;
III степени:
ГУО «Ивьевская средняя школа»
Третий год подряд в декабре специалистами ГУО «Гродненский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» проводится масштабная областная акция «Разные=Равные», посвященная международному Дню инвалидов. В этом году в рамках акции создана книга, в которой представлены произведения собственного сочинения 108 детей с инвалидностью с целью реализации их творческого потенциала и предоставления возможности первой публикации. Акция прошла в Лиде, Ошмянах, Волковысске и Гродно. Для родителей детей проведены мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Для детей подготовлена анимационная программа.
Дети с ОПФР включены в работу кружков, объединений по интересам, клубов. Охват дополнительным образованием детей с ОПФР, в том числе инвалидов, составляет 58% (2021 год – 45%).
На протяжении 7 лет обеспечена круглогодичная работа центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В летний период на базе 13 (+3) ЦКРОиР работали оздоровительные лагеря для детей с тяжелыми и множественными нарушениями (оздоровилось 166 детей). На базе 11 ЦКРОиР работали дошкольные группы, из них в 7 – в течение всего летнего периода. В 5 ЦКРОиР (ЦКРОиР Гродненского района, Лидский, Свислочский, Слонимский, Новогрудский ЦКРОиР) функционировали оздоровительные игровые площадки.
Во всех ЦКРОиР имеется транспорт для подвоза детей к месту учебы и обратно. В 2022г. приобретено второе новое транспортное средство для Лидского ЦКРОиР. В 2022/2023 учебном году организован подвоз 318(+9) детей с инвалидностью (100% от всех нуждающихся) на занятия в учреждения образования, из них 215 – в учреждения специального образования, 86 – в учреждения общего среднего образования, 17 – в учреждения дошкольного образования.
Районными ЦКРОиР совместно с территориальными центрами социального обслуживания населения проводятся мероприятия, направленные на обеспечение преемственности перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН. По результатам анализа жизнеустройства 19 (73% (+1%)) выпускников ЦКРОиР области в 2021/2022 учебном году перешли на обслуживание в ТЦСОН, из них 10 – в отделения дневного пребывания инвалидов.
Проводится постоянная работа по обеспечению доступности профессионального образования. На базе 5 учреждений среднего специального образования области получают образование 112 учащихся с интеллектуальной недостаточностью по квалификациям швея, сборщик обуви, штукатур, маляр, цветовод, рабочий зеленого строительства, овощевод, садовод.
Вместе с тем,
Не решен вопрос приобретения новых транспортных средств ЦКРОиР для подвоза детей-инвалидов (срок эксплуатации которых превышает 10 лет и более).
Справочно:
В 2 районах (Ивьевском, Свислочском) транспорт эксплуатируется более 10 лет.
Требует решения вопрос выполнения целевых показателей мероприятий подпрограммы «Развитие системы специального образования» Государственной программы «Образования и молодежная политика на 2021-2025 и подпрограммы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы «Социальная защита» на 2021 – 2025 годы.
Справочно:
Целевой показатель выполнения Государственной программы за 2021 год составил 1,4 % (план – 1,7%). На двух объектах работы выполнены без учета комплексного подхода и перенесены на 2022 год (ГУО «Желудокская средняя школа имени В.Врублевского» Щучинского района, ГУО «Детский сад №3 г.Ошмяны»).
По итогам 2022 года не выполнены работы на двух объектах (ГУО «Средняя школа №12 г.Лида», ГУО «Желудокская средняя школа имени В.Врублевского» Щучинского района). Целевой показатель выполнения Государственной программы за 2022 год составил 3 % (план – 3,2%)
На протяжении ряда лет актуальным остается вопрос обеспечения районов квалифицированными кадрами по работе с детьми с аутизмом, подготовки учреждений образования и воспитателей персонального сопровождения для работы с данной категорией детей.
Справочно:
50,5% (56 от 111) воспитателей персонального сопровождения детей с аутизмом не прошли повышение квалификации в соответствии с требованиями постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 06.06.2016 №26 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. №53».
С целью качественного развития системы специального образования в 2023 учебном году необходимо:
обеспечить системный контроль за исполнением мероприятий подпрограммы «Развитие системы специального образования» Государственной программы «Образования и молодежная политика на 2021-2025 и подпрограммы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы «Социальная защита» на 2021 – 2025 годы.
повышать доступность и вариативность образования с учетом образовательных потребностей лиц с ОПФР;
совершенствовать качество образовательного процесса, обеспечение его коррекционной направленности при работе с детьми с ОПФР;
проводить системную и последовательную работу по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса;
обеспечить здоровьесберегающий процесс в учреждениях образования на основе межведомственного взаимодействия;
повышать уровень межведомственного взаимодействия с организациями здравоохранения в решении вопросов выявления, обучения и воспитания лиц с ОПФР.
приобретать и обновлять оборудование, средства обучения, спортивный инвентарь и оборудование, в том числе для воспитанников с ОПФР;
повышать качество информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников.