Центры компетенций, студенческие конструкторские бюро. Как изменится подготовка инженеров
23.05.2025
Александр Баханович
Первый заместитель министра образования Республики Беларусь
Концепция развития инженерного образования, утвержденная правительством до 2035 года, разработана в целях развития, повышения качества подготовки инженерных кадров и обеспечения технологической безопасности Беларуси. Она предусматривает модернизацию образовательной среды, совершенствование содержания образования. Каких уровней образования это коснется и какие конкретно мероприятия планируется провести, корреспонденту БЕЛТА рассказал первый заместитель министра образования Александр Баханович.
- Александр Геннадьевич, что определяет принятая концепция?
- Принятая концепция, по сути, определяет роль и место высшего технического образования, обеспечивающего подготовку инженерных кадров качественно нового уровня, технологическую безопасность государства и возможность расширения инновационной деятельности. Безусловно, не останутся в стороне уровни среднего-специального и профессионально-технического образования, которые сегодня интегрированы с высшим образованием.
Концепция предусматривает меры научного, кадрового, нормативного, организационного и материально-технического обеспечения инженерного образования. Укрупненно можно выделить четыре основных направления реализации концепции: модернизация образовательной среды, совершенствование содержания образования и образовательных технологий, повышение эффективности преподавательской деятельности, популяризация профессии инженерно-технического работника. По всем направлениям разработан детальный план мероприятий, а также показатели и индикаторы социально-экономической эффективности концепции.
Основной интегральный показатель реализации концепции - полное соответствие компетенций молодых специалистов требованиям современных технологических укладов.
- Принятым документом предусмотрено создание на базе вузов центров компетенций, в том числе закупка современного высокотехнологичного оборудования, для обеспечения опережающей подготовки специалистов по инженерным специальностям с учетом потребностей организаций - заказчиков кадров. Есть ли такие сейчас, сколько их будет создано и на базе каких вузов?
- Для реализации концепции разработана Программа создания на базе учреждений высшего образования центров компетенций, на базе организаций-заказчиков кадров - учебных центров. Эта работа уже началась. За счет средств республиканского бюджета в 2024 году созданы три таких центра и в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Брестском государственном техническом университете, Белорусской государственной академии связи. Поставлена задача c 2025 года приступить к созданию на базе вузов не менее 12 центров компетенций инженерно-технического профиля (БГУ, БНТУ, БГТУ, ПГУ, ГГТУ, БРУ и др.). Сегодня порядка 20 вузов страны проводят подготовку специалистов инженерного профиля по более чем 100 специальностям. В рамках сетевой формы подготовки все студенты пройдут обучение в этих центрах и смогут работать на самом современном оборудовании. На базе предприятий появится не менее 70 учебных классов.
Кроме того, в вузах будут созданы студенческие конструкторские бюро для решения актуальных инженерно-технических задач предприятий, что позволит повысить уровень взаимодействия профессионального образования с реальным сектором экономики.
- Появятся ли в вузах новые дисциплины под потребности предприятий реального сектора экономики?
- Безусловно. Разработка и открытие новых перспективных инженерных специальностей под потребности предприятий реального сектора экономики является одной из главных задач концепции. В Беларуси создана развитая система высшего инженерного образования. Вместе с тем приоритеты нашего экономического развития определяются глобальными технико-технологическими, экономическими и социальными изменениями и вызовами: жесткая глобальная конкуренция на рынке товаров и услуг, цифровизация промышленности и смежных отраслей, интеллектуализация и виртуализация производственных процессов, применение технологий искусственного интеллекта. Мы должны уметь противостоять этим угрозам и динамично развиваться как в традиционных, так и в новых отраслях экономики. Это могут сделать специалисты высокой квалификации, подготовленные на качественно новом уровне.
В концепции определены основные направления разработки новых специальностей для инновационных и наукоемких отраслей экономики: инженерия искусственного интеллекта, инженерия данных и аналитика, киберфизические системы и интернет вещей, биомедицинская инженерия, умные города и инфраструктура, аэрокосмическая инженерия.
- За счет чего будет расширена подготовка инженерных кадров по междисциплинарным специальностям, в том числе применяющих технологии искусственного интеллекта, машинного обучения, цифровых двойников, квантовых вычислений?
- Для подготовки инженерных кадров междисциплинарного уровня планируем работать по следующим направлениям. Во-первых, это повышение эффективности взаимодействия учреждений высшего, среднего специального и общего среднего образования, ориентированного на выявление и поддержку мотивированных одаренных абитуриентов, опережающую подготовку специалистов с опорой на углубленное физико-математическое образование, широкое применение интегрированных программ подготовки с оптимальными сроками. Во-вторых, это проектирование образовательных стандартов нового поколения с гибкими сроками и формами обучения, персонализация образовательного процесса, увеличение продолжительности практик, применение дуального образования и обязательная подготовка студентов по рабочим профессиям. В-третьих, широкое участие в образовательном процессе заказчиков кадров, специалистов высокотехнологичных предприятий и ведущих ученых НАН Беларуси, талантливой молодежи, лауреатов и стипендиатов специального фонда Президента Республики Беларусь, победителей международных и республиканских олимпиад и конкурсов. И, наконец, это развитие ученического и студенческого стартап-движения, поддержка технико-технологических предпринимательских инициатив обучающихся и преподавателей.
- Будет ли расширяться вовлеченность организаций - заказчиков кадров в подготовку таких специалистов?
- Будущие работодатели активно участвуют в подготовке специалистов. Именно заказчики кадров формируют содержание образования. На данный момент все образовательные стандарты разработаны на основе профессиональных стандартов, где определены требования к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам, которыми должен владеть специалист. Широко вовлечены специалисты организаций - заказчиков кадров непосредственно в учебный процесс, активно участвуют в профориентации, развитии материально-технической и учебно-лабораторной базы учреждений образования.
Вместе с тем решение новых задач требует и новых подходов, в том числе по степени вовлеченности работодателей в подготовку инженерных кадров новой формации. Повышение уровня этой вовлеченности проходит красной нитью в концепции и Программе создания центров компетенций и учебных центров, определено показателями и индикаторами социально-экономической эффективности концепции.
Мы уверены, что совместными усилиями сможем выполнить главную стратегическую задачу концепции - повышение качества подготовки инженерных кадров и обеспечение технологической безопасности Беларуси.
- Александр Геннадьевич, что определяет принятая концепция?
- Принятая концепция, по сути, определяет роль и место высшего технического образования, обеспечивающего подготовку инженерных кадров качественно нового уровня, технологическую безопасность государства и возможность расширения инновационной деятельности. Безусловно, не останутся в стороне уровни среднего-специального и профессионально-технического образования, которые сегодня интегрированы с высшим образованием.
Концепция предусматривает меры научного, кадрового, нормативного, организационного и материально-технического обеспечения инженерного образования. Укрупненно можно выделить четыре основных направления реализации концепции: модернизация образовательной среды, совершенствование содержания образования и образовательных технологий, повышение эффективности преподавательской деятельности, популяризация профессии инженерно-технического работника. По всем направлениям разработан детальный план мероприятий, а также показатели и индикаторы социально-экономической эффективности концепции.
Основной интегральный показатель реализации концепции - полное соответствие компетенций молодых специалистов требованиям современных технологических укладов.
- Принятым документом предусмотрено создание на базе вузов центров компетенций, в том числе закупка современного высокотехнологичного оборудования, для обеспечения опережающей подготовки специалистов по инженерным специальностям с учетом потребностей организаций - заказчиков кадров. Есть ли такие сейчас, сколько их будет создано и на базе каких вузов?
- Для реализации концепции разработана Программа создания на базе учреждений высшего образования центров компетенций, на базе организаций-заказчиков кадров - учебных центров. Эта работа уже началась. За счет средств республиканского бюджета в 2024 году созданы три таких центра и в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Брестском государственном техническом университете, Белорусской государственной академии связи. Поставлена задача c 2025 года приступить к созданию на базе вузов не менее 12 центров компетенций инженерно-технического профиля (БГУ, БНТУ, БГТУ, ПГУ, ГГТУ, БРУ и др.). Сегодня порядка 20 вузов страны проводят подготовку специалистов инженерного профиля по более чем 100 специальностям. В рамках сетевой формы подготовки все студенты пройдут обучение в этих центрах и смогут работать на самом современном оборудовании. На базе предприятий появится не менее 70 учебных классов.
