РУС БЕЛ ENG 中文

Белорусские школьники разработали прототип интеллектуальных очков с технологией компьютерного зрения

30.01.2025

Прототип универсальной системы интеллектуальных очков с применением технологий компьютерного зрения и NLP для анализа визуальной информации в режиме реального времени разработали в Национальном детском технопарке учащиеся 11-го класса. Об этом сообщает БЕЛТА.



Татьяна Кудан и Кирилл Булавин справились с реализацией идеи и созданием прототипа всего за одну смену. «Изначально у нас был проект по шахматам, то есть интеллектуальный помощник, который подсказывал бы стратегические ходы и так далее. Но впоследствии мы доработали его до более универсальной системы», — рассказала Татьяна Кудан.

Как объяснили учащиеся, интеллектуальные очки технически устроены просто. «Они работают по клиент-серверной модели. На самих очках размещен одноплатный компьютер, который считывает видеопоток с помощью камеры. Есть и небольшая система отказа устойчивости: если нет подключения к серверу, на котором происходит основная обработка видеопотока, то часть обработки будет проходить на клиенте», — отметила Татьяна Кудан.

Чтобы звук направлялся именно к человеку, который пользуется очками, сейчас они могут подключаться к обычным наушникам по Bluetooth. «В будущем планируется система костной проводимости в дужках очков. То есть звук будет передаваться во внутреннее ухо через кости черепа. У нас уже есть разработанная 3D-модель, которая включает в себя все технические требования», — добавил Кирилл Булавин.

Сама идея очков-помощников не нова, но ребята пояснили, чем уникален их прототип. «У нас есть некоторые преимущества над аналогами. В наших очках есть режим контекстуального анализа наблюдаемых сцен в поле зрения. Подобных систем, насколько я знаю, нет. Это полезно даже людям в быту для быстрого подсчета объектов и их классификации. Особенно это удобно для людей с ограниченными возможностями, у которых частично или полностью утрачено зрение», — сказала Татьяна Кудан.

Еще одно применение, которое видят ребята для своей разработки, — обучение. К примеру, в школьном классе очки могут помочь считывать информацию с доски и даже пояснять, что конкретно там написано. «Способности очков можно гибко подстраивать под пользователя. Это модульная система, которая может горизонтально расширяться», — разъяснил Кирилл Булавин.

Учащиеся также рассказали о возможности распознавания лиц или предметов. «Изначально используется модель, которая распознает только человека. Но ее очень легко дообучить для распознавания конкретного человека или предмета. Например, можно обучить систему так, чтобы она находила вашу любимую ложку среди тысячи похожих», — отметил Кирилл Булавин.

Всего в Национальном детском технопарке в ходе публичной защиты исследовательских проектов учащиеся представили 96 проектов. Среди них — беспилотные летательные аппараты, оснащенные нейросетью, умный сортировщик мусора, полностью натуральная помада и многое другое.

Источник: https://www.sb.by

поделиться в: