РУС БЕЛ ENG 中文

Как помочь подростку с выбором будущей профессии, но при этом не навредить

30.06.2025

 

Вопрос выбора профессии — это не только психологическая проблема, связанная со зрелостью личности молодого человека, но и индикатор взаимоотношений в семье. Об этом и многом другом корреспондент “Настаўніцкай газеты” поговорил с опытными психологами и педагогами — Светланой Покровской и Нино Петриашвили.

Что и как выбирать

— В каком возрасте необходимо начинать проф­ориен­тацию?

Светлана Покровская:

— Традиционно считается, что ранняя профориентация нецелесообразна. Если говорить о классическом подходе решения вопроса “Кем быть и что делать?”, то это, скорее всего, подростковый возраст. В рамках профориентации в школах подросткам предлагают различные экскурсии, беседы, а также встречи с интересными людьми, работающими в различных профессиях. Кроме того, молодые люди контактируют с разными людьми в социуме и в рамках своей семьи. Насколько они примеряют на себя всю получаемую информацию, это уже другой вопрос. Бывает, определенные способности начинают проявляться в достаточно юном возрасте. Это могут быть склонности к спортивной деятельности, изобразительному искусству, к тому же программированию. Бывает, ребенок настолько увлечен, что хочет заниматься этим параллельно с учебой в школе, и эти увлечения могут перейти в профессию. Часто некоторые школьные предметы тоже увлекают ребенка. Таким образом, у взрослеющего человека все время идет поиск, и хорошо, если его интересы замечаются и поддерживаются со стороны семьи и школы.

Нино Петриашвили:

— Большое значение имеет впечатление, которое получает молодой человек от личности оратора, рассказывающего о себе и своей профессии на встрече, от учебного заведения, где проходит экскурсия. Я часто провожу тренинги и вспоминаю, как ко мне подошел студент со словами: “А вы меня помните? Я после вашего тренинга решил стать психологом”. Если во время проведения дня открытых дверей в нашем учебном заведении ребят впечатлил университет, отдельная кафедра или преподаватель, многие делают соответствующий выбор. Роль личности имеет очень большое значение, а желание соответствовать авторитетной, яркой, харизматичной фигуре часто выходит на первый план при окончательном выборе сферы деятельности.

— Можно ли сказать, что сейчас выбор профессии молодыми людьми стал более осознанным?

Нино Петриашвили:

— Сейчас к общему информированию о существующих профессиях добавился диагностический блок. Есть специальные методики, которые позволяют определить направление, к которому у ребенка есть склонность. Как ребята к этому относятся? Как к игре, предмету, который нужно выучить, заданию, которое нужно выполнить. Насколько это эффективно? Для того чтобы сделать самостоятельный и осознанный выбор, личность должна быть зрелой. Об этом в подростковом возрасте, к сожалению, говорить не приходится. Что осталось в сознании ребенка, что впечатлило, зацепило его в процессе познания мира и профориентации, сказать сложно, но порой проф­ориентация идет сама по себе, а развитие подростка само по себе.

Светлана Покровская:

 Вряд ли осознанности стало больше, но поменялось другое. Если раньше мы получали профессию в вузе, то это была практически 100-процентная гарантия, что в дальнейшем мы будем по ней работать. Мы знали, что если ты идешь в мединститут, то будешь врачом, а после пед­университета — педагогом, вариан­тов “хочу — не хочу” не было. Сейчас у молодежи есть возможность выбора. И я к этому отношусь с пониманием и считаю, что, чем работать плохим специа­листом, лучше идти к любимой профессии и вкладывать свое время и ресурсы во что-то более значимое и важное. Да и само время диктует запросы: сегодня профессия есть, а через 10 лет она устареет.

Раз и на всю жизнь?

— Если в силу различных причин молодой человек вдруг меняет вектор ранее выбранной профессии и решает получить другую, это нормально или является тревожным фактором?

Светлана Покровская:

— В любом случае произошел процесс включения: возможно, раньше молодой человек соглашался с предложением и выбором родителей или других значимых взрослых, хотя у него были другие варианты. Скорее всего, родители его стимулировали в плане дополнительной подготовки: подготовительные курсы, репетиторы. То есть он в этом процессе находился, но самостоятельного выбора не произошло. Молодому человеку нужно дать право совершить этот взрослый поступок, на который он все-­таки решился. Чтобы из позиции инфантильного ребенка он перешел в позицию ответственного взрослого.

Нино Петриашвили:

— К сожалению, очень часто родители ломают ребенка. Случай из моей практики. Парень поступает в суворовское училище. Психолог спрашивает почему. Ответ: “Мама очень хотела”. Парень пытался несколько раз бросить обучение, но не решился, так как не хотел расстраивать маму. У матери свои мотивы: одна растит сына, рядом нет значимого мужчины, и это, с ее точки зрения, то самое мужское воспитание. В итоге мама победила. А мальчик творческий, увлекается музыкой. Маму убедить не удалось…

Светлана Покровская:

— Ошибки родителей носят, как правило, бессознательный характер, они их делают из лучших побуждений. Родители мотивируют и поясняют все очень красиво, аргументируют, но ребенок в этом плане не имеет ни
жизненного опыта, ни уверенности. И взрослые могут подтолкнуть его к выбору профессии, которая кажется подходящей ему и востребованной на рынке труда.

Да, нужно рассказывать, показывать, приводить примеры, но не давить и не настаивать, предлагать подростку самостоятельно сделать свой выбор и оказать нужную поддержку.

Всегда нужно разделять желание и мнение родителей и выбор самого абитуриента. Часто мы имеем дело с родительскими проекциями, когда у мамы или у папы не получилось с профессией мечты, значит, пусть получится у ребенка.

Нино Петриашвили:

— Родители часто грешат двойными стандартами: с одной стороны, предъявляют к своим детям взрослые требования, а с другой — все еще считают их детьми, и при выборе профессии для них дети остаются детьми, которых надо вести за руку.

— Рассмотрим ситуацию, когда в год окончания школы выпускник не делает выбор и никуда не поступает, а берет тайм-аут.

Светлана Покровская:

— Если не проявились никакие интересы, никакие способности, то это первый показатель, что личность незрелая. У зрелой личности будут интересы, потребности, желания. Если нет желания и приоритетов выбора, то родитель может предложить варианты обу­чения, например, на краткосрочных курсах. Для ребенка это будет ситуация продления учебного процесса. Взрослых мы настраи­ваем на то, что обучение и поиск профессии — это процесс, а детей — на то, что на любом этапе можно скорректировать путь к профессии мечты. Всегда можно переориентироваться, сменить направление, но молодой человек сам должен выбрать, что ему делать. И если он не хочет учиться, выбирая работу, это тоже путь и шаг к профессиональному выбору и личному развитию.

 А если молодой человек не смог поступить в учебное заведение по выбранной специальности, как вести диалог?

Нино Петриашвили:

— Нужно разбираться, по какой причине он не поступил. Да, ситуация травматичная, и в наши дни даже больше для родителей, но и дети, безусловно, испытывают колоссальный стресс. Чтобы снизить эмоциональные переживания, помимо поддержки друг друга в рамках семьи, можно обратиться к психологу. И обязательно строить планы на будущее. Можно пойти на подготовительные курсы и параллельно найти работу, пройти так называемую профессио­нальную пробу — развозить пиццу, работать курьером. Это опыт войти в мир, на рынок труда, шаг во взрослую жизнь, возможность заработать на те же курсы. Сейчас и студенты стараются начать работать как можно раньше. Многие хотят сепарироваться от семьи, жить отдельно, самостоятельно оплачивать учебу.

Дельные советы

Светлана Покровская:

— Не нужно бояться проб и ошибок. Выбор может осуществляться многократно, на разных этапах и разных уровнях: после школы, после получения диплома, окончания магистратуры или аспирантуры. Приведу пример. Я работаю в рамках студенческой научно-практической лаборатории “Профес­сиональное самоопределение” Института психологии БГПУ со студентами 1—4 курсов, магистрантами. Мы занимаемся различными научными и творческими проектами. Участникам часто заявляются темы для дискуссий и бесед. И вот одна из них — “Профес­сиональная идентичность: насколько я эту профессию чувствую как свою”. Выяснилось, что большинство, замечу, успешных и добросовестных студентов-выпускников, посещающих лабораторию, заявили, что с интересом обучаются по спе­циальности “Психология”, но работать хотят по смежным специальностям. Что ж, выход на будущую профессию не всегда происходит после получения диплома. Порой бывает, что это начало пути, и этого не нужно боять­ся.

Нино Петриашвили:

— Вопрос выбора профессии — это не только психологическая проблема, связанная со зрелостью личности молодого человека, но и индикатор взаимоотношений в семье. В идеале подросток должен понимать, что его любят просто так, что значимые взрослые примут любой его выбор. Это создает колоссальный эмоциональный ресурс. Родителям нужно учиться любить своих чад просто так, выражая поддержку, принятие, любовь, оказывая им помощь, создавая чувство уверенности. “Я рядом, все получится!” — вот что дети хотят услышать. Поэтому родителям, педагогам надо транслировать спокойствие и уверенность.

***

Светлана Покровская — кандидат психологических наук, доцент кафедры “Психология образования и развития личности” Института психоло­гии БГПУ. В профессии 35 лет.

Нино Петриашвили — старший преподаватель, ответственный за профориентационную работу, кафедры “Психология” Белорусского государственного университета физической культуры и спорта. В профессии более 20 лет.

Источник: https://nastgaz.by

поделиться в: