В Минске обсуждают вопросы инклюзивного образования
19.11.2024Сегодня, 19 ноября, в Минске прошел первый день Международного научно-практического форума «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка». Мероприятие объединило свыше 1300 специалистов из Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
Двухдневный форум стартовал в стенах минской гостиницы «Ренессанс». Отечественные и международные эксперты, ученые и практики, занимающиеся исследованием проблем развития образования лиц с особенностями психофизического развития объединились, чтобы обсудить национальную стратегию развития инклюзивного образования в Беларуси, а также подготовку педагогических работников в контексте принципа инклюзии.
Во время общения с прессой заместитель министра образования Александр Кадлубай отметил, что в Беларуси реализация принципа инклюзии, который закреплен в Кодексе об образовании в качестве основополагающего принципа государственной политики, позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося:
— Принцип инклюзии включает организацию такого образовательного процесса, при котором все дети, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых), включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях образования. Таким ребятам оказывается необходимая поддержка, учитываются их особые образовательные потребности. Наша страна имеет уникальный почти 30-летний опыт функционирования интегрированного образования, в условиях которого обучаются 74 % детей с особенностями психофизического развития, нуждающиеся в получении специального образовании. Практически в каждом учреждении дошкольного и общего среднего образования работают пункты коррекционно-педагогической помощи. Количество специальных групп и классов интегрированного обучения и воспитания ежегодно возрастает. Развитие интегрированного обучения и воспитания позволило за последние 20 лет в два раза сократить количество специальных школ и школ-интернатов. Если в 2000 году их было 95, то сейчас 46. Таким образом, мы не отрываем ребенка от семьи.
По словам Александра Владимировича, на сегодняшний день количество обучающихся с особенностями психофизического развития в республиканском банке данных составляет 183,2 тысячи человек.
— Количество детей с расстройствами аутистического спектра растет — это определенный вызов для системы образования. Параллельно растет спрос родителей на получение профессионального образования и более углубленной социализации своих детей. Потому что ребята растут: получают дошкольное, школьное образование и родители задумываются — как они в дальнейшем будут существовать отдельно в том числе в рамках своей собственной семьи. На поиски ответов и направлено наше мероприятие.
Ректор Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка доктор педагогических наук, профессор Александр Жук обратил внимание, что включение детей с особенностями психофизического развития в единый образовательный процесс — мировой тренд:
— Наш вуз является базовой организацией СНГ в области инклюзивного и специального образования. Мы многое сделали для подготовки педагогов к работе с такими детьми, начиная с детского сада и заканчивая вузом. Разработаны новые учебные планы, стандарты, предметы. С 2021 года при подготовке будущих педагогов, не только учителей-дефектологов, введена учебная дисциплина «Инклюзивная образовательная практика». Это сделано для того, чтобы все выпускники могли профессионально работать с особенными детьми. Сегодня делимся опытом с коллегами из других стран. Я уверен, что представление наработанного опыта позволит вовлечь в образовательный процесс детей с особенностями психофизического развития, что является гуманным с точки зрения подготовки будущих граждан нашей страны.
Одним из спикеров на форуме стал директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета Артур Хаустов.
— Тема инклюзивного образования очень непростая и многосторонняя. Для его развития необходимы три компонента: мотивация учреждения образования, командная работа и компетентность специалистов. В России говорят так, если вы научили включать ребенка с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную среду, это значит, что вы можете включить любого ребенка в образовательный процесс. Полноценное инклюзивное образование — это когда максимальную пользу от этого получают и сверстники, и сам ребенок с нарушениями развития. Чтобы это осуществить мы разрабатываем определенные методики и технологии, которыми будем делиться с белорусскими коллегами.
Источник: https://www.sb.by