Директор Дотишской СШ Вороновского района стала «лицом номера» журнала «Директор школы, гимназии, лицея»
28.10.2025
Что делает сельскую школу лидером? Директор Дотишской средней школы Вороновского района Анна Антоновна Дудко откровенно рассказывает о финансовых находках, секретах управления коллективом и о том, как ей удается создавать пространство для творчества и развития.
ФИНАНСОВЫЙ КОМПАС
Анна Антоновна, Дотишская средняя школа — современная и хорошо оснащенная. Какие нестандартные подходы вы используете для привлечения дополнительных средств помимо бюджета и родительских взносов?
Действительно, история нашей школы началась в 2013 г. с возведения современного здания. Но современное здание — это только старт. Для успешного развития важно постоянное движение вперед и поиск ресурсов. Поэтому мы активно ищем спонсоров и тесно сотрудничаем с КСУП «Дотишки». Благодаря поддержке нашего базового хозяйства школе удалось приобрести компьютерную технику, цветные принтеры, брошюратор формата А3 и газонокосилку.
Помимо этого, для привлечения дополнительных средств мы задействуем внутренние резервы и ресурсы:
- участие педагогов в конкурсах. По итогам результативного участия в конкурсах профессионального мастерства предметные кабинеты пополнились ноутбуками и компьютерами;
- реализация потенциала школы-партнера программы «Учитель для Беларуси». Участие в этой программе позволило оборудовать кабинет «Игровая академия»;
- наш огород и сад. Выращиваем лук, свеклу, морковь, капусту, картофель, плодоносит сад. Излишки овощей реализуем дошкольным учреждениям и пополняем внебюджетный счет школы.
Какие статьи бюджета для вас приоритетны? 
Почему именно они?
Самая важная задача для каждого директора — это сохранять стабильный и мотивированный педагогический коллектив. Без сильных учителей, профессионалов своего дела, невозможно дать детям качественное образование. Поэтому мы смело инвестируем:
- в повышение квалификации;
- стажировки;
- обмен опытом с другими школами;
- программы наставничества.
“Без системной работы по удержанию кадров мы можем потерять уникальных педагогов”.
Какая финансовая задача является сейчас для вашей школы самой сложной и требующей немедленного решения?
Как вы сами заметили, наша школа относительно новая и хорошо оснащенная. У нас нет финансовых неразрешимых задач. Все возникающие вопросы решаются при поддержке районного отдела образования.
Что меня беспокоит больше всего — это сохранение штатных единиц. В школе, особенно когда она обслуживает большой микрорайон, включающий более десяти населенных пунктов, как у нас, роль педагога-психолога и педагога социального становится не просто важной, а критически необходимой.
Анна Антоновна, какие типичные ошибки, на ваш взгляд, допускают директора школ при подготовке к финансовым проверкам? Как избежать этих ошибок и какие советы вы можете дать коллегам, чтобы проверка прошла максимально конструктивно?
На мой взгляд, типичные ошибки — это:
- неотслеживание изменений в законодательстве (нормативная база постоянно обновляется);
- отсутствие системы контроля (невыявление и неисправление ошибок до проверки, отсутствие или неполнота документов).
Чтобы избежать подобных ошибок, нужно:
- регулярно повышать квалификацию в области финансово-хозяйственной деятельности;
- своевременно обновлять нормативную базу;
- наладить эффективную систему самоконтроля;
- привлекать квалифицированных специалистов для консультаций;
- тщательно готовиться к проверкам, осуществлять предварительную самопроверку документов;
- использовать ресурсы и поддержку районного отдела образования.
И, конечно, обязательно читать журнал «Директор школы, гимназии, лицея» и работать так, будто проверка может начаться завтра.
“Финансовая устойчивость школы — это сплав поддержки государства и инициативы директора. Используйте все возможности, повышайте квалификацию и не забывайте о профилактике ошибок. Помните: готовность к проверке — это проявление профессионализма”.
ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДРАЙВ
Как вы построили эффективную систему управления в вашей школе?
Эффективный контроль и координация работы всех членов коллектива — это для меня краеугольный камень успешной образовательной среды. И это не о надзоре, а о поддержке, развитии и создании условий, в которых каждый может максимально реализовать свой потенциал.
В своей работе я использую целый ряд инструментов.
- Систематическое планирование и отчетность. Разрабатываем четкий план работы школы с конкретными целями и задачами, которые обсуждаются и принимаются всем коллективом. Этот план служит дорожной картой для всех, позволяя каждому понимать свои приоритеты.
- Посещение уроков и индивидуальные беседы. Регулярно посещаю уроки учителей, чтобы увидеть их работу в действии, оценить методику преподавания, взаимодействие с учениками и общую атмосферу в классе. После посещения провожу индивидуальные беседы с учителями, даю конструктивную обратную связь и предлагаю помощь в решении возникающих проблем.
- Анализ результатов участия в олимпиадах и конкурсах. Тщательно анализируем результаты участия учеников в олимпиадах и конкурсах. Это позволяет выявить сильные и слабые стороны в подготовке учеников и определить области, требующие корректировки.
- Опросы и обратная связь. Проводим регулярные опросы учеников, родителей и сотрудников, чтобы получить обратную связь об уровне удовлетворенности образовательным процессом, организации школьной жизни и микроклимате в коллективе. Здесь незаменима роль педагога-психолога.
- Оперативная коммуникация. Активно используем электронную почту, школьный сайт, социальные сети и мессенджеры для оперативной коммуникации, обмена информацией и решения срочных вопросов.
В Telegram-канале «Родительская поддержка»: вместе к гармонии», созданном педагогом-психологом и педагогом социальным, размещаем актуальную, полезную и профилактическую информацию и получаем обратную связь в формате «вопрос-ответ».
- Повышение квалификации и школа РОСТА. Создаем условия для постоянного повышения квалификации учителей и работников школы, организуем семинары, тренинги, мастер-классы. В школе действует школа РОСТА, где опытные учителя помогают молодым специалистам адаптироваться к работе и развивать свои профессиональные навыки.
- Инновационная деятельность. Поддерживаем и стимулируем инновационную деятельность учителей, поощряем внедрение новых образовательных технологий и методов обучения. Школа постоянно работает в инновационном режиме.
“Управление, я считаю, должно строиться на доверии и популяризации инициативы”.
Учитывая, что ваша школа стала средней на базе нескольких базовых, как вы мотивируете и поддерживаете учителей, работающих в разных классах и имеющих разный опыт работы?
В 2018 г., когда я пришла в эту школу, я увидела коллектив, который умеет работать. Выявление сильных сторон каждого педагога, предоставление возможности для дальнейшего развития, различные формы презентации собственного опыта, взаимообучение, саморазвитие — я считаю, что это ключевые моменты работы с коллективом.
В нашей школе систематически проходят мастер-классы и круглые столы, на которых педагоги делятся своим опытом, авторскими методиками и педагогическими находками. И, как результат, более 70 % педагогов успешно транслируют свой опыт в СМИ.
“Успешное управление школой — это баланс между доверием и требовательностью, поддержкой и контролем. Делитесь опытом, стимулируйте инициативу и не забывайте о постоянном развитии кадров”.
РОДИТЕЛИ + ШКОЛА
Как вы вовлекаете родителей и местное сообщество, особенно работников СПК «Дотишки», в жизнь школы, какие формы сотрудничества вы считаете наиболее эффективными?
Для результативной работы в рамках сотрудничества спланирована система взаимодействия учреждения с социальными партнерами:
- КСУП «Дотишки»;
- Дотишским сельским исполкомом;
- пограничной заставой «Дотишки»;
- ФАПом;
- центром культуры и досуга.
Организованы профориентационные экскурсии, в т.ч. на производство, ориентированные на развитие села. Когда старшеклассники видят, что работа их родителей приносит практическую пользу их же дому, улице, деревне, у них формируется совершенно иная мотивация. Это воспитывает не будущего уезжающего выпускника, а хозяина своей земли.
В летнее время в школе работает лагерь труда и отдыха, который дает возможность учащимся с 14 лет временно трудоустроиться в КСУП «Дотишки» и заработать.
Регулярно в школе проводятся товарищеские встречи по футболу и волейболу с родителями.
Одно из самых ярких взаимодействий — дружба с погранзаставой «Дотишки». Ребята с удовольствием идут на экскурсии, знакомятся с условиями службы и быта пограничников, современным боевым оружием, служебными собаками. В рамках летнего оздоровления работает палаточный лагерь «Патриот» с круглосуточным пребыванием.
Мы гордимся родительской инициативой по благоустройству школьной территории. Сегодня у нас целая ландшафтная зона «Лавандовый рай», которая благодаря совместным усилиям коллектива школы, родителей и детей радует глаз пышными нежно-фиолетовыми кустиками и вдохновляет своим ароматом. Это не только украшение, но и многофункциональное пространство, которое используется для образовательных и эстетических целей.







ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
Анна Антоновна, как вам удается поддерживать творческую атмосферу в вашей школе, особенно учитывая разносторонний состав учеников? Какие проекты вы реализуете для развития талантов в науке, искусстве, спорте и технологиях?
Наша школа — это своеобразное пространство для творчества и развития. Мы стремимся увлечь детей живым общением и подвижными занятиями, постепенно снижая их зависимость от телефонов.
Мы изменили подход к организации школьной жизни, и теперь у нас:
- проактивные перемены: организуем тематические перемены с активностями;
От редакции: идеи для организации перемен ищите в календаре.
- кабинет психологической разгрузки для детей и взрослых;
- активные зоны отдыха:
- объемные настольные шашки на трех этажах (подарок выпускников);
- теннисные столы в рекреациях;
- тренажерный зал;
- площадка для изучения правил дорожного движения;
- «Игровая академия»: оборудован кабинет с настольными играми на белорусском языке, которые создаются творческой группой детей под руководством педагога;
- проектные технологии и сетевое обучение;
- развитие гражданской позиции:
- реализуем проект «Мини-ШАГ» (развитие лидерских качеств);
- вовлекаем учеников в проект «РазДельный мусор» (макулатура, батарейки);
- предоставляем возможность самостоятельного выбора актива класса;
- развиваем социальную ответственность через акции и общешкольные мероприятия;
 
- бюро педагогической и ученической инициативы «Хочу! Могу! Делаю!»: развитие личных инициатив учащихся (II ступень общего среднего образования);
- агентство социальной рекламы «Школьная кампания»: детское объединение информационного характера, направленное на формирование творческой личности. Наши учащиеся создают листовки, видеоролики и буклеты по актуальным проблемам (здоровый образ жизни, экология, безопасность).
ВЫЗОВЫ БУДУЩЕГО
Если бы у вас была возможность изменить что-то в системе образования Беларуси, что бы вы сделали в первую очередь для улучшения работы сельских школ?
Сегодня благодаря поддержке государства сельская школа ничем не уступает городской. Очень важно и дальше направлять усилия на развитие сельских школ.
Современные кабинеты и оборудование, привлекательные условия и возможности для профессионального роста педагогов, разнообразная внеурочная жизнь детей — все это составляющие успешного пространства сельской школы.
Ведь сельская школа — это не только место учебы, это центр жизни деревни, хранитель традиций и точка притяжения для сообщества. Сделав ее сильной, мы укрепим и всю систему образования.
Анна Антоновна, какие вызовы вы видите в будущем образования, особенно в условиях развития цифровых технологий и изменения требований к выпускникам?
Вызовы будущего образования я вижу в том, что мир меняется быстрее, чем успевают перестраиваться традиционные учебные программы. Развитие цифровых технологий, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, а также рост объема информации требуют от выпускников не только знаний по предметам, но и гибких навыков — умения критически мыслить, работать в команде, быстро адаптироваться и учиться всю жизнь.
Во время информационной перегрузки очень важно научить школьников фильтровать и проверять данные, а не просто потреблять контент. Появляются новые профессии и компетенции. Многие из них еще не существуют, но мы должны готовить к ним уже сегодня. В цифровой среде особенно важно формировать ответственное поведение, уважение к авторскому праву и умение вести конструктивный диалог.
Как мы готовимся?
- Внедряем цифровые образовательные платформы и учим педагогов работать с ИИ-инструментами для подбора заданий и анализа прогресса учеников.
- Развиваем проектное и межпредметное обучение, чтобы дети учились применять знания комплексно.
- Проводим тренинги по цифровой грамотности и информационной безопасности для учеников, родителей и учителей.
Мы стараемся сделать так, чтобы выпускники нашей школы не просто умели пользоваться технологиями, а понимали, как с их помощью создавать ценность для себя и родины.
УНИКАЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ
В чем, на ваш взгляд, уникальность вашей школы, как вы используете эту уникальность для привлечения и удержания талантливых учителей и формирования позитивной и мотивирующей атмосферы в школе?
Сила нашего коллектива в его сплоченности, общем движении в одном направлении и талантах каждого в особенности.
Благодаря тесному сотрудничеству педагогов, учащихся и родителей школа является признанным лидером районного конкурса на лучшее учебное заведение.
У нас созданы комфортные условия и для детей, и для всех работников. Наши ученики демонстрируют высокие результаты на олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах. У наших учеников есть дипломы I и II степеней по предмету «Белорусский язык и белорусская литература» третьего этапа республиканской олимпиады. Наша выпускница 2023 г. получила 100 баллов на ЦЭ по двум предметам (белорусский язык и биология).
Мы стремимся создавать условия для того, чтобы все учащиеся учреждения были успешными, поэтому на празднике «Последний звонок» мы чествуем детей, добившихся высоких результатов в течение года и внесших весомый вклад в развитие нашего учреждения. Из внебюджетных средств у нас есть возможность выплачивать денежные премии ученикам. Такое общешкольное признание лучших в учебе и спорте является большим стимулом для других участников образовательного процесса.
Наши выпускники конкурентноспособны во время вступительной кампании. Ребята поступают в высшие учебные заведения, средние специальные заведения по целевым направлениям, а значит, вернутся в район и хозяйство.
Материально-техническая и методическая база кабинетов, активная работа учителей по обеспечению рабочего места учителя и ученика необходимыми средствами обучения позволяют результативно участвовать в областных смотрах-конкурсах кабинетов.
Обеспеченность спортивно-туристическим инвентарем составляет 100 %. В течение года спортивный и тренажерный залы работают по графику, составленному с учетом запросов населения.
Сегодня коллектив школы продолжает совершенствовать образовательный процесс, опираясь на устоявшиеся традиции и шагая в ногу с инновациями.
“Уникальность школы — в ее людях и атмосфере, которую они создают”.
НАДЕЖНЫЙ НАВИГАТОР
Анна Антоновна, вы наш постоянный подписчик с 2018 г. Как наш журнал помогает вам в вашей работе? Какие статьи вам кажутся наиболее полезными и почему?
Для меня журнал «Директор школы, гимназии, лицея» — это важный элемент профессионального развития. Это не просто источник информации, а инструмент, помогающий принимать обоснованные решения, внедрять инновации, эффективно управлять коллективом и создавать условия для качественного образования.
Сложно выделить наиболее полезные статьи. Все статьи имеют огромную практическую пользу. В журнале я нахожу:
- обзор изменений в законодательстве;
- разъяснение сложных вопросов;
- описание успешных проектов, мероприятий, программ и инициатив;
- стратегии, методы и технологии эффективного управления;
- материалы по планированию и контролю;
- советы по подбору, мотивации, повышению квалификации и развитию педагогических кадров;
- обзоры финансово-хозяйственной деятельности;
- практические рекомендации по работе с родителями и педагогами и многое другое.
Какую книгу, посвященную управлению, образованию или саморазвитию, вы бы посоветовали прочитать всем директорам школ? Почему именно эту книгу?
Уважаемые коллеги, для грамотного управления читайте журнал «Директор школы, гимназии, лицея». А для саморазвития я бы посоветовала книги Андрея Курпатова «Найти себя и понять других» и «Психология эффективного общения». Нам постоянно приходится общаться с другими людьми, и, к сожалению, это общение далеко не всегда доставляет нам радость. Что нужно сделать, чтобы оно было легким, приятным и продуктивным? Две вещи: хорошо понимать себя и правильно интерпретировать поведение других людей. Обе эти задачи с успехом решают книги Андрея Курпатова.
ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ
Что вас больше всего вдохновляет в работе директора сельской школы?
Больше всего меня вдохновляют люди — и маленькие, и взрослые, — и особая атмосфера душевности и доброты. В сельской школе мы знаем каждого ребенка по имени, знаем его семью, его сильные стороны и то, в какой поддержке он нуждается. Здесь нет анонимности — есть настоящая общность, где успех одного становится радостью для всех. Здесь нет места равнодушию и формализму. Все друг другу помогают и поддерживают. Это создает особую рабочую атмосферу, в которой хочется творить и отдавать себя делу.
Анна Антоновна, что вы считаете самым важным в профессии директора школы?
Умение видеть целостную картину и при этом не терять из виду каждого человека. Создание благоприятной, развивающей и безопасной среды для каждого ученика и сотрудника. Умение мотивировать и вдохновлять. Создание позитивной атмосферы в коллективе, поддержка инициатив и инноваций, признание достижений.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Какой стиль управления вы предпочитаете (авторитарный, демократичный, либеральный, ситуационный)? Как вы выстраиваете отношения с коллегами и учениками?
В своей работе я придерживаюсь в основном демократичного и ситуационного стилей управления. Для меня важно, чтобы решения принимались с учетом мнений педагогов, родителей и самих учеников. Демократичный подход помогает вовлекать команду в процесс, повышает ответственность и мотивацию каждого. Вместе с тем бывают ситуации, когда нужно действовать быстро и четко, — тогда я беру на себя полную ответственность и действую решительно, как требует ситуационный стиль.
Отношения с коллегами я строю на основе взаимного уважения, доверия и открытого диалога. Работаю по принципу «открытой двери», стараюсь быть доступной для обсуждения идей, проблем и предложений, поддерживать инициативу и профессиональный рост каждого учителя.
С учениками для меня важно сохранять баланс между требовательностью и поддержкой. Я стараюсь быть для них не только директорам школы, но и человеком, к которому можно обратиться за советом или помощью. Мы вместе участвуем в школьных проектах, обсуждаем идеи, отмечаем успехи — это формирует атмосферу, в которой дети чувствуют себя частью большой и дружной команды.
В итоге, мой стиль управления — это сочетание лидерства, партнерства и гибкости, где главная цель — развитие школы и раскрытие потенциала каждого ее участника.
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ
Какие принципы помогают вам эффективно управлять школой и достигать поставленных целей?
В основе моего управления школой лежит несколько принципов, которые помогают не только достигать поставленных целей, но и развивать школу.
- Четкое видение и стратегическое планирование: я всегда держу в фокусе долгосрочные цели — от качества образования до роли школы в жизни села — и планирую шаги так, чтобы каждое решение приближало нас к ним.
- Открытость и диалог: важно, чтобы педагоги, родители и ученики знали, что их мнение ценно. Мы обсуждаем идеи, ищем решения вместе, и это повышает вовлеченность всех участников.
- Поддержка команды: я верю, что сильная школа строится на сильных учителях. Поэтому создаю условия для их профессионального роста, обмена опытом и внедрения новых методик.
- Гибкость и ситуационное лидерство: в сельской школе каждый день может принести неожиданные вызовы — от погодных условий до срочных организационных вопросов. Умение быстро адаптироваться и принимать решения — ключ к стабильной работе.
- Культура доверия и ответственности: мы формируем атмосферу, где каждый чувствует свою значимость и понимает, что успех школы — это результат совместных усилий.
- Связь с сообществом: школа — это центр жизни села. Мы активно сотрудничаем с местными организациями, реализуем совместные проекты, чтобы дети видели, что их знания и умения востребованы здесь и сейчас.
Эти принципы помогают мне не просто управлять школой, а развивать ее так, чтобы она была местом, куда дети идут с радостью, а педагоги — с вдохновением.
“Четкое видение, командный дух, гибкость и открытость — вот что отличает эффективного руководителя”.
БАЛАНС
Как вам удается поддерживать баланс между работой и личной жизнью, учитывая высокую загруженность и ответственность вашей должности?
Баланс между работой и личной жизнью — это не роскошь, а необходимое условие, чтобы оставаться эффективным руководителем. В нашей профессии легко раствориться в бесконечном потоке дел, но я стараюсь придерживаться нескольких правил.
- Четкое планирование: я распределяю задачи так, чтобы важные решения и встречи приходились на первую половину дня, а во второй оставалось время для анализа и подготовки.
- Делегирование: доверяю коллегам и даю им пространство для самостоятельных решений. Это не только разгружает меня, но и укрепляет команду.
- Личные островки времени и четкие границы: в календаре есть неприкосновенные часы для семьи и родителей.
Я убеждена, что директор, который умеет заботиться о своем ресурсе, подает пример и педагогам, и детям. Ведь мы учим не только предметам, но и умению жить гармонично.
МИНУТКА ЮМОРА ОТ ДИРЕКТОРА
Расскажите анекдот, связанный со школьной жизнью, который мог бы развеселить и настроить на позитивный лад наших читателей.
Как-то утром, обходя классы, я заглянула в третий класс. Спрашиваю:
- — Ребята, кто знает, что такое дисциплина?
Тянет руку мальчишка:
- — Это когда тихо-тихо, как на контрольной… — и тут же добавляет шёпотом, — только без контрольной.
Весь класс засмеялся, а я подумала: вот она, детская мудрость — дисциплина без стресса. Может, и нам, взрослым, стоит этому поучиться.

Источник: https://voronoo.gov.by
 
	    
		
	