РУС БЕЛ ENG 中文

Екатерина Петруцкая о работе с молодежью: «Главное — воспитать Человека, а потом уже дать ему знания»

13.06.2025

 

“Воспитывай своим примером” — звучит как никогда актуально. Лишь так можно взращивать своих детей и учеников. Откровенно о воспитательном процессе корреспондент “Настаўніцкай газеты” поговорил с заместителем министра образования Екатериной Петруцкой.

Главный приоритет

— Екатерина Александровна, какова роль воспитательного пространства в формировании профессиональных и личностных качеств учащихся и студентов?

— Я убеждена: главное — воспитать Человека, а потом уже дать ему знания. Если рассматривать молодых людей в разрезе системы профессионального образования, то они уже мотивированы на получение определенной профессии, специальности и отдают приоритет выбранным предметным областям. Однако независимо от времени, обстановки в мире и стране самым главным было, есть и будет воспитание гражданина и патриота.

Уверена: наши педагоги полностью осознают ответственность за воспитание будущего поколения, за формирование будущего профессионала.

Воспитательное пространство имеет весомое значение в развитии не только профессиональных компетенций, но и личностных качеств учащихся. Оно представляет собой совокупность условий, способствующих формированию ценностных ориентиров, гражданской и социальной ответственности, коммуникативных навыков и моральных принципов. К тому же мы стараемся поддержать и развить в нашей молодежи инициативность, самостоятельность и критическое мышление, помочь ей осознать свою роль в профессиональной сфере и в обществе, а также сформировать ответственность и трудолюбие. Все это — важный аспект подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых к вызовам современного рынка труда и общества в целом.

Личным примером

— Для того чтобы наша учащаяся молодежь имела активную жизненную позицию, используются различные методы воспитательной работы. Расскажите, пожалуйста, о наиболее эффективных.

— Без сомнений, важнейшую роль в формировании активной жизненной позиции молодежи играет личный пример педагогов, родителей, тренеров, мастеров, преподавателей. Когда мы не только словами, но и свои­ми поступками демонстрируем приверженность ценностям, традициям, истории, молодежь верит нам и следует за нами. Если же слова расходятся с делом, то и доверие исчезает.

Наиболее действенным методом воспитательной работы по-прежнему остается честный разговор. Если проблема серьезная, то это откровенный разговор один на один, чтобы помочь молодому человеку разобраться без посторонних. Порой мне доводится слышать, что наша молодежь пассивная, но тогда я советую самим проявить интерес к ребятам (и так же поступаю во время встреч с учащимися колледжей и студентами). Говорю: если они не задают вам вопросы — начните их задавать вы. В любом случае выстроится диалог, просто инициатива будет исходить от вас. Как в студенческой аудитории, так и в педагогической, где достаточно часто приходится бывать, понимаю, что с молодежью можно разговаривать, но еще ей нужно доверять и давать возможность реализовывать свои идеи. Сегодня наши общественные организации (БРСМ, профсоюз студентов, студенческий совет), существующие в каж­дом университете, предоставляют максимальное поле для проявления и реализации инициа­тив молодежи.

— С какими основными проб­лемами сталкиваются организаторы воспитательной работы в колледжах и вузах и что необходимо учитывать при работе с моло­дежью?

— Сегодня не просто угнаться за современными трендами. Но важно учитывать, что молодежь — это целеустремленная и ориентированная на результат аудитория, предпочитающая короткие, яркие форматы общения. В этом помогают видеоролики, за которыми следует обсуждение.

Лишь взаимное уважение и искренность создают атмосферу, в которой знания и личностное развитие идут рука об руку. Настоящий педагог — это тот, кого ученики будут помнить всю жизнь и о ком будут рассказывать своим детям, потому что он был не только учителем, но и человеком, на которого можно положиться.

Самое главное — поговорить с молодежью о важном и добиться обратной реакции. Стандартный формат педагогического общения — это урок. В 45 минут порой тяжело вложить все то, что мы хотим донести до учеников. Но если понимать все смыслы, которые нужно разъяснить, то, исходя из моего большого педагогического опыта, 45 минут достаточно для этого. За это время можно успеть обсудить насущные проблемы, будь то буллинг, суицидальные наклонности, вовлечение в преступную деятельность и правонарушения или другие актуальные темы, построив диалог вокруг просмотренного короткого ролика. Ведь не зря говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А затем можно построить на этом обсуждение, анализ и добиться от учащихся обратной реакции. Такой подход показывает, что наша молодежь достаточно взрослая и способна делать правильные выводы, выражать свою точку зрения.

— Куратор играет очень важную роль в воспитательном процессе. На ваш взгляд, какие навыки и компетенции необходимы ему в первую очередь?

— Куратор выступает свое­образным мостиком между детьми и родителями, педагогами и родителями, а также между учащимися и администрацией. Это действительно очень значимый человек, и если он осознает свою ответственность и реализует ее, то группа станет единым организмом, где все доверяют друг другу.

Когда повезло с куратором, да и классным руководителем — это дорогого стоит: решаются вопросы доверия, пропусков, задолженностей и другие проблемы. Хороший куратор — тот, кто умеет поддержать, направить молодого человека и помочь ему на пути к профессионализму. В системе профессионального образования особенно важны такие наставники.

Искренность, уважение и небезразличие

— Как вовлечь в воспитательную работу не только обучающихся, но и их родителей?

— Все очень просто: искренность, уважение и человеческое отношение помогают наладить эффективное сотрудничество. С родителями, как и с детьми, нужно общаться на простом языке, без бумажек, доверяя и не отнимая много времени. 45 минут должно быть достаточно, ведь и родители дорожат своим временем. Традиционные собрания часто бывают скучными и неэффективными, особенно после работы. К слову, наш проект “Родительские НЕсобрания” — формат, при котором разговор ведется в неформальной обстановке, как между близкими людьми. Ведь в семье редко устраивают официальные собрания, максимум — семейный совет для обсуждения чего-то важного для всех.

При встрече с родителями необходимо говорить о детях и воспитании искренне и на простом языке, показывая, что педагог действительно переживает и заботится о своих подопечных. Когда родители видят, что педагог заинтересован и уважает их точку зрения и время, возникает доверие и желание сотрудничать. Это помогает укрепить связь и создать теплую атмосферу взаимодействия.

— Можно ли организовать воспитательную работу в условиях многообразия культур и социальных групп среди студенчества так, чтобы учитывались интересы всех обучающихся?

— Для белорусов этот вопрос очень понятный, потому что мы всегда были толерантными. На нашей земле традиционно существовало многообразие религий и мы мирно сосуществовали. В одной семье могут быть представители двух или трех религий, национальностей и культур. Поэтому все кажется очевидным: важно вовремя замечать и предотвращать любые конфликты. Особенно важно наблю­дать за живым общением между учащимися и вмешиваться, если замечаешь нарушение личных границ, проявления недопустимого поведения по отношению к религии, культуре или цвету кожи. Все это — вопросы взаимодействия и опять-таки доверия между педагогами и детьми. Если доверие есть, такие ситуации возникают редко и быстро разрешаются.

Также важно делиться своей энергией и здоровьем с теми, кому сейчас трудно, — помогать им стать сильнее и увереннее. Не закрываться, а протягивать руку помощи. Ведь взаимопо­мощь делает нас сильнее и сплоченнее.

— Как создать эффективную систему воспитательной работы, способствующую развитию личности учащейся молодежи?

— Главная рекомендация — не быть безразличным. Преподаватель — это не просто специалист по предмету, будь то математика, история или физика. Это человек, с которым студент взаимодействует и кого запоминает на всю жизнь. Педагог должен оставлять в душе ученика добрый след, чтобы, вспоминая годы учебы, он мог сказать о своем наставнике только хорошее.

Заключительный аккорд

— Сегодня по всей стране проходят школьные выпускные вечера. Ваше напутствие героям праздника.

— Дорогие выпускники! Для вас наступает важный и волнительный момент — прощание со школой и начало нового этапа в жизни. В этот особенный день я хочу пожелать вам смелости и настойчивости в достижении своих целей. Пусть каждая ваша мечта станет реальностью благодаря упорству и вере в себя. Не бойтесь идти навстречу новым возможностям и вызовам.

Ребята, будьте открыты миру, не забывайте, что он огромен и удивителен. Будьте любознательными, учитесь новому и не останавливайтесь на достигнутом. Открытость к знаниям и стремление приобрести опыт помогут вам стать настоящими профессионалами и успешными людьми.

Безусловно, никогда не забывайте о своих корнях! Помните о тех, кто вас поддерживал и верил в вас: о родителях, учителях, близких. Их любовь и забота всегда будут с вами. Надеюсь, вы продолжите помнить и чтить подвиг своих прадедов, которые сделали все, чтобы мы могли жить в мирной и независимой стране, где созданы все возможности для реализации. А в дальнейшем и сами сможете нести ответственность за себя, свою семью, за страну и будущее.

Источник: https://nastgaz.by

поделиться в: