РУС БЕЛ ENG 中文

Вступают в силу с 1 сентября. Рассказываем о наиболее важных изменениях Кодекса об образовании

26.03.2025

Правоприменительная практика не стоит на месте, в Кодекс об образовании вносятся изменения, последние из которых продиктованы Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 года № 46­З “Об изменении кодексов по вопросам образования”.

Внесенные в Кодекс об образовании изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 года.

В настоящее время в Республике Беларусь действует достаточно прогрессивное законодательство об образовании. Далеко не во всех странах в сфере образования существует такой комплексный законодательный акт, как кодекс. В нашей стране Кодекс Республики Беларусь об образовании является системообразующим нормативным правовым актом, закрепляющим принципы и нормы правового регулирования образовательных общественных отношений и обеспечивающим достаточно полное правовое регулирование образовательной сферы. Это свидетельствует о признании государством образовательных отношений одними из наиболее важных. За принятием и утверждением Кодекса об образовании последовали продуманные решения, разработка и принятие подзаконных актов, которые расширяют и конкретизируют правовое регулирование в сфере образования.

Правовые нормы закона направлены на совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, уточнение его структуры и содержания, дальнейшее укрепление престижа национального образования. Остановимся на наиболее важных изменениях Кодекса об образовании в части дошкольного, общего среднего и специального образования.

  1. В статье 1 Кодекса об образовании уточнено понятие “учреждение образования”, под которым понимается юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной целью деятельности которого является осуществление образовательной деятельности и (или) которое принимает участие в реализации плана защиты прав и законных интересов ребенка и отнесено к учреждениям образования в соответствии с настоящим кодексом (здесь и далее автором выделены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2025 года).
  2. В статье 1 Кодекса об образовании закреплен термин “экскурсия” в значении, определенном абзацем тридцатым пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2021 года № 129-З “О туризме”, а именно: “экскурсия — туристическое путешествие на период не более 24 часов, а также посещение туристами, экскурсантами туристических ресурсов под руководством экскурсоводов, гидов-переводчиков, лиц, работающих в организациях, при проведении экскурсий в этих организациях, субъектов туристической деятельности, иных лиц, наделенных правом проведения экскурсий”.
  3. Внесены изменения в ­статью 13 Кодекса об образовании в части направленности образовательных программ специального образования, а также введен термин “коррекция нарушений в физическом и (или) психическом развитии”, под которым понимается комплекс психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений.
  4. Внесены изменения в статью 17 Кодекса об образовании в части корректировки направленности духовно-нравственного воспитания, а также дополнения основных составляющих воспитания двумя новыми:

информационное воспитание, направленное на выработку самостоятельного, критического восприятия информации, умения пользоваться информационными ресурсами;

правовое воспитание, направленное на формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры, в том числе на формирование законопослушного поведения, понимание ответственности за противоправные действия.

Кроме того, законодательно закреплена имеющаяся практика осуществления воспитания на занятиях в соответствии с режимом группы продленного дня (пункт 6 указанной статьи).

  1. Закреплено право учреждения образования размещать в глобальной компьютерной сети интернет на официальном сайте сведения о персональном составе педагогических работников, а именно должность служащего, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), уровень образования, квалификации, сведения о наличии ученой степени, ученого звания — указанные сведения размещаются без получения согласия педагогических работников. Иные сведения могут размещаться только при согласии указанных лиц. Данная норма закреплена в подпункте 2.2-1 пункта 2 статьи 19 Кодекса об образовании.
  2. Порядок принятия решения об изменении вида, реорганизации, ликвидации учреждений образования, предусмотренный пунктом 10 статьи 20 Кодекса об образовании, будет распространятся и на учреждения дошкольного образования — такие решения принимаются учредителями на основании оценки последствий принятия таких решений с учетом количества лиц, подлежащих обучению и воспитанию на уровнях дошкольного и общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного и общего среднего образования на этой территории.
  3. Исключена необходимость указывать в уставе учреждения образования предмет деятельности учреждения образования (подпункт 2.4 пункта 2 статьи 21 Кодекса об образовании).
  4. Исключена возможность реализации образовательных программ дошкольного и специального образования индивидуальными предпринимателями. Соответствующие изменения внесены в статью 26 Кодекса об образовании, а также обусловленные данным изменением редакционные правки внесены и в иные статьи Кодекса об образовании.

Практика применения законодательства о лицензировании показала, что ни один индивидуальный предприниматель не смог обеспечить выполнение долицензионных требований к реализации соответствующих образовательных программ в части материально-технического обеспечения и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

  1. Основные обязанности обу­чающихся, предусмотренные ­статьей 31 Кодекса об образовании, дополнены новой обязанностью:

1-1. При посещении учебных занятий обучающиеся, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования, обязаны придерживаться делового стиля в одежде, за исключением случаев, пре­дусмотренных санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Кроме того, указанным подпунктом Министерству образования предоставлена компетенция на установление общих требований к деловому стилю в одежде обучающихся.

  1. Предусматривается обязанность родителей обеспечивать условия для получения общего среднего образования их несовершеннолетними детьми, проживающими в Республике Беларусь, в учреждениях образования нашей страны (внесены изменения в подпункт 1.1 пункта 1 статьи 34 Кодекса об образовании).

Данное изменение направлено на исключение практики дистанционного обучения детей в иностранных организациях. Кроме того, в перечень обязательных для изучения учебных предметов на уровне общего среднего образования входят “История Беларуси”, “История Беларуси в контексте всемирной истории”, “Белорусский язык”, “Белорусская литература”, раздел “География Беларуси”, которые невозможно изучить в школе иностранного государства. В учреждениях общего среднего образования совместно с освоением содержания учебных программ проводится воспитательная работа, в основу которой заложены идеологическая и патриотическая составляющие, традиции и культура белорусского государства.

  1. Внесены изменения в ­статью 47 Кодекса об образовании, регулирующую транспортное обеспечение. Так, предусмотрена норма о возможности принятия решений местными Советами депутатов о бесплатной перевозке за счет средств соответствующих местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством, обучающихся:

осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего, специального образования в государственных учреждениях образования, расположенных в пределах населенных пунктов, в которых они проживают, до учреждения образования и обратно школьными автобусами по маршруту их движения при отсутствии автомобильных перевозок пассажиров транспортом общего пользования или невозможности обеспечения такой перевозки;

осваивающих содержание образовательных программ общего среднего, специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, к местам проведения образовательных мероприятий, экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных мероприятий и обратно.

  1. Уточнено, что основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются не только квалификационными справочниками, но и профессиональными стандартами, утверждаемыми в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 51 Кодекса об образовании).
  2. Уточнен порядок признания учащегося специализированного лицея негодным к продолжению получения образования в этом учреждении образования в связи с ухудшением состояния здоровья при наличии медицинских противопоказаний к обучению и воспитанию в специализированном лицее, установленных по результатам медицинского освидетельствования временной военно-врачебной комиссией, проводимого в порядкеопределяемом соответственно Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Государственным пограничным комитетом, Следственным комитетом, Государственным комитетом судебных экспертиз по согласованию с Министерством здравоохранения при досрочном прекращении образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося, учреждения образования (подпункт 7.2 пункта 7 статьи 68 Кодекса об образовании).
  3. Статья 129 Кодекса об образовании дополнена пунктом 7, устанавливающим порядок финансирования расходов на приобретение билетов при посещении экскурсий за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов:

Снимок носит иллюстративный характер

7. Финансирование расходов на приобретение билетов при посещении экскурсий за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, из которых учреждениям образования выделяются средства на их функционирование, осуществляется для:

7.1. учащихся 1—11 (12) классов учреждений образования, реа­лизующих образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в рамках организации образовательного процесса, в том числе в шестой школьный день;

7.2. учащихся, получающих образование за счет средств рес­публиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, в рамках организации образовательного процесса по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности (специальностям);

7.3. педагогических работников, сопровождающих учащихся, указанных в подпунктах 7.1 и 7.2 настоящего пункта, при посещении экскурсий.

  1. Внесены корректировки в содержание материально-технической базы учреждений образования, предусмотренной в пункте 3 статьи 131 Кодекса об образовании. Данный перечень для учреждений образования дополнен наличием помещений для организации питания обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования, оборудованных в соответствии со специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к содержанию и эксплуатации учреждений образования.
  2. Внесены дополнения по предоставлению возможности освоения учащимися 10 (11)—11 (12) классов специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ, иных учреждений общего среднего и специального образования, расположенных в городском поселке, сельском населенном пункте, образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин (внесены изменения в соответствующие пункты статьи 148 Кодекса об образовании).
  3. В новой редакции изложен пункт 6 статьи 150 Кодекса об образовании, определяющей порядок принятия решения о наполняемости классов:

6. Решение о наполняемости классов, в том числе классов совместного обучения и воспитания, и количестве лиц с особенностями психофизического развития в них, кроме специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания, принимается учредителем учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, или уполномоченным им органом при соблюдении санитарно-­эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся. При этом наполняемость классов в учреждениях образования, за которыми закреплены территории соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы, устанавливается с учетом потребностей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, проживающих на соответствующей территории.

Наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с требованиями наполняемости классов, установленными пунктами 14, 15 и 18 статьи 273 настоящего кодекса.

  1. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (статья 150 Кодекса об образовании) дополнены новым пунктом:

17. При реализации образовательных программ общего среднего образования по запросам законных представителей учащихся учреждения образования сверх учебных часов, предусмот­ренных учебным планом учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, могут проводить стимулирующие занятия, поддерживающие занятия на платной основе на основании договора о возмездном оказании услуг.

19. Внесены дополнения в пункт 5 статьи 161 Кодекса об образовании в части предоставления возможности освобождения учащихся от итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования по медицинским показаниям. Данная норма позволяет реализовать учащимся свое право на получение обязательного общего среднего образования.

20. В новой редакции изложен пункт 7 статьи 161 Кодекса об образовании в отношении учащихся, не явившихся на итоговые испытания, а также учащихся с неудовлетворительными результатами итоговой аттестации:

7. Учащимся, не явившимся на итоговые испытания, или учащимся с неудовлетворительными результатами итоговой аттестации предоставляется право на прохождение итоговой аттестации в иные сроки, определяемые Министерством образования.

Учащимся, проходящим итоговые испытания в виде централизованного экзамена, проживающим или получающим образование в зоне радиоактивного загрязнения и выезжающим в организованном порядке на оздоровление в санаторно-курортные и оздоровительные организации в сроки, установленные для прохождения итоговой аттестации в виде централизованного экзамена, или учащимся, которые не могут присутствовать на итоговой аттестации в виде централизованного экзамена по причине заболевания, или учащимся, не явившимся на итоговую аттестацию в виде централизованного экзамена по иной уважительной причине, предоставляется право на прохождение итоговой аттестации в виде централизованного экзамена в резервные дни проведения централизованных экзаменов и иные сроки, определяемые Министерством образования.

В течение 2025 года Министерство образования обеспечит приведение в соответствие Кодексу об образовании подзаконных нормативных правовых актов, а каждому руководителю учреждения образования до 1 сентября 2025 года необходимо внести изменения в локальные правовые акты учреждения образования.

Несомненно, руководитель учреждения образования должен знать и обеспечивать соблюдение и реализацию норм действующего законодательства в сфере образования. При этом крайне важно, чтобы педагогические работники, эксперты и организаторы образовательного процесса высказывали аргументированные позиции по совершенствованию законодательного обеспечения системы образования.

поделиться в: