Отработываем у младших школьников навыки безопасного поведения: практикум «Один дома»
05.06.2025В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. [1] отдельное внимание уделяется формированию навыков безопасного поведения у учащихся первой ступени общего среднего образования, т.е. тех, кто имеет незначительный практический и социальный опыт.

Познавательная и двигательная активность, готовность к взаимодействию школьников этой возрастной категории позволяют педагогам организовать для них эффективную коммуникацию по усвоению знаний и отработке практических навыков безопасного поведения с применением интерактивных методов обучения.
Предлагаем вашему вниманию практикум безопасного поведения «Один дома».
Цель: организация активной образовательной коммуникации по отработке у младших школьников навыков безопасного поведения в ситуации, когда ребенок остается дома один.
Участники: учащиеся 1–2 классов.
Оборудование: мультимедийная установка, запись фрагментов фильма «Один дома», запись мультфильма «Правила безопасности детей, когда они одни дома», запись звука дверного звонка; раздаточный материал (сигнальные карточки, 4 плана квартиры на листах разного цвета, разделенные на части; карточки с описанием домашних занятий, таблица «Домашние занятия», стикеры); сундучок с «сокровищами» (опасными предметами быта); наглядный материал (план квартиры, изображения «визитеров» для ситуации-пробы, табличка «102», рефлексивная модель «весы» с чашами «полезно» и «интересно»).
Ход практикума
І. Организационно-мотивационный этап
Ведущий приветствует участников и предлагает с помощью закрытых вопросов самим определить тему встречи.
- Упражнение «Да и нет»
Ведущий. Даю подсказку: речь сегодня пойдет о хорошо известном вам месте, в котором вы бываете ежедневно и которое хорошо знаете. Там есть очень много полезного, но встречаются и опасности.
Участникам предлагается задавать ведущему вопросы (около 20, каждый задает не менее одного вопроса), на которые можно отвечать только словами да, нет, иногда. Обобщая полученную из ответов информацию, участники могут высказать 5 догадок.
Ответ: дом.
Ведущий. Да, сегодня у нас речь пойдет о доме. И сейчас я буду задавать вопросы, а вас при ответах попрошу использовать сигнальные карточки.
Вариант вопросов
- Согласны ли вы, что в каждом доме встречаются опасности?
- Кто из вас боится оставаться дома один?
Ведущий. А теперь я прошу вас оценить по десятибалльной шкале степень опасности вашего дома: 10 баллов – очень высокая степень опасности, 0 баллов – абсолютная безопасность. (Ответы учащихся.)
Итак, ваши ответы разные. Поэтому поставим перед собой задачу: определить источники опасности в доме и оценить уровень их опасности. Но сначала давайте посмотрим видео, а вы постарайтесь догадаться, о чем бы я еще хотела с вами поговорить.
- Просмотр отрывка из фильма «Один дома» [2].
После просмотра отрывка участники высказывают свои предположения.
Ведущий. Да, мы будем говорить о том, каким образом вы сами можете позаботиться о своей безопасности, оставаясь одни дома, иными словами, сформулируем правила безопасного поведения.
ІІ. Этап отработки навыков безопасного поведения
- Блиц-исследование «Опасности моего дома»
Ведущий показывает участникам план типичной современной квартиры. Ребята вспоминают, какие помещения обычно имеются в квартире, и находят их на плане.
Ведущий, используя прием «Пазлы», распределяет учащихся по 4 группам. Для этого каждому участнику выдается фрагмент плана квартиры определенного цвета: красного, желтого, синего, зеленого. Обладатели фрагментов одного цвета собираются в группу и складывают пазл-план у себя на столе.
Каждой группе дается задание указать на плане не менее пяти опасностей в следующих помещениях: кухня, ванная, детская, прихожая. После выполнения задания представитель от каждой группы сообщает всем результаты коллективной работы.
- Логическая зарядка
Ведущий предлагает участникам встать из-за парт и сообщает, что будет задавать вопросы. Если ответ положительный, ученик должен сесть на свой стул, если отрицательный – поднять руку.
Варианты вопросов
- Считаешь ли ты, что больше всего опасных предметов хранится в кухне?
- Считаешь ли ты, что в каждом помещении квартиры имеется опасность, связанная с электроприборами и электрооборудованием?
- Считаешь ли ты, что игрушки не могут быть опасными?
- Считаешь ли ты балкон опасным местом?
- Считаешь ли ты, что острые предметы могут поранить тебя, даже когда ты ими ничего не делаешь?
- Считаешь ли ты, что независимо от твоего поведения ты можешь столкнуться дома с опасностью?
- Знаком ли ты с правилами безопасного поведения дома?
Ведущий. Таким образом, мы приходим к выводу: в каждом доме имеются опасные места и предметы. Но вот повредят они нам или нет, напрямую зависит от нашего поведения. Об этом мы сегодня и поговорим.
- Упражнение «Пантомима»
Ведущий предлагает участникам изобразить без слов ситуации.
Варианты ситуаций: стираю одежду, строю дом из кубиков, принимаю лекарство, мою окно, сушу волосы феном, готовлю салат, пришиваю пуговицу, поливаю цветы, делаю зарядку и т.д.
Участники по одному изображают выбранные варианты, остальные пытаются их угадать.
Далее ребятам предлагается заполнить таблицу, выбрав для каждого вида занятий формат исполнителей: «Могут делать сами дети», «Могут делать только взрослые», «Лучше делать вместе со взрослыми», «Лучше попросить сделать взрослых».
Таблица «Домашние занятия»
Домашние занятия |
Исполнитель |
Стирка одежды |
Лучше попросить сделать взрослых |
Игра в кубики |
Могут делать сами дети |
Прием лекарств |
Лучше делать вместе со взрослыми |
Ремонт |
Могут делать только взрослые |
… |
… |
Организуется обсуждение упражнения с позиции «опасно – безопасно». Ведущий подводит участников к выводу: если занятие может навредить вашему здоровью, им не следует заниматься вообще или нужно попросить взрослого сделать намеченное дело вместе.
- Сенсорная зарядка «Сундук сокровищ»
Ведущий ставит перед участниками сундучок и предлагает ребятам попытаться стать обладателями «бесценного сокровища», скрытого в этом сундучке. Для этого надо на ощупь распознать один из находящихся там предметов, описать сферы его применения и оценить опасность, а потом – сформулировать правила безопасности при использовании данного предмета.
Примерный перечень содержимого «сундучка сокровищ»: шприц, ножницы, стеклянная бутылочка, зеркало, игрушечные вилка, чайник, утюг; блистер с таблетками, лак для ногтей, духи или дезодорант, термометр, тюбик с клеем, отвертка, молоток, лампочка, чупа-чупс и т.д.
После выполнения задания организуется обсуждение, в ходе которого ведущий подводит участников к выводу: знания о безопасности использования предметов быта помогают сберечь здоровье, а иногда и жизнь.
- Ситуация-проба «Один дома»
Ведущий последовательно задает участникам вопросы: «Кто из вас боится оставаться дома один? Ночью? Днем? И днем, и ночью? Чего именно вы боитесь, когда остаетесь одни?»
Ведущий. Итак, вы дома одни, занимаетесь своими делами. И вдруг… (Звучит запись сигнала дверного звонка.)
Представьте себе, что за дверью оказался… попробуйте догадаться кто.
Получившие предварительное задание учащиеся выходят за дверь и, открывая ее поочередно, сообщают причину своего «визита»:
- Здравствуйте, вы выиграли в лотерею планшет. Прошу забрать и расписаться.
- Добрый день. Я бабушка Люба с пятого этажа. У меня больные ноги. Помоги, пожалуйста, мне сумку до квартиры донести.
- Откройте, это милиция! В вашем подъезде скрылся опасный преступник!
- Здравствуйте! Тут в подъезд кто-то подбросил маленького щеночка. Не могли бы вы принести ему еды и водички?
- Срочно открывайте! Это сантехник. Вы заливаете соседей снизу. Мне нужно перекрыть у вас вентили!
- Привет! Я Денис из соседнего подъезда. Нужна консультация по математике.
- День добрый! Я священник. Пришел освятить квартиру по заявке твоих родителей.
- Люба, я подруга твоей мамы, привезла вам подарочки из Турции.
Перед появлением каждого персонажа ведущий вывешивает на доску (выводит на экран) его изображение.
Когда все «визитеры» определены, детям дается задание выбрать тех, кому бы они хотели открыть дверь (не более трех). Обычно учащиеся не испытывают затруднений в выборе.
Участники по предложению ведущего изображают варианты своих возможных действий, в том числе и ошибочные. (Предварительно оговаривается условие, что варианты не должны повторяться.) После выполнения ребятами задания организуется обсуждение.
Ведущий. Видно, что вы люди отзывчивые. Но некоторые из вас забыли об очень важном предупреждении родителей – не открывать дверь незнакомым людям. И знаете, почему этого нельзя делать? Потому что за дверью может находиться совсем не тот человек, за которого выдает себя пришедший. Как вы думаете, признается ли вам злоумышленник: «Я бандит! Пришел вас грабить!»? (Ответы учащихся.) Вы совершенно правы. Грабителю или мошеннику невыгодно говорить правду. Поэтому он придумает себе такую роль, которая должна убедить вас открыть ему дверь. Вот почему опасно разговаривать с человеком, который собирается вас обмануть.
Совместно определяется безопасная модель поведения: к двери не подходить, в глазок не смотреть, «кто там?» не спрашивать, об отсутствии родителей не сообщать; продолжать тихо и спокойно заниматься своим делом.
Снова звучит запись сигнала дверного звонка. Ведущий предлагает участникам продемонстрировать безопасную модель поведения.
Ведущий. А как вы должны поступить, если в дверь позвонили знакомые вам люди? (Ответы учащихся.) О визите знакомых или родственников ваши родители должны договариваться заранее. Они сообщают вам время их прихода, просят знакомых или родственников предварительно позвонить вам. Если в вашей семье это пока не заведено, обсудите вопрос с родителями. И тогда вы не будете переживать из-за своей ошибки.
- Ролевая игра «Вызов милиции»
Ведущий. Итак, мы с вами определили безопасную модель поведения в ситуации «один дома»: услышав звонок в дверь, не подходить к ней и не показывать, что ты дома. Но есть случаи, хотя и достаточно редкие, когда, не дозвонившись в квартиру и решив, что в ней никого нет, пришедший начинает пытаться открыть дверь, чтобы ограбить хозяев. Как действовать в таком случае? (Участники предлагают свои варианты.) На самом деле, если незнакомец пытается открыть или взломать вашу дверь, медлить нельзя. Необходимо тут же связаться с милицией и сообщить о грозящей опасности. Давайте попробуем показать, как это можно сделать.
На доске записывается номер телефона милиции – 102. Ведущий выступает в роли «оператора дежурной связи», дети – в роли «обратившихся в милицию». В ходе игры отрабатывается алгоритм короткого диалога, предполагающего четкость сообщения: кто звонит, какая опасность угрожает, адрес.
Ведущий. Как вы считаете, почему важно сказать все быстро и точно? И почему недопустимо звонить в дежурную часть «просто так», ради шутки? (Ответы учащихся.) Действительно, краткость и точность при обращении в милицию нужны для того, чтобы ее сотрудники как можно быстрее пришли вам на помощь. За ложные вызовы предусматривается административная ответственность: на родителей нарушителей накладывается штраф, а дети могут быть поставлены на учет в милицию как правонарушители.
III. Оценочно-рефлексивный этап
Ведущий предлагает участникам подумать и определить самое полезное и самое интересное для себя из услышанного на занятии, записать свои впечатления на стикерах и разместить их на «весах» (рефлексивная модель), комментируя написанное.
Ведущий. Очень рада, что наш практикум стал для вас не только полезным, но и интересным. Значит, новые навыки усвоятся лучше! Предлагаю проверить себя, посмотрев мультфильм «Правила безопасности детей, когда они одни дома» [3].
Домашнее задание: вместе с родителями подготовить загадки и истории из жизни по теме «Безопасность в подъезде и во дворе».
Источник: https://nastgaz.by