В Беларуси 40 процентов ученых — женщины
02.02.2022
Институт социологии НАН Беларуси озвучил данные: 40 % исследователей у нас — именно женщины.
В традиционном представлении научный работник — обязательно мужчина. Но в современном обществе это стереотип. В преддверии Дня белорусской науки, который отмечается в последнее воскресенье января, Институт социологии НАН Беларуси озвучил подтверждающие этот тезис данные: 40 % исследователей у нас — именно женщины. Например, среди кандидатов наук их 41,4 %, а среди докторов наук — примерно каждая пятая. Действительно ли наука не женское дело и как новоявленным Софьям Ковалевским удается балансировать между домом и работой? Беседуем об этом с инициатором гендерного исследования — научным сотрудником Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси Алесей Соловей, пишет СБ.
Вначале было…
— Алеся Петровна, не поделитесь, что лично вас привело в научную сферу?
— Как это часто и бывает, изначально я не представляла, что буду работать в Национальной академии наук. В десятом классе мне импонировали история и обществоведение, нравилось общаться с людьми. Поэтому в будущем я видела себя либо историком, либо журналистом. Но в то время у выпускников интерес вызывала социология (не как новое направление, а как специальность). Я решила выяснить, что конкретно изучает эта наука, и обнаружила, что, кажется, нашла себе занятие по душе. Поступила на факультет философии и социальных наук БГУ. Социологию выбрала не как прикладную деятельность, а как научную. К моменту поступления в магистратуру у меня были уже две статьи в научных рецензируемых журналах по социологии семьи и антропологии брака. Так что обратного пути уже не было.
— Давайте уточним, какие именно особенности социологии показались вам настолько привлекательными, что стоило посвятить им жизнь?
— Возможность влиять на жизнь общества и помогать его правильному развитию, например. Ведь социология — это не только поиск людей с просьбой заполнить анкету (кстати, в свое время меня так и спрашивали: «Ты что, будешь к людям приставать?»). Все гораздо серьезнее. Социология раскрывает смысл изучаемой ею реальности. Это возможность изучить то, как люди конструируют свою жизнь и как они взаимодействуют. Общество — очень сложный и фактически живой организм. Не всегда люди могут прийти к общему мнению. А здесь речь идет о миллионах граждан, каждый из которых — индивидуальность. У всех разные характеры, амбиции, устремления, представления об отношениях, личные и профессиональные предпочтения. Социологи изучают, как эти разрозненные детали мозаики складываются в целостную картину общественной жизни. Более того, мы можем выявить конкретную проблему и на основе своих исследований предложить варианты ее решения. Честно говоря, еще в школьные годы при выборе профессии именно это меня и привлекло — возможность изменять жизнь к лучшему. Всегда есть актуальные моменты, нуждающиеся в объективном непредвзятом изучении. Именно так я и воспринимаю то, чем занимаюсь.
Как я уже говорила, довольно распространенное (я бы сказала, сильно упрощенное) представление о социологии — то, что какие-то люди периодически просят вас поучаствовать в опросах общественного мнения, результаты которых где-то используются и публикуются в СМИ. На самом деле, как и любая наука, социология состоит не только из прикладных, но и из фундаментальных исследований. Сначала выделяется тема, затем разрабатываются методология и инструментарий, содержащий вопросы, которые нужно задать, чтобы в результате иметь общую картину для детального анализа. То есть это не просто интерес вроде: «Скажите, пожалуйста, а какое у вас сегодня настроение?..»
Любые социологические исследования — возможность выявить новые, ранее неизвестные знания по социально значимым вопросам (а это и есть задача любой науки — генерирование нового достоверного научного знания). Например, сейчас во многих странах, в том числе в нашей, регулярно проводятся социологические исследования на тему пандемии, отношения людей к вакцинированию, соблюдению мер безопасности. Выявляются тенденции: как меняется общественное сознание и в какую сторону, с чем это связано.
— При всем богатстве выбора тем для социологических исследований почему вы остановились именно на гендерных?
— Изначально я не предполагала заниматься данной тематикой. Начнем с того, что в Национальную академию наук, а конкретно в Институт социологии меня и еще нескольких ребят с курса пригласил наш преподаватель кандидат философских наук, доцент Владимир Леонидович Абушенко — в то время заместитель директора по научной работе. Когда встал вопрос выбора темы, уже мой научный руководитель Михаил Иванович Артюхин, руководитель центра, в котором я работаю, посоветовал мне заняться гендерными исследованиями в науке. Такие исследования показались мне перспективными и важными. К тому же это очень актуальная тема во всем мире. Своему научному руководителю благодарна — я настолько увлеклась темой, что сейчас не могу себе представить другого варианта. Наработанного материала очень много. На данном этапе я выхожу на защиту диссертации по конкретной теме — социальному самочувствию женщин-ученых.
— Можно пояснить что это такое?
— Социальное самочувствие — это интегральная характеристика эмоционально-психологического восприятия представителями социальной группы своего общественного положения, реализации жизненной стратегии, уровня удовлетворенности социально-экономическими, личностными и профессиональными аспектами жизни. Проще говоря, это те моменты, из которых складывается мироощущение человека.
Если мы говорим о женщинах-ученых, их социальное самочувствие значительно отличается от других социальных групп. Дело в так называемой двойной нагрузке. Ведь им приходится совмещать прямо противоположные гендерные роли. С одной стороны, она домохозяйка (а также жена, мать, дочь, сестра и так далее), с другой — профессионал высочайшего класса, работа которого требует полной сосредоточенности и самоотдачи, причем не всегда с 9:00 до 18:00. Вопрос, как тут достичь равновесия не в ущерб ни одной из сторон, далеко не праздный. Кстати, большинство женщин-ученых, у которых уже есть семья, стремятся в меру сил совмещать личное и профессиональное.
Наша современница
— Не скажу, что у нас патриархальное общество, но все же диктат общественного мнения присутствует: считается, что на первом месте у женщины должны быть семья и дети. Не говоря уже о том, что на амбициозных дам вообще смотрят неодобрительно. Женщинам в науке наверняка приходится сражаться за свой выбор?
— Вопрос очень непростой и, я бы сказала, многосоставный. Да, все, что вы перечислили, действительно имеет место. От багажа гендерных стереотипов и традиционных гендерных ролей, складывавшихся веками, так просто не избавишься. И это притом что женщины-ученые вовсе не против семейных уз, они просто подходят к этой теме по-другому. Фактически так, как рекомендуют современные психологи: чтобы чувствовать себя самодостаточным человеком, вы должны состояться как личность и как профессионал, уметь зарабатывать самостоятельно, а не зависеть от мужчины. Могу сказать, что тут мы находимся на мировом уровне: современные белорусские молодые женщины-ученые ориентированы на самореализацию, финансовую независимость, профессиональную деятельность и построение научной карьеры. Важно отметить, что при этом ценность семьи они вовсе не отрицают. Просто считают, что всему должно быть свое время. Согласитесь, это серьезное, взвешенное отношение к браку. Да и отложенное материнство — уже не криминал, а фактически норма в наше время.
Если оперировать цифрами, то, согласно социологическому исследованию, наибольшую важность для женщин-ученых представляют экономическая независимость и самодостаточность. Практически для всех важна финансовая самостоятельность и опора на собственные силы в достижении цели: 97,7 % и 89,1 % соответственно. При этом высокая значимость придается и семейным ценностям. Материнство и воспитание детей важны для 87,3 % женщин, замужество и создание семьи — для 83,4 %. Самореализация в качестве ученого важна для 77,4 % женщин, для 79,7 % важна общественная польза научного труда.
Если исходить из выявленной нами типологии женщин-ученых, только незначительная часть опрошенных (12 %) указали, что главным для них является исключительно карьерный рост. Наверное, стоит учесть и тот факт, что определенное противоречие между социально-биологической ролью женщины-ученого (как матери, жены, домашней хозяйки) и ее профессией присутствует. Иначе и быть не может, поскольку по совершенно объективным причинам период профессионального становления приходится, так сказать, на репродуктивный период (если принять за основу рекомендацию врачей планировать беременность до 30 лет). Судите сами: в 24 года женщина оканчивает магистратуру, в 27 — аспирантуру. Потом, что вполне логично, наступает время активно строить карьеру, которую может замедлить, а то и вовсе прервать рождение ребенка. Поэтому для научной сферы характерна такая общая тенденция, как отложенное материнство и повышение возраста вступления в брак. Все чаще женщины планируют рождение ребенка после 30 лет. Только 5,7 % женщин-ученых НАН Беларуси в возрасте до 29 лет имеют детей.
Вывод — нужна большая вовлеченность мужчин в воспитание детей, совместная ответственность. Что поможет снять эту самую двойную нагрузку. И данные исследований говорят о том, что ситуация, пусть и не так быстро, как хотелось бы, все же выравнивается. Например, по результатам мониторинга Института социологии НАН Беларуси 2017 года, 62 % мужчин и 60 % женщин считали, что роль добытчика в семье — исключительная обязанность мужа. За то, что отпуск по уходу за ребенком — обязанность жены, высказывались 57,8 % мужчин и 61,5 % женщин.
Однако в сознании белорусов присутствует и эгалитарный (от французского egalite — равенство) взгляд на распределение семейных ролей, предусматривающий равные права для мужчин и женщин на развитие карьеры. К примеру, более половины респондентов считают, что заниматься воспитанием детей (66,6 % мужчин и 72,3 % женщин) и выполнять работу по дому (57 % мужчин и 64,5 % женщин) должны оба супруга в равной степени. Хотя я бы не сказала, что процесс «переформатирования» общественных установок идет семимильными шагами. Даже в Норвегии и Исландии — странах, которые считаются лидерами в плане гендерного равенства, — существует проблема двойной нагрузки на женщин. Но это не означает, что мы не должны стремиться к равноправию. Гендерное сознание складывается веками, и так просто его не поменять — это поступательная работа.
— Вы настолько глубоко погрузились в тему. Можно ли сказать, что это сделало вас феминисткой?
— Знаете, это ведь тоже стереотип: если тебе не все равно, как живут женщины, значит, ты обязательно феминистка. Если мы говорим не про агрессию (и такое бывает), а про равные возможности и права, то да, я — феминистка. Часто путают понятия «феминизм» и «феминизация». К примеру, феминизация белорусской академической науки — это процесс роста доли женщин в научной сфере. И, как мы видим, это не одно и то же, хотя звучит похоже.
— Сталкиваются ли женщины-ученые с гендерными проблемами на работе?
— Мы таких фактов не выявили — были какие-то единичные случаи. В основном женщины отвечают на этот вопрос отрицательно. Как мне кажется, это объективно, поскольку наука — одна их тех сфер, где успех определяется результатом. Гендер тут не столь важен. Следует подчеркнуть, что у руководства НАН Беларуси наши исследования востребованы.
Дамы начинают и выигрывают
— Можете привести статистику, насколько широко женщины представлены в Национальной академии наук?
— В современном мире женщины играют значительную роль во всех сферах общественной жизни, и наука не исключение. В ней они представлены очень широко, что не может не радовать. Женщины-ученые наравне с мужчинами демонстрируют свой творческий потенциал, наглядно опровергая ложные теории, принижающие их научные способности.
Если говорить в целом по республике, доля женщин среди исследователей составляет 40,0 %, среди кандидатов наук их 41,4 %, среди исследователей с ученой степенью доктора наук — 21,5 %, то есть каждая пятая. В научных организациях НАН женщины составляют 48,9 %, что на 7,5 % больше, чем в целом по стране. При этом среди кандидатов наук их 44,5 %. И всего восемь членов-корреспондентов и два академика. Хотя есть все шансы в будущем сократить этот разрыв, поскольку молодое поколение у нас очень активное и амбициозное: уже сейчас среди исследователей в возрасте до 35 лет женщины составляют 53,6 %, а каждая вторая женщина — молодой ученый имеет степень кандидата наук, что составляет 50,4 % от общего числа кандидатов наук среди молодежи НАН Беларуси. При этом, что особенно важно, на мой взгляд, профессиональная научно-исследовательская деятельность для них является формой самоутверждения и развития как личности. Большинство женщин-ученых (70,8 %) считают науку своим призванием и окончательным профессиональным выбором.
— Стоит ли рассчитывать на то, что число женщин в науке будет расти, и от чего это зависит?
— Безусловно, такая тенденция есть. Сейчас ни в образовательном, ни в карьерном плане никаких препятствий для развития женщин в науке нет. Насколько я сама могла убедиться, девочки уже со школьных лет проявляют интерес к этой сфере. Другое дело, традиционно они идут либо в гуманитарное направление, либо в естественное. В технических науках, STEM-дисциплинах — технологиях, инженерии и математике — женщин по-прежнему мало. И вовсе не потому, что они не обладают способностями в этом плане. Просто так принято: раз ты девочка, значит, точные науки не для тебя. Мало того что это неправильно, так еще и не подтверждается научными данными. Женщины и мужчины имеют одинаковые способности — это доказанный факт. Справедливости ради отмечу, что проблема недостатка женщин в STEM-дисциплинах характерна не только для Беларуси, но и для всего мира.
— Безусловно, женщины-ученые достойны всяческого уважения. А кто из них (например, среди исторических личностей) восхищает лично вас?
— Для меня такой женщиной является Мария Склодовская-Кюри — человек, который разрушил все мыслимые шаблоны и стереотипы. Первая женщина — лауреат Нобелевской премии и первая женщина — дважды лауреат Нобелевской премии.
Достойны всяческого уважения и современные женщины-исследователи в самых разных сферах. В частности, коллеги по Национальной академии наук. Члены-корреспонденты и академики — это вообще отдельный разговор и примеры, достойные подражания. К таким высотам мы все должны стремиться.
Вначале было…
— Алеся Петровна, не поделитесь, что лично вас привело в научную сферу?
— Как это часто и бывает, изначально я не представляла, что буду работать в Национальной академии наук. В десятом классе мне импонировали история и обществоведение, нравилось общаться с людьми. Поэтому в будущем я видела себя либо историком, либо журналистом. Но в то время у выпускников интерес вызывала социология (не как новое направление, а как специальность). Я решила выяснить, что конкретно изучает эта наука, и обнаружила, что, кажется, нашла себе занятие по душе. Поступила на факультет философии и социальных наук БГУ. Социологию выбрала не как прикладную деятельность, а как научную. К моменту поступления в магистратуру у меня были уже две статьи в научных рецензируемых журналах по социологии семьи и антропологии брака. Так что обратного пути уже не было.
— Давайте уточним, какие именно особенности социологии показались вам настолько привлекательными, что стоило посвятить им жизнь?
— Возможность влиять на жизнь общества и помогать его правильному развитию, например. Ведь социология — это не только поиск людей с просьбой заполнить анкету (кстати, в свое время меня так и спрашивали: «Ты что, будешь к людям приставать?»). Все гораздо серьезнее. Социология раскрывает смысл изучаемой ею реальности. Это возможность изучить то, как люди конструируют свою жизнь и как они взаимодействуют. Общество — очень сложный и фактически живой организм. Не всегда люди могут прийти к общему мнению. А здесь речь идет о миллионах граждан, каждый из которых — индивидуальность. У всех разные характеры, амбиции, устремления, представления об отношениях, личные и профессиональные предпочтения. Социологи изучают, как эти разрозненные детали мозаики складываются в целостную картину общественной жизни. Более того, мы можем выявить конкретную проблему и на основе своих исследований предложить варианты ее решения. Честно говоря, еще в школьные годы при выборе профессии именно это меня и привлекло — возможность изменять жизнь к лучшему. Всегда есть актуальные моменты, нуждающиеся в объективном непредвзятом изучении. Именно так я и воспринимаю то, чем занимаюсь.
Как я уже говорила, довольно распространенное (я бы сказала, сильно упрощенное) представление о социологии — то, что какие-то люди периодически просят вас поучаствовать в опросах общественного мнения, результаты которых где-то используются и публикуются в СМИ. На самом деле, как и любая наука, социология состоит не только из прикладных, но и из фундаментальных исследований. Сначала выделяется тема, затем разрабатываются методология и инструментарий, содержащий вопросы, которые нужно задать, чтобы в результате иметь общую картину для детального анализа. То есть это не просто интерес вроде: «Скажите, пожалуйста, а какое у вас сегодня настроение?..»
Любые социологические исследования — возможность выявить новые, ранее неизвестные знания по социально значимым вопросам (а это и есть задача любой науки — генерирование нового достоверного научного знания). Например, сейчас во многих странах, в том числе в нашей, регулярно проводятся социологические исследования на тему пандемии, отношения людей к вакцинированию, соблюдению мер безопасности. Выявляются тенденции: как меняется общественное сознание и в какую сторону, с чем это связано.
— При всем богатстве выбора тем для социологических исследований почему вы остановились именно на гендерных?
— Изначально я не предполагала заниматься данной тематикой. Начнем с того, что в Национальную академию наук, а конкретно в Институт социологии меня и еще нескольких ребят с курса пригласил наш преподаватель кандидат философских наук, доцент Владимир Леонидович Абушенко — в то время заместитель директора по научной работе. Когда встал вопрос выбора темы, уже мой научный руководитель Михаил Иванович Артюхин, руководитель центра, в котором я работаю, посоветовал мне заняться гендерными исследованиями в науке. Такие исследования показались мне перспективными и важными. К тому же это очень актуальная тема во всем мире. Своему научному руководителю благодарна — я настолько увлеклась темой, что сейчас не могу себе представить другого варианта. Наработанного материала очень много. На данном этапе я выхожу на защиту диссертации по конкретной теме — социальному самочувствию женщин-ученых.
— Можно пояснить что это такое?
— Социальное самочувствие — это интегральная характеристика эмоционально-психологического восприятия представителями социальной группы своего общественного положения, реализации жизненной стратегии, уровня удовлетворенности социально-экономическими, личностными и профессиональными аспектами жизни. Проще говоря, это те моменты, из которых складывается мироощущение человека.
Если мы говорим о женщинах-ученых, их социальное самочувствие значительно отличается от других социальных групп. Дело в так называемой двойной нагрузке. Ведь им приходится совмещать прямо противоположные гендерные роли. С одной стороны, она домохозяйка (а также жена, мать, дочь, сестра и так далее), с другой — профессионал высочайшего класса, работа которого требует полной сосредоточенности и самоотдачи, причем не всегда с 9:00 до 18:00. Вопрос, как тут достичь равновесия не в ущерб ни одной из сторон, далеко не праздный. Кстати, большинство женщин-ученых, у которых уже есть семья, стремятся в меру сил совмещать личное и профессиональное.
Наша современница
— Не скажу, что у нас патриархальное общество, но все же диктат общественного мнения присутствует: считается, что на первом месте у женщины должны быть семья и дети. Не говоря уже о том, что на амбициозных дам вообще смотрят неодобрительно. Женщинам в науке наверняка приходится сражаться за свой выбор?
— Вопрос очень непростой и, я бы сказала, многосоставный. Да, все, что вы перечислили, действительно имеет место. От багажа гендерных стереотипов и традиционных гендерных ролей, складывавшихся веками, так просто не избавишься. И это притом что женщины-ученые вовсе не против семейных уз, они просто подходят к этой теме по-другому. Фактически так, как рекомендуют современные психологи: чтобы чувствовать себя самодостаточным человеком, вы должны состояться как личность и как профессионал, уметь зарабатывать самостоятельно, а не зависеть от мужчины. Могу сказать, что тут мы находимся на мировом уровне: современные белорусские молодые женщины-ученые ориентированы на самореализацию, финансовую независимость, профессиональную деятельность и построение научной карьеры. Важно отметить, что при этом ценность семьи они вовсе не отрицают. Просто считают, что всему должно быть свое время. Согласитесь, это серьезное, взвешенное отношение к браку. Да и отложенное материнство — уже не криминал, а фактически норма в наше время.
Если оперировать цифрами, то, согласно социологическому исследованию, наибольшую важность для женщин-ученых представляют экономическая независимость и самодостаточность. Практически для всех важна финансовая самостоятельность и опора на собственные силы в достижении цели: 97,7 % и 89,1 % соответственно. При этом высокая значимость придается и семейным ценностям. Материнство и воспитание детей важны для 87,3 % женщин, замужество и создание семьи — для 83,4 %. Самореализация в качестве ученого важна для 77,4 % женщин, для 79,7 % важна общественная польза научного труда.
Если исходить из выявленной нами типологии женщин-ученых, только незначительная часть опрошенных (12 %) указали, что главным для них является исключительно карьерный рост. Наверное, стоит учесть и тот факт, что определенное противоречие между социально-биологической ролью женщины-ученого (как матери, жены, домашней хозяйки) и ее профессией присутствует. Иначе и быть не может, поскольку по совершенно объективным причинам период профессионального становления приходится, так сказать, на репродуктивный период (если принять за основу рекомендацию врачей планировать беременность до 30 лет). Судите сами: в 24 года женщина оканчивает магистратуру, в 27 — аспирантуру. Потом, что вполне логично, наступает время активно строить карьеру, которую может замедлить, а то и вовсе прервать рождение ребенка. Поэтому для научной сферы характерна такая общая тенденция, как отложенное материнство и повышение возраста вступления в брак. Все чаще женщины планируют рождение ребенка после 30 лет. Только 5,7 % женщин-ученых НАН Беларуси в возрасте до 29 лет имеют детей.
Вывод — нужна большая вовлеченность мужчин в воспитание детей, совместная ответственность. Что поможет снять эту самую двойную нагрузку. И данные исследований говорят о том, что ситуация, пусть и не так быстро, как хотелось бы, все же выравнивается. Например, по результатам мониторинга Института социологии НАН Беларуси 2017 года, 62 % мужчин и 60 % женщин считали, что роль добытчика в семье — исключительная обязанность мужа. За то, что отпуск по уходу за ребенком — обязанность жены, высказывались 57,8 % мужчин и 61,5 % женщин.
Однако в сознании белорусов присутствует и эгалитарный (от французского egalite — равенство) взгляд на распределение семейных ролей, предусматривающий равные права для мужчин и женщин на развитие карьеры. К примеру, более половины респондентов считают, что заниматься воспитанием детей (66,6 % мужчин и 72,3 % женщин) и выполнять работу по дому (57 % мужчин и 64,5 % женщин) должны оба супруга в равной степени. Хотя я бы не сказала, что процесс «переформатирования» общественных установок идет семимильными шагами. Даже в Норвегии и Исландии — странах, которые считаются лидерами в плане гендерного равенства, — существует проблема двойной нагрузки на женщин. Но это не означает, что мы не должны стремиться к равноправию. Гендерное сознание складывается веками, и так просто его не поменять — это поступательная работа.
— Вы настолько глубоко погрузились в тему. Можно ли сказать, что это сделало вас феминисткой?
— Знаете, это ведь тоже стереотип: если тебе не все равно, как живут женщины, значит, ты обязательно феминистка. Если мы говорим не про агрессию (и такое бывает), а про равные возможности и права, то да, я — феминистка. Часто путают понятия «феминизм» и «феминизация». К примеру, феминизация белорусской академической науки — это процесс роста доли женщин в научной сфере. И, как мы видим, это не одно и то же, хотя звучит похоже.
— Сталкиваются ли женщины-ученые с гендерными проблемами на работе?
— Мы таких фактов не выявили — были какие-то единичные случаи. В основном женщины отвечают на этот вопрос отрицательно. Как мне кажется, это объективно, поскольку наука — одна их тех сфер, где успех определяется результатом. Гендер тут не столь важен. Следует подчеркнуть, что у руководства НАН Беларуси наши исследования востребованы.
Дамы начинают и выигрывают
— Можете привести статистику, насколько широко женщины представлены в Национальной академии наук?
— В современном мире женщины играют значительную роль во всех сферах общественной жизни, и наука не исключение. В ней они представлены очень широко, что не может не радовать. Женщины-ученые наравне с мужчинами демонстрируют свой творческий потенциал, наглядно опровергая ложные теории, принижающие их научные способности.
Если говорить в целом по республике, доля женщин среди исследователей составляет 40,0 %, среди кандидатов наук их 41,4 %, среди исследователей с ученой степенью доктора наук — 21,5 %, то есть каждая пятая. В научных организациях НАН женщины составляют 48,9 %, что на 7,5 % больше, чем в целом по стране. При этом среди кандидатов наук их 44,5 %. И всего восемь членов-корреспондентов и два академика. Хотя есть все шансы в будущем сократить этот разрыв, поскольку молодое поколение у нас очень активное и амбициозное: уже сейчас среди исследователей в возрасте до 35 лет женщины составляют 53,6 %, а каждая вторая женщина — молодой ученый имеет степень кандидата наук, что составляет 50,4 % от общего числа кандидатов наук среди молодежи НАН Беларуси. При этом, что особенно важно, на мой взгляд, профессиональная научно-исследовательская деятельность для них является формой самоутверждения и развития как личности. Большинство женщин-ученых (70,8 %) считают науку своим призванием и окончательным профессиональным выбором.
— Стоит ли рассчитывать на то, что число женщин в науке будет расти, и от чего это зависит?
— Безусловно, такая тенденция есть. Сейчас ни в образовательном, ни в карьерном плане никаких препятствий для развития женщин в науке нет. Насколько я сама могла убедиться, девочки уже со школьных лет проявляют интерес к этой сфере. Другое дело, традиционно они идут либо в гуманитарное направление, либо в естественное. В технических науках, STEM-дисциплинах — технологиях, инженерии и математике — женщин по-прежнему мало. И вовсе не потому, что они не обладают способностями в этом плане. Просто так принято: раз ты девочка, значит, точные науки не для тебя. Мало того что это неправильно, так еще и не подтверждается научными данными. Женщины и мужчины имеют одинаковые способности — это доказанный факт. Справедливости ради отмечу, что проблема недостатка женщин в STEM-дисциплинах характерна не только для Беларуси, но и для всего мира.
— Безусловно, женщины-ученые достойны всяческого уважения. А кто из них (например, среди исторических личностей) восхищает лично вас?
— Для меня такой женщиной является Мария Склодовская-Кюри — человек, который разрушил все мыслимые шаблоны и стереотипы. Первая женщина — лауреат Нобелевской премии и первая женщина — дважды лауреат Нобелевской премии.
Достойны всяческого уважения и современные женщины-исследователи в самых разных сферах. В частности, коллеги по Национальной академии наук. Члены-корреспонденты и академики — это вообще отдельный разговор и примеры, достойные подражания. К таким высотам мы все должны стремиться.
Источник: https://rgazeta.by