РУС БЕЛ ENG 中文

Центры компетенций, студенческие конструкторские бюро. Как изменится подготовка инженеров

23.05.2025

 

Александр Баханович
Александр Баханович
Первый заместитель министра образования Республики Беларусь
 
Концепция развития инженерного образования, утвержденная правительством до 2035 года, разработана в целях развития, повышения качества подготовки инженерных кадров и обеспечения технологической безопасности Беларуси. Она предусматривает модернизацию образовательной среды, совершенствование содержания образования. Каких уровней образования это коснется и какие конкретно мероприятия планируется провести, корреспонденту БЕЛТА рассказал первый заместитель министра образования Александр Баханович.

- Александр Геннадьевич, что определяет принятая концепция?

- Принятая концепция, по сути, определяет роль и место высшего технического образования, обеспечивающего подготовку инженерных кадров качественно нового уровня, технологическую безопасность государства и возможность расширения инновационной деятельности. Безусловно, не останутся в стороне уровни среднего-специального и профессионально-технического образования, которые сегодня интегрированы с высшим образованием.

Концепция предусматривает меры научного, кадрового, нормативного, организационного и материально-технического обеспечения инженерного образования. Укрупненно можно выделить четыре основных направления реализации концепции: модернизация образовательной среды, совершенствование содержания образования и образовательных технологий, повышение эффективности преподавательской деятельности, популяризация профессии инженерно-технического работника. По всем направлениям разработан детальный план мероприятий, а также показатели и индикаторы социально-экономической эффективности концепции.

Основной интегральный показатель реализации концепции - полное соответствие компетенций молодых специалистов требованиям современных технологических укладов.

- Принятым документом предусмотрено создание на базе вузов центров компетенций, в том числе закупка современного высокотехнологичного оборудования, для обеспечения опережающей подготовки специалистов по инженерным специальностям с учетом потребностей организаций - заказчиков кадров. Есть ли такие сейчас, сколько их будет создано и на базе каких вузов?

- Для реализации концепции разработана Программа создания на базе учреждений высшего образования центров компетенций, на базе организаций-заказчиков кадров - учебных центров. Эта работа уже началась. За счет средств республиканского бюджета в 2024 году созданы три таких центра и в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Брестском государственном техническом университете, Белорусской государственной академии связи. Поставлена задача c 2025 года приступить к созданию на базе вузов не менее 12 центров компетенций инженерно-технического профиля (БГУ, БНТУ, БГТУ, ПГУ, ГГТУ, БРУ и др.). Сегодня порядка 20 вузов страны проводят подготовку специалистов инженерного профиля по более чем 100 специальностям. В рамках сетевой формы подготовки все студенты пройдут обучение в этих центрах и смогут работать на самом современном оборудовании. На базе предприятий появится не менее 70 учебных классов.

Кроме того, в вузах будут созданы студенческие конструкторские бюро для решения актуальных инженерно-технических задач предприятий, что позволит повысить уровень взаимодействия профессионального образования с реальным сектором экономики.

- Появятся ли в вузах новые дисциплины под потребности предприятий реального сектора экономики?

- Безусловно. Разработка и открытие новых перспективных инженерных специальностей под потребности предприятий реального сектора экономики является одной из главных задач концепции. В Беларуси создана развитая система высшего инженерного образования. Вместе с тем приоритеты нашего экономического развития определяются глобальными технико-технологическими, экономическими и социальными изменениями и вызовами: жесткая глобальная конкуренция на рынке товаров и услуг, цифровизация промышленности и смежных отраслей, интеллектуализация и виртуализация производственных процессов, применение технологий искусственного интеллекта. Мы должны уметь противостоять этим угрозам и динамично развиваться как в традиционных, так и в новых отраслях экономики. Это могут сделать специалисты высокой квалификации, подготовленные на качественно новом уровне.

В концепции определены основные направления разработки новых специальностей для инновационных и наукоемких отраслей экономики: инженерия искусственного интеллекта, инженерия данных и аналитика, киберфизические системы и интернет вещей, биомедицинская инженерия, умные города и инфраструктура, аэрокосмическая инженерия.

- За счет чего будет расширена подготовка инженерных кадров по междисциплинарным специальностям, в том числе применяющих технологии искусственного интеллекта, машинного обучения, цифровых двойников, квантовых вычислений?

- Для подготовки инженерных кадров междисциплинарного уровня планируем работать по следующим направлениям. Во-первых, это повышение эффективности взаимодействия учреждений высшего, среднего специального и общего среднего образования, ориентированного на выявление и поддержку мотивированных одаренных абитуриентов, опережающую подготовку специалистов с опорой на углубленное физико-математическое образование, широкое применение интегрированных программ подготовки с оптимальными сроками. Во-вторых, это проектирование образовательных стандартов нового поколения с гибкими сроками и формами обучения, персонализация образовательного процесса, увеличение продолжительности практик, применение дуального образования и обязательная подготовка студентов по рабочим профессиям. В-третьих, широкое участие в образовательном процессе заказчиков кадров, специалистов высокотехнологичных предприятий и ведущих ученых НАН Беларуси, талантливой молодежи, лауреатов и стипендиатов специального фонда Президента Республики Беларусь, победителей международных и республиканских олимпиад и конкурсов. И, наконец, это развитие ученического и студенческого стартап-движения, поддержка технико-технологических предпринимательских инициатив обучающихся и преподавателей.

- Будет ли расширяться вовлеченность организаций - заказчиков кадров в подготовку таких специалистов?

- Будущие работодатели активно участвуют в подготовке специалистов. Именно заказчики кадров формируют содержание образования. На данный момент все образовательные стандарты разработаны на основе профессиональных стандартов, где определены требования к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам, которыми должен владеть специалист. Широко вовлечены специалисты организаций - заказчиков кадров непосредственно в учебный процесс, активно участвуют в профориентации, развитии материально-технической и учебно-лабораторной базы учреждений образования.

Вместе с тем решение новых задач требует и новых подходов, в том числе по степени вовлеченности работодателей в подготовку инженерных кадров новой формации. Повышение уровня этой вовлеченности проходит красной нитью в концепции и Программе создания центров компетенций и учебных центров, определено показателями и индикаторами социально-экономической эффективности концепции.

Мы уверены, что совместными усилиями сможем выполнить главную стратегическую задачу концепции - повышение качества подготовки инженерных кадров и обеспечение технологической безопасности Беларуси.
 
Источник: https://belta.by
поделиться в: