РУС БЕЛ ENG 中文

Как интересно провести урок физкультуры, знает учитель с 35-летним стажем Марина Макар

05.07.2023

Учащиеся средней школы № 1 г.п. Кореличи ежегодно участвуют более чем в трех десятках соревнованиях, занимая призовые места в районе и области. Пять школьных команд разного возраста активно проявляют себя в состязаниях по баскетболу, стритболу, гандболу, легкой атлетике, пожарному спорту и прочих спортивных состязаниях. И все это благодаря учителю физкультуры с 35-летним стажем Марине Макар. Подробности – в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Педагог старается привить любовь к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни каждому своему ученику. И надо отметить, у нее это отлично получается. В том числе благодаря личному примеру – несколько лет назад педагог сдала нормативы государственного физкультурно-оздоровительного комплекса на золотой значок.

В свои 58 лет Марина Макар ловит восхищенные взгляды учеников, демонстрируя им гимнастические упражнения на бревне, кувырки и различные стойки, выполняя мост и шпагат, поднимаясь под высокий потолок спортивного зала по канату. А еще наглядно показывает детям младшего и среднего школьного возраста элементы игровых видов спорта, ловко владея мячом: передает пас, делает передачу, совершает разные броски.

– Этими навыками я овладела еще во время учебы в институте, а работа в школе с детьми помогает поддерживать форму и не растерять навыки, – улыбается педагог. – Вот теперь передаю знания ученикам. Стараюсь научить как можно большему в спорте, из года в год максимально расширяя диапазон их физических возможностей.

Марина Макар родилась в г.п. Городище Брестской области. Приобщилась к спорту в пятом классе за компанию с одноклассницей, папа который был тренером по легкой атлетике. Он привил любовь к пионерскому четырехборью, в которое входили прыжок в длину, бег 60 м, кросс и метание мяча. После окончания общеобразовательной школы поступила в Брестский педагогический институт имени А.С.Пушкина. Видела себя не тренером, специализирующимся на некоем одном виде спорта, а учителем физкультуры, обучающим детей всему: плаванию, бегу, гимнастике, игровым видам спорта и т.д. На первом курсе, выбрав специализацию “гандбол”, Марина Макар увлеклась еще и баскетболом благодаря преподавателю Владимиру Ляху, который, специализируясь на развитии координационных способностей школьников, оттачивал свою методику на студентах. Придя работать в школу, помимо уроков физкультуры молодой педагог сразу взялась вести две секции: гандбол и баскетбол.

Система спортивной подготовки в СШ №1 в Кореличах строится по особой схеме: педагог, взяв обучать малышей в первом классе, доводит их до выпускного. Таким образом, учителю предоставляется возможность продемонстрировать результативность своего подхода в обучении, успешность тех или иных образовательных методик.

– Когда 35 лет назад начинала работать в школе, здесь обучалось более тысячи детей, трудились 4 учителя физкультуры. Я тогда вела начальные классы. Позже было замечено, что, переходя от одного учителя к другому, дети зачастую теряют интерес к спорту. Вот подходы и изменили, – отмечает учитель. – Сегодня у нас учатся 339 учащихся и работают 2 учителя физической культуры. Я веду занятия в семи классах: третьей, пятой и восьмой параллелях, а также в десятом и одиннадцатом классах.

Младших детей Марина Васильевна увлекает спортом с помощью игр. При этом считает, что миндальничать с ребятами не стоит, лучше общаться по-взрослому. Тогда и они будут вести себя более ответственно. Первоклашек опытный педагог приучает к тому, что урок физкультуры – это такой же урок, как и все остальные. Тех, кто прогуливает занятия, у нее нет и не бывало. К слову, уже с первого класса ученики Марины Макар участвуют в спортивных соревнованиях. Так, учащиеся 1-3 классов соревнуются в прыжках в длину с места, метании килограммового мяча, стоя на коленях из-за головы, барьерном беге в состязаниях по легкой атлетике “300 талантов для Королевы”. Кстати, в мае четверо учеников педагога стали призерами на районном этапе.

Всего в году более трех десятков соревнований, в которых участвуют школьники разного возраста. Поэтому дети все время чем-то заняты. Основная подготовка команд к соревнованиям проходит во внеурочное время на факультативах. Так что каждый будний день учитель остается после уроков на двухчасовую тренировку. Ведь чтобы школа занимала призовые места, нужно как следует потрудиться.

На тренировках по игровым видам спорта чаще всего отрабатываются отдельные элементы, которые необходимо совершенствовать: штрафные броски, персональная защита, нападение. Педагог объясняет:

– Учу детей видеть площадку, быстро ориентируясь, передавать пас игроку своей команды. Оттачиваем ведение, передачу мяча на скорость. Самые распространенные ошибки – пробежка, двойное ведение мяча. Совершив ошибку, ребята не всегда успевают сразу ее осознать. Указываю на допущенную оплошность, и элемент прорабатывается дополнительно, чтобы впредь этого не повторялось.

Костяк спортивной школьной команды девочек в этом году составляли одиннадцатиклассницы. Среди них капитан команды Карина Сас, которая намерена стать учителем физкультуры:

– Я планирую поступать на физкультурный факультет в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. С выбором будущей специальности определилась уже в 9 классе. В школе увлекалась гандболом, баскетболом, футболом, участвовала во всевозможных соревнованиях. К тому же с 8 лет занимаюсь гандболом в спортивной школе, куда меня в свое время направила Марина Васильевна, заметив способности и потенциал. Там я тоже капитан команды.

За годы работы Марина Васильевна многих учеников увлекла спортом. Десятки из них продолжили им заниматься в детско-юношеской спортивной школе Кореличского района, где развиты три направления: гандбол, легкая и тяжелая атлетика.

Совет от педагога

Каждое утро Марина Макар делает 15-минутную суставную гимнастику, в день проходит больше 20 тыс. шагов. Для тех, кому большая спортивная нагрузка противопоказана, рекомендует комплекс статической гимнастики “Лежебока”. Он состоит из упражнений, которые выполняются лежа на коврике.

Распознав в ребенке спортивный талант, педагог спешит передать юного спортсмена еще в младшем школьном возрасте в ДЮСШ. Ведь чем раньше это сделаешь, тем больше их шансы добиться высоких результатов. Такой ребенок станет крепче физически, более волевым и стрессоустойчивым. Чем старше дети, тем сложнее их привлечь к спорту. В этом году учитель передала в спортивную школу 8 третьеклассников: 4 мальчика и 4 девочки. И они уже стали выступать на дружеских встречах по гандболу.

– А как определяете наиболее способных детей? – интересуюсь.

– Свои первые нормативы первоклашки сдают в четвертой четверти. Уровень физического развития детей определяется по шести тестам: наклон вперед, челночный бег, прыжок в длину с места, бег 30 м и 6-минутный бег. Девочки также сдают подъем туловища, а мальчики – вис на согнутых руках. Принимая нормативы, сразу видишь, кто из детей скоростной, прыгучий, сильный. Если ребенок скоростной, понятно, что ему надо заниматься или легкой атлетикой, или спортивными играми. Если мальчик сильный, коренастый, ему подходит тяжелая атлетика. Еще смотришь на то, командный ученик или нет. Это легко определить по манере общения со сверстниками. Конечно, важно наличие желания у ребенка заниматься спортом.

Направив учеников профессионально заниматься спортом, Марина Васильевна посещает их первые тренировки, чтобы убедиться, что каждый ребенок вписался в новый коллектив, хорошо адаптируется, нашел общий язык с тренером. По опыту знает, как важен психологический комфорт. И если ребенку с трудом дается общение с детьми, его можно переориентировать с командного вида спорта, например, на легкую атлетику, где он будет развиваться индивидуально.

– Говорят, скорость, гибкость, прыгучесть – это врожденные качества. Так? – продолжаю затронутую тему о задатках детей.

– Да, так и есть, – соглашается педагог и делится своими наблюдениями. – Я выучила не одно поколение детей. Родители нынешних одиннадцатиклассников некогда тоже были моими учениками, как и родители всех местных детей, кто помладше. Поэтому, глядя на нынешних школьников и вспоминая их мам и пап, примерно знаю, кто из ребят на что способен. Генетика – большое дело! Хотя порой бывает так, что ребенок без особых природных задатков добивается больших успехов благодаря целеустремленности, упорству и трудолюбию. Важен характер. А он иногда проявляется даже при сдаче нормативов. Например, один ребенок рад любому результату, а другой, более амбициозный, будет три раза пересдавать, доказывая, что он может сделать лучше.

На вопрос о собственной системе наказаний и поощрений Марина Васильевна ответила, что таких детей, кого следует воспитывать, скажем, 50 приседаниями или отжиманиями, у нее нет. А вот поощрять школьников она любит. И лучшим поощрением считает игры. Среди любимых игр младших школьников – “Салки”, “Два огня”, “День и ночь”. Правда, тревожит педагога подмеченная тенденция: к 7–8 классу ребята на предложение поиграть в футбол реагирует сдержанно, без особого энтузиазма. От них можно услышать: “Ой, что-то не хочется. Мы не выспались, поздно спать легли, засидевшись за уроками”.

– Вообще я считаю, что от учителя должна исходить любовь к детям. Ученики хотят видеть внимательное к себе отношение, чувствовать поддержку. Поэтому предпочитаю лишний раз ребенка похвалить, отметить то, что у него получается хорошо, чтобы подогреть интерес к предмету, воодушевить на достижение спортивных результатов, – говорит собеседница в конце нашей встречи. – Я обожаю свою работу! В другой профессии себя не представляю. Постоянное общение с детьми заряжает энергией. Их жизнелюбие, активность, энергичность, хорошее настроение словно передаются и тебе. Озорные глазки маленьких детей, радостные лица ребят из школьных команд, занявших первое место, – это то, ради чего трудишься каждый день и с охотой спешишь по утрам на работу!

 

Источник: https://nastgaz.by/