Кроме того, в вузах будут созданы студенческие конструкторские бюро для решения актуальных инженерно-технических задач предприятий, что позволит повысить уровень взаимодействия профессионального образования с реальным сектором экономики.
- Появятся ли в вузах новые дисциплины под потребности предприятий реального сектора экономики?
- Безусловно. Разработка и открытие новых перспективных инженерных специальностей под потребности предприятий реального сектора экономики является одной из главных задач концепции. В Беларуси создана развитая система высшего инженерного образования. Вместе с тем приоритеты нашего экономического развития определяются глобальными технико-технологическими, экономическими и социальными изменениями и вызовами: жесткая глобальная конкуренция на рынке товаров и услуг, цифровизация промышленности и смежных отраслей, интеллектуализация и виртуализация производственных процессов, применение технологий искусственного интеллекта. Мы должны уметь противостоять этим угрозам и динамично развиваться как в традиционных, так и в новых отраслях экономики. Это могут сделать специалисты высокой квалификации, подготовленные на качественно новом уровне.
В концепции определены основные направления разработки новых специальностей для инновационных и наукоемких отраслей экономики: инженерия искусственного интеллекта, инженерия данных и аналитика, киберфизические системы и интернет вещей, биомедицинская инженерия, умные города и инфраструктура, аэрокосмическая инженерия.
- За счет чего будет расширена подготовка инженерных кадров по междисциплинарным специальностям, в том числе применяющих технологии искусственного интеллекта, машинного обучения, цифровых двойников, квантовых вычислений?
- Для подготовки инженерных кадров междисциплинарного уровня планируем работать по следующим направлениям. Во-первых, это повышение эффективности взаимодействия учреждений высшего, среднего специального и общего среднего образования, ориентированного на выявление и поддержку мотивированных одаренных абитуриентов, опережающую подготовку специалистов с опорой на углубленное физико-математическое образование, широкое применение интегрированных программ подготовки с оптимальными сроками. Во-вторых, это проектирование образовательных стандартов нового поколения с гибкими сроками и формами обучения, персонализация образовательного процесса, увеличение продолжительности практик, применение дуального образования и обязательная подготовка студентов по рабочим профессиям. В-третьих, широкое участие в образовательном процессе заказчиков кадров, специалистов высокотехнологичных предприятий и ведущих ученых НАН Беларуси, талантливой молодежи, лауреатов и стипендиатов специального фонда Президента Республики Беларусь, победителей международных и республиканских олимпиад и конкурсов. И, наконец, это развитие ученического и студенческого стартап-движения, поддержка технико-технологических предпринимательских инициатив обучающихся и преподавателей.
- Будет ли расширяться вовлеченность организаций - заказчиков кадров в подготовку таких специалистов?
- Будущие работодатели активно участвуют в подготовке специалистов. Именно заказчики кадров формируют содержание образования. На данный момент все образовательные стандарты разработаны на основе профессиональных стандартов, где определены требования к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам, которыми должен владеть специалист. Широко вовлечены специалисты организаций - заказчиков кадров непосредственно в учебный процесс, активно участвуют в профориентации, развитии материально-технической и учебно-лабораторной базы учреждений образования.
Вместе с тем решение новых задач требует и новых подходов, в том числе по степени вовлеченности работодателей в подготовку инженерных кадров новой формации. Повышение уровня этой вовлеченности проходит красной нитью в концепции и Программе создания центров компетенций и учебных центров, определено показателями и индикаторами социально-экономической эффективности концепции.
Мы уверены, что совместными усилиями сможем выполнить главную стратегическую задачу концепции - повышение качества подготовки инженерных кадров и обеспечение технологической безопасности Беларуси.
Источник: https://belta.by