РУС БЕЛ ENG 中文

Что значит быть педагогом и какие задачи стоят перед системой образования?

29.08.2024

Более 42 процентов бюджета Беларуси в этом году выделено на социальные блага, что ярко демонстрирует ориентированность нашей страны и направленность ее политики на простых граждан в интересах большинства общества. Огромные средства (а за последние три года это 30 млрд рублей) направлены на систему образования. Поэтому перед этой сферой, как отметил ­Президент на Республиканском педагогическом совете, стоят важные государственные задачи. Что делается для их решения?


Откровенный разговор

В Беларуси уже стало традицией проводить республиканские педсоветы с целью мониторинга и совершенствования образования и воспитания. Требование ­Президента — открыто говорить о проблемах и искать пути их решения. Следует признать, что за последние годы в этой сфере очень многое сделано. В частности, в прошлом году открылось 15 учреждений дошкольного образования. А к 2 сентября будут сданы четыре новенькие современные школы. Еще три вступят в строй до конца этого года. Происходит обновление технической базы уже построенных школ и детских садов. То же самое следует констатировать и о вузах.

Однако за внешней материальной базой для системы образования важно иметь крепкое, стоящее на мощном фундаменте содержание. Александр ­Лукашенко констатировал, что за годы независимости наша система образования прошла внушительное количество реформ. Какие‑то из них оказались востребованными. Другие не прошли проверку временем. Однако, несмотря на то, что мы сейчас живем в период динамичных изменений, образование является достаточно консервативной сферой, требующей постоянства и предсказуемости как для учеников и их родителей, так и для общества и государства в целом.

Поэтому неудивительно, что на педсовете краеугольной идеей звучал тезис лимита на реформы. Образование не терпит шараханий. Однако это не означает, что взят курс на консервацию всего существующего. Нет. Разумное совершенствование, дошлифовка без ломки имеющейся системы — вот что должно корректировать систему образования в связи с духом времени.

Борьба за умы

События последних лет показали, что мало сегодня вырастить высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке. Система образования — это не только наделение учащихся профессиональными компетенциями. В мире наблюдается так называемая когнитивная война за умы и сердца людей. И здесь проявляется интерес некоторых стран в переманивании высококлассных профессионалов. Это прежде всего игра вдолгую. Многие государства и иностранные фонды пытаются через собственные программы обучения под видом гуманитарных и образовательных миссий распространить свои ценности среди молодых поколений граждан различных стран, что напрямую влияет на политические пристрастия людей.

И действительно, кроме профессиональных качеств, образование призвано передать молодым поколениям еще и гражданскую компетенцию, то есть тот букет знаний и ценностей, которые лежат в основе патриотического мировоззрения.

Стране нужны люди, осознающие свою связь с Родиной, понимающие всю глубину ответственности за ее настоящее и будущее, — это задача не из легких.

В обратном направлении действуют противники сильной, суверенной и независимой Беларуси, которым выгодно заполучить контроль над нашей территорией и политической системой. Их инструментарий сродни библейскому искушению. Они пытаются предложить иллюзию легкой, непринужденной жизни, несовместимой со словами «Родина», «ответственность», «альтруизм», «солидарность».

В связи с этим Александр ­Лукашенко не единожды на Республиканском педсовете подчеркивал, что педагогика — это наука политическая. Учителя и воспитатели — это люди ­Президента. Должность же самого ­Президента — это уровень главного политического педагога страны, который должен разъяснить суть происходящего и показать гражданскому обществу, что и как делать.

В ситуации, когда на южных рубежах наша Родина граничит с воюющей страной, где все больше принимаются авантюрные и взрывоопасные решения, возникает четкое осознание, что наши молодые поколения должны воспитываться с пониманием того, почему и как они должны быть готовы защищать наше государство с оружием в руках.

Принцип социального государства

Равный доступ всех граждан страны к получению образования — это центральный принцип белорусского социального государства. Каждый молодой гражданин должен иметь возможность не просто получить требуемые знания — системе образования необходимо выявить его талант и найти индивидуальный подход, как его развить.

Однако здесь важна и профориентация. Востребованные инженерные и аграрные профессии должны становиться все более престижными.

Задачи, поставленные ­Президентом на Республиканском педсовете, призваны повысить и вывести на новый уровень человеческий капитал в Беларуси, который является главной ценностью нашей Родины.

Индивидуальный подход

Если производство можно автоматизировать и роботизировать, то вот обучение и воспитание требуют социального и эмоционального контакта и вряд ли станут похожими на конвейер. Поэтому неудивительно, что исследователи профессию педагога наряду с другими социальными отраслями (здравоохранение, социальная помощь и т.д.) относят к наиболее востребованным и перспективным в будущем. Эти направления требуют индивидуального внимания и не смогут в полной мере автоматизироваться или тем более роботизироваться.

Стратегическая ценность

Политические, ценностные и мировоззренческие задачи педагога подтверждают слова Александра ­Лукашенко, что никакой искусственный интеллект не заменит учителя. Патриота и специалиста может воспитать только патриот и высококвалифицированный специалист. Поэтому стратегическая ценность педагога должна быть подкреплена престижностью этой профессии в обществе. Учитель не должен находиться один на один со своими проблемами. Его не должны нагружать несвойственными функциями. И главное, оплата труда преподавателя должна быть на уровне средней зарплаты по стране. На этот уровень запланировано выйти в 2025 году.

Источник: https://www.sb.by

поделиться в: