Воспитание командного духа, ранняя профориентация и ответственный выбор – вот чему послужит реализация предложений для сферы образования, озвученных на диалоговых площадках
29.12.2020
Общие интересы
Предложений, вопросов было много, что еще раз доказывает: система образования – это сфера, где нет равнодушных. Свое видение ее перспективного развития высказывают не только педагоги, учащиеся, родители, но и специалисты других сфер.
Как отметил начальник главного управления, многое из того, что было озвучено как предложение, уже реализуется. Значит, система образования развивается в унисон с запросами общества и государства, веяниями времени. К примеру, поднимался вопрос об обязательном общем среднем образовании. И это уже стратегическая задача на ближайшие годы. Потребовало время от педагогов и учащихся умения работать с информационно-коммуникационными технологиями, а от системы в целом – готовность их предоставить. Совершенствование дистанционного образования также озвучивалось участниками площадок. И тоже уже находит реализацию. Совсем недавно Министерство образования анонсировало запуск в тестовом режиме единого информационно-образовательного ресурса для школ.
Soft-skills и командная работа
В унисон уже намеченным тенденциям в образовании прозвучало предложение ввести в качестве факультатива или курсов занятия по финансовой грамотности. Инициаторами этой идеи стали студенты, которые уехав от родителей, оказались не готовыми самостоятельно распоряжаться финансами.
В стране не первый год проводится олимпиада по финансовой грамотности для старшеклассников. Ребята, готовясь к ней, с удовольствием познают мир финансов, разбираются с такими повседневными вещами, как оплата коммунальных услуг, безналичный расчет и более сложными – кредиты, налоги, инвестиции… Победитель областного этапа этого года, ученик кореличской СШ №1 Никита Карп отмечает, что полученные знания однозначно пригодятся в жизни.
– В настоящее время soft-skills, так называемые мягкие навыки, во всем мире выходят на первое место. На это направлена, как мы видим, и Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA, которая выявляет умение детей пользоваться знаниями в реальной жизни. Не посчитать площадь куба, а высчитать, к примеру, количество обоев для оклейки комнаты, – рассказал Руслан Абрамчик.
Звучали предложения совершенствования воспитательной работы, занятости учащихся. К примеру, обсуждалась идея уменьшить количество часов по предмету «Физическая культура» и сделать обязательным посещение секций по отдельным видам спорта. Такая практика широко распространена за рубежом. Вместе с тем, как отметили в главном управлении образования, – очень важно, чтобы эти виды спорта были командными. Работа на результат с индивидуальными спортсменами порождает конкуренцию, что, конечно, тоже необходимо. Одна из задач школы научить ребят работать в команде.
Есть у этого вопроса и обратная сторона: готовы ли школы работать по такой системе. Перестроиться в один момент не получится, необходимо создавать базу.
Наказание рублем
В системе высшего образования, прозвучало предложение внести изменения в части оплаты за обучение,. А именно обязать: студентов-бюджетников возмещать затраты на обучение в случае их отчисления. Речь идет об отчислении по собственному желанию, а также по таким причинам, как неуспеваемость, длительное отсутствие на занятиях без уважительной причины и другие.
Государство тратит средства на подготовку будущего специалиста, а если тот решает бросить либо его отчисляют, так как он не хотел учиться, отдачи – никакой. Однако наказание рублем – не самоцель. Должна быть четкая стратегия этого вопроса. Важно создать понимание, что после отчисления придется возмещать затраты, тогда студенты будут более ответственно подходить к учебе. Да и абитуриенты, выбирая будущую профессию, не скажут: «Не понравится – брошу», а хорошенько подумают, кем же хотят стать.
Ректор Гродненского государственного аграрного университета Витольд Пестис уверен, что нельзя все бросать исключительно на молодого человека.
– Необходимо максимум внимания уделять профориентации, знакомить старшеклассников с самыми разными профессиями. К примеру, у нас есть такая практика: едем в школу, рассказываем старшеклассникам о наших специальностях, приглашаем к себе в университет, везем в СПК. И ребята видят, какие у них есть перспективы, кем они могут работать, в каких условиях. Бывает, что и коренные горожане после таких экскурсий находят себя именно в аграрной отрасли, – рассказал Витольд Пестис. – Такую работу надо обязательно вести, чтобы старшеклассник видел реальную сторону профессии.
Так выбор абитуриентов будет более осознанным, а разочарований в будущей профессии и решений бросить учебу – меньше.
Какие из предложенных во время работы диалоговых площадок предложений найдут отражение на законодательном уровне, еще предстоит обсудить. Пока же с уверенностью можно говорить о том, что все они будут детально изучены, ведь вопросы на самом деле серьезные. Речь идет о воспитании, образовании и подготовке к жизни тех, кому завтра отвечать за страну.