Вступают в силу с 1 сентября. Рассказываем о наиболее важных изменениях Кодекса об образовании
26.03.2025Правоприменительная практика не стоит на месте, в Кодекс об образовании вносятся изменения, последние из которых продиктованы Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 года № 46З “Об изменении кодексов по вопросам образования”.
Внесенные в Кодекс об образовании изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 года.
В настоящее время в Республике Беларусь действует достаточно прогрессивное законодательство об образовании. Далеко не во всех странах в сфере образования существует такой комплексный законодательный акт, как кодекс. В нашей стране Кодекс Республики Беларусь об образовании является системообразующим нормативным правовым актом, закрепляющим принципы и нормы правового регулирования образовательных общественных отношений и обеспечивающим достаточно полное правовое регулирование образовательной сферы. Это свидетельствует о признании государством образовательных отношений одними из наиболее важных. За принятием и утверждением Кодекса об образовании последовали продуманные решения, разработка и принятие подзаконных актов, которые расширяют и конкретизируют правовое регулирование в сфере образования.
Правовые нормы закона направлены на совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, уточнение его структуры и содержания, дальнейшее укрепление престижа национального образования. Остановимся на наиболее важных изменениях Кодекса об образовании в части дошкольного, общего среднего и специального образования.
- В статье 1 Кодекса об образовании уточнено понятие “учреждение образования”, под которым понимается юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной целью деятельности которого является осуществление образовательной деятельности и (или) которое принимает участие в реализации плана защиты прав и законных интересов ребенка и отнесено к учреждениям образования в соответствии с настоящим кодексом (здесь и далее автором выделены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2025 года).
- В статье 1 Кодекса об образовании закреплен термин “экскурсия” в значении, определенном абзацем тридцатым пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2021 года № 129-З “О туризме”, а именно: “экскурсия — туристическое путешествие на период не более 24 часов, а также посещение туристами, экскурсантами туристических ресурсов под руководством экскурсоводов, гидов-переводчиков, лиц, работающих в организациях, при проведении экскурсий в этих организациях, субъектов туристической деятельности, иных лиц, наделенных правом проведения экскурсий”.
- Внесены изменения в статью 13 Кодекса об образовании в части направленности образовательных программ специального образования, а также введен термин “коррекция нарушений в физическом и (или) психическом развитии”, под которым понимается комплекс психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений.
- Внесены изменения в статью 17 Кодекса об образовании в части корректировки направленности духовно-нравственного воспитания, а также дополнения основных составляющих воспитания двумя новыми:
информационное воспитание, направленное на выработку самостоятельного, критического восприятия информации, умения пользоваться информационными ресурсами;
правовое воспитание, направленное на формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры, в том числе на формирование законопослушного поведения, понимание ответственности за противоправные действия.
Кроме того, законодательно закреплена имеющаяся практика осуществления воспитания на занятиях в соответствии с режимом группы продленного дня (пункт 6 указанной статьи).
- Закреплено право учреждения образования размещать в глобальной компьютерной сети интернет на официальном сайте сведения о персональном составе педагогических работников, а именно должность служащего, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), уровень образования, квалификации, сведения о наличии ученой степени, ученого звания — указанные сведения размещаются без получения согласия педагогических работников. Иные сведения могут размещаться только при согласии указанных лиц. Данная норма закреплена в подпункте 2.2-1 пункта 2 статьи 19 Кодекса об образовании.
- Порядок принятия решения об изменении вида, реорганизации, ликвидации учреждений образования, предусмотренный пунктом 10 статьи 20 Кодекса об образовании, будет распространятся и на учреждения дошкольного образования — такие решения принимаются учредителями на основании оценки последствий принятия таких решений с учетом количества лиц, подлежащих обучению и воспитанию на уровнях дошкольного и общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного и общего среднего образования на этой территории.
- Исключена необходимость указывать в уставе учреждения образования предмет деятельности учреждения образования (подпункт 2.4 пункта 2 статьи 21 Кодекса об образовании).
- Исключена возможность реализации образовательных программ дошкольного и специального образования индивидуальными предпринимателями. Соответствующие изменения внесены в статью 26 Кодекса об образовании, а также обусловленные данным изменением редакционные правки внесены и в иные статьи Кодекса об образовании.
Практика применения законодательства о лицензировании показала, что ни один индивидуальный предприниматель не смог обеспечить выполнение долицензионных требований к реализации соответствующих образовательных программ в части материально-технического обеспечения и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
- Основные обязанности обучающихся, предусмотренные статьей 31 Кодекса об образовании, дополнены новой обязанностью:
1-1. При посещении учебных занятий обучающиеся, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования, обязаны придерживаться делового стиля в одежде, за исключением случаев, предусмотренных санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Кроме того, указанным подпунктом Министерству образования предоставлена компетенция на установление общих требований к деловому стилю в одежде обучающихся.
- Предусматривается обязанность родителей обеспечивать условия для получения общего среднего образования их несовершеннолетними детьми, проживающими в Республике Беларусь, в учреждениях образования нашей страны (внесены изменения в подпункт 1.1 пункта 1 статьи 34 Кодекса об образовании).
Данное изменение направлено на исключение практики дистанционного обучения детей в иностранных организациях. Кроме того, в перечень обязательных для изучения учебных предметов на уровне общего среднего образования входят “История Беларуси”, “История Беларуси в контексте всемирной истории”, “Белорусский язык”, “Белорусская литература”, раздел “География Беларуси”, которые невозможно изучить в школе иностранного государства. В учреждениях общего среднего образования совместно с освоением содержания учебных программ проводится воспитательная работа, в основу которой заложены идеологическая и патриотическая составляющие, традиции и культура белорусского государства.
- Внесены изменения в статью 47 Кодекса об образовании, регулирующую транспортное обеспечение. Так, предусмотрена норма о возможности принятия решений местными Советами депутатов о бесплатной перевозке за счет средств соответствующих местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством, обучающихся:
осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего, специального образования в государственных учреждениях образования, расположенных в пределах населенных пунктов, в которых они проживают, до учреждения образования и обратно школьными автобусами по маршруту их движения при отсутствии автомобильных перевозок пассажиров транспортом общего пользования или невозможности обеспечения такой перевозки;
осваивающих содержание образовательных программ общего среднего, специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, к местам проведения образовательных мероприятий, экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных мероприятий и обратно.
- Уточнено, что основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются не только квалификационными справочниками, но и профессиональными стандартами, утверждаемыми в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 51 Кодекса об образовании).
- Уточнен порядок признания учащегося специализированного лицея негодным к продолжению получения образования в этом учреждении образования в связи с ухудшением состояния здоровья при наличии медицинских противопоказаний к обучению и воспитанию в специализированном лицее, установленных по результатам медицинского освидетельствования временной военно-врачебной комиссией, проводимого в порядке, определяемом соответственно Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Государственным пограничным комитетом, Следственным комитетом, Государственным комитетом судебных экспертиз по согласованию с Министерством здравоохранения при досрочном прекращении образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося, учреждения образования (подпункт 7.2 пункта 7 статьи 68 Кодекса об образовании).
- Статья 129 Кодекса об образовании дополнена пунктом 7, устанавливающим порядок финансирования расходов на приобретение билетов при посещении экскурсий за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов:
Снимок носит иллюстративный характер
7. Финансирование расходов на приобретение билетов при посещении экскурсий за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, из которых учреждениям образования выделяются средства на их функционирование, осуществляется для:
7.1. учащихся 1—11 (12) классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в рамках организации образовательного процесса, в том числе в шестой школьный день;
7.2. учащихся, получающих образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, в рамках организации образовательного процесса по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности (специальностям);
7.3. педагогических работников, сопровождающих учащихся, указанных в подпунктах 7.1 и 7.2 настоящего пункта, при посещении экскурсий.
- Внесены корректировки в содержание материально-технической базы учреждений образования, предусмотренной в пункте 3 статьи 131 Кодекса об образовании. Данный перечень для учреждений образования дополнен наличием помещений для организации питания обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования, оборудованных в соответствии со специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к содержанию и эксплуатации учреждений образования.
- Внесены дополнения по предоставлению возможности освоения учащимися 10 (11)—11 (12) классов специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ, иных учреждений общего среднего и специального образования, расположенных в городском поселке, сельском населенном пункте, образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин (внесены изменения в соответствующие пункты статьи 148 Кодекса об образовании).
- В новой редакции изложен пункт 6 статьи 150 Кодекса об образовании, определяющей порядок принятия решения о наполняемости классов:
6. Решение о наполняемости классов, в том числе классов совместного обучения и воспитания, и количестве лиц с особенностями психофизического развития в них, кроме специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания, принимается учредителем учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, или уполномоченным им органом при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся. При этом наполняемость классов в учреждениях образования, за которыми закреплены территории соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы, устанавливается с учетом потребностей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, проживающих на соответствующей территории.
Наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с требованиями наполняемости классов, установленными пунктами 14, 15 и 18 статьи 273 настоящего кодекса.
- Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (статья 150 Кодекса об образовании) дополнены новым пунктом:
17. При реализации образовательных программ общего среднего образования по запросам законных представителей учащихся учреждения образования сверх учебных часов, предусмотренных учебным планом учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, могут проводить стимулирующие занятия, поддерживающие занятия на платной основе на основании договора о возмездном оказании услуг.
19. Внесены дополнения в пункт 5 статьи 161 Кодекса об образовании в части предоставления возможности освобождения учащихся от итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования по медицинским показаниям. Данная норма позволяет реализовать учащимся свое право на получение обязательного общего среднего образования.
20. В новой редакции изложен пункт 7 статьи 161 Кодекса об образовании в отношении учащихся, не явившихся на итоговые испытания, а также учащихся с неудовлетворительными результатами итоговой аттестации:
7. Учащимся, не явившимся на итоговые испытания, или учащимся с неудовлетворительными результатами итоговой аттестации предоставляется право на прохождение итоговой аттестации в иные сроки, определяемые Министерством образования.
Учащимся, проходящим итоговые испытания в виде централизованного экзамена, проживающим или получающим образование в зоне радиоактивного загрязнения и выезжающим в организованном порядке на оздоровление в санаторно-курортные и оздоровительные организации в сроки, установленные для прохождения итоговой аттестации в виде централизованного экзамена, или учащимся, которые не могут присутствовать на итоговой аттестации в виде централизованного экзамена по причине заболевания, или учащимся, не явившимся на итоговую аттестацию в виде централизованного экзамена по иной уважительной причине, предоставляется право на прохождение итоговой аттестации в виде централизованного экзамена в резервные дни проведения централизованных экзаменов и иные сроки, определяемые Министерством образования.
В течение 2025 года Министерство образования обеспечит приведение в соответствие Кодексу об образовании подзаконных нормативных правовых актов, а каждому руководителю учреждения образования до 1 сентября 2025 года необходимо внести изменения в локальные правовые акты учреждения образования.
Несомненно, руководитель учреждения образования должен знать и обеспечивать соблюдение и реализацию норм действующего законодательства в сфере образования. При этом крайне важно, чтобы педагогические работники, эксперты и организаторы образовательного процесса высказывали аргументированные позиции по совершенствованию законодательного обеспечения системы образования.