РУС БЕЛ ENG 中文

Руслан Абрамчик о VI Съезде учителей и работников образования государств СНГ: «Представители Беларуси были горды за свою страну и новации, которые мы внедряем в образование»

11.11.2021

 

Руслан Абрамчик о VI Съезде учителей и работников образования государств СНГ: «Представители Беларуси были горды за свою страну и новации, которые мы внедряем в образование»

Руслан Абрамчик рассказал о том, какой опыт удалось почерпнуть у иностранных коллег.

Развитие интеграционных процессов, поиск новых форм и механизмов взаимодействия в системе образования, обмен опытом – эти и другие вопросы обсудили на VI Съезде учителей и работников образования государств СНГ. Мероприятие проходило в столице Таджикистана 28-29 октября. В его работе приняли участие учителя и представители системы образования из Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также исполнительного комитета СНГ. В числе делегатов от белорусской стороны начальник главного управления образования Гродненского облисполкома Руслан Абрамчик. В интервью корреспонденту «ГП» Руслан Абрамчик рассказал о том, какой опыт удалось почерпнуть у иностранных коллег, какие наработки Беларуси вызвали интерес у делегатов, и о задачах, стоящих перед сферой образования в странах СНГ.

Разные подходы к общим вызовам

– Руслан Юрьевич, расскажите, какие темы легли в основу обсуждения в ходе съезда?

– Главная цель форума – обмен опытом в реализации мероприятий, направленных на развитие образовательной сферы. На пленарном и секционных заседаниях мы рассмотрели вопросы обеспечения доступного и качественного образования на всех его уровнях, цифровизацию в образовании, использование инновационных подходов в воспитательной работе. Большое внимание уделили теме активизации партнерских связей между образовательными организациями государств – участников СНГ.  

Наряду с этим обсуждены пути решения проблем и преодоление вызовов, которые сегодня стоят перед образовательной сферой. К слову говоря, в этом плане у стран-участниц съезда очень много общего, и в то же время каждая ведет работу в этом направлении по-своему. Международный форум дал возможность познакомиться с успехами и ошибками коллег.

– О каких трудностях идет речь? 

– Сейчас для всех наиболее актуальна пандемия. Вернее, преодоление сложностей, которые из-за нее возникли. На коронавирус страны отреагировали по-разному: где-то образовательные учреждения закрывались, где-то частично или полностью переходили на дистанционное обучение. Такой опыт был, например, в Кыргызстане. По словам коллег, его результаты сегодня не радуют: по освоению учебной программы дети отстают примерно на полгода-год в сравнении со сверстниками из других стран, где обучение все время проходило в очной форме.

– Своим опытом в преодолении этой проблемы поделилась и Беларусь?

– Разумеется. Наша страна представила Единый информационно-образовательный электронный ресурс, где оперативно усилиями всех педагогов страны была создана учебная база для учеников, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Платформа разработана в соответствии с учебными программами по школьным предметам по каждой теме. Учащиеся могут прослушать видеофрагменты с объяснением учебного материала, а после, чтобы проверить себя, пройти специальные тестовые задания.

Материалы платформы постоянно обновляются и дополняются. Сейчас началась разработка белорусскоязычной версии электронного ресурса. Уже к 2025 году планируется создать республиканскую информационно-образовательную среду, внедрить автоматизированную систему управления учреждениями образования, которая оптимизирует административные процедуры и будет способствовать дальнейшему снижению излишнего документооборота, решению проблемы несвойственных функций педагогов.

Наш опыт был высоко оценен коллегами из стран СНГ. Кроме того, мы широко обсудили и согласовали общие действия в определении стратегий и путей развития систем образования наших стран.
сотрудничество с перспективой

– Расскажите о них подробнее.

– В первую очередь это единый подход к определению индикаторов качества образования, создание совместных проектов, развитие сотрудничества не только на уровне стран, но и регионов и отдельных учреждений. 
Год назад главное управление образования Гродненского облисполкома задумалось о создании такого подхода, как модель конечных результатов. Ее главное преимущество заключается в возможности оперативно реагировать на изменения в отрасли, ставить достижимые цели и задачи, которые можно быстро и качественно прогнозировать. Внедрить эту модель не так просто, есть ряд вопросов и трудностей. Но, думаю, благодаря съезду ситуация вскоре изменится: коллеги из Армении с радостью согласились поделиться своим опытом реализации такого подхода, и сейчас мы будем начинать тесное взаимодействие.

Армяне в свою очередь заинтересовались нашим опытом повышения квалификации педагогических кадров, который мы реализуем в Гродненском областном институте развития образования. Они готовы направлять своих учителей к нам на повышение квалификации в режиме онлайн, в том числе на платной основе. Казахстан, к примеру, оценил наши наработки по организации непрерывного педагогического образования, созданию профильных педагогических классов в учреждениях общего среднего образования, подходы к работе с молодыми специалистами, распределению, целевому зачислению выпускников. 

Уже с этой недели мы начинаем организацию видеомостов с учреждениями образования Казахстана и Армении, которые позволят нам не только поделиться опытом уже с конкретными заинтересованными сторонами, но и получить соответствующий опыт, наработки, документацию, стратегические апробированные документы, которые сможем внедрить у себя. 

 – На ваш взгляд, как в целом выглядит белорусская система образования на фоне других стран Содружества? Есть ли чем гордиться?

– Первое, что стоит отметить, – я и другие представители Беларуси были горды за свою страну и те новации, идеи, которые мы внедряем в образовательную среду. Отрадно, что участники мероприятия высоко оценили наши достижения и наработки. Это и проект нового Кодекса об образовании, концепция развития системы образования до 2030 года, открытие Единого информационно-образовательного ресурса, большое количество проектов и программ в области воспитательной работы. Нам в свою очередь было интересно посмотреть на подходы других стран в повышении социального статуса учителя, формировании заработной платы педагогов, повышении квалификации учителей. 

Внедрять положительный опыт

– Руслан Юрьевич, поделитесь, пожалуйста, итогами и перспективами сотрудничества со странами СНГ в вопросах образования. Как эта работа будет налаживаться дальше?

– Форум был плодотворным. По его итогам подписана резолюция, где отражены сферы и методы взаимодействия, определена стратегия и перспективные инструменты развития образования на территории СНГ. 
Определены мероприятия по налаживанию тесного взаимодействия в научной сфере  в области педагогики, подходы по формированию системы индикаторов качества образования, чтобы мы могли в одинаковых системах координат измерять достижения в разных странах СНГ. 

Кроме того, участники съезда отметили дальнейшую необходимость развития сотрудничества на образовательном пространстве СНГ в разработке и совершенствовании цифрового и образовательного контента, развитии цифровой инфраструктуры, необходимых для реализации образовательных программ. Также было решено согласовывать подходы к разработке и обновлению образовательных госстандартов и программ подготовки педагогов в странах СНГ в условиях непрерывности и с учетом общемировых трендов и национальной специфики. 

Резолюция еще раз подчеркивает единство наших стран в подходах к сохранению памяти о подвиге наших народов в Великой Отечественной войне, нацеленность на продолжение сотрудничества и добрососедства, развитие взаимодействия между нашими учреждениями и учащимися. Думаю, тот положительный опыт, с которым удалось ознакомиться на форуме, будет внедрен в систему образования нашей страны, в частности Гродненщины, и принесет пользу всем участникам образовательного процесса. 
 
Источник: https://rgazeta.by