Виртуальный мир против реального: почему возникает компьютерная зависимость у детей
30.01.2025«Продолжительность нахождения за экраном монитора детей дошкольного возраста не должна превышать 20 минут с периодичностью не чаще двух раз в неделю». Почему формируется компьютерная зависимость, какими изменениями в поведении и физиологии ребенка она проявляется и можно ли ее избежать? Об этом корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказала врач-интерн Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Яна Юшко.
— Яна Николаевна, современный мир — это мир компьютерных технологий. Какое влияние они оказывают на здоровье детей?
— С одной стороны, обучающие компьютерные программы развивают внимание, логическое, абстрактное, творческое мышление, познавательную активность детей и подростков. Помогают научиться принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одного действия на другое. Но с другой — частое и длительное пребывание за экраном монитора ведет к ухудшению здоровья растущего организма, портится зрение, появляется хроническая усталость, которая приводит к ослаблению иммунной системы, уязвимости организма к стрессовым факторам и невротическим расстройствам. Неправильная посадка за компьютерным столом нарушает осанку. Кроме проблем со здоровьем, глобальная компьютеризация приводит ко всё большему погружению в виртуальный мир, что, бесспорно, увеличивает риск формирования компьютерной зависимости.
— Почему виртуальный мир так затягивает в свои сети, что порой противостоять им может не каждый взрослый, а что уж говорить о детях…
— Считается, что виртуальное пространство помогает избавиться от тоски, тревожности и спрятаться от жизненных проблем и повседневной рутины, тем самым человек может получить те чувства и эмоции, которые он не получает в реальном мире. Именно здесь и кроется проблема формирования компьютерной зависимости, когда виртуальная жизнь замещает реальную и полностью затягивает в себя.
Компьютерная зависимость может начать формироваться уже с детства. Обычно это происходит, когда ребенок капризничает, а родители ищут разные удобные и быстрые способы, чтобы его успокоить, и включают ему телевизор или какой-нибудь видеоролик из интернета. Как правило, в дальнейшем дети всё больше начинают взаимодействовать с цифровыми устройствами. Последствия будут неизбежны. К примеру, если ребенок в возрасте до 10 лет увлечен компьютером, то это может подавить интерес к обычным детским играм и общению со сверстниками, и в конечном итоге увеличится риск психологической зависимости от виртуального мира.
— Есть еще причины, способствующие формированию компьютерной зависимости у детей?
— Конечно. Психологические особенности личности ребенка, наличие склонности к зависимому поведению, неправильно организованный досуг, отсутствие хобби, нездоровый образ жизни и дефекты семейного воспитания, отсутствие контроля и вседозволенность со стороны родителей.
— По каким признакам можно понять, что у ребенка сформировалась зависимость от гаджетов?
— Наблюдается нервозность и раздражительность, склонность к негативизму, возникают сложности в общении с родителями и со сверстниками, упрощается речь, отсутствует интерес к другим занятиям из-за чрезмерной увлеченности игрой за компьютером. Ребенок с телефоном в руках не реагирует в ответ на обращение к нему, проявляет агрессию при попытке отвлечь его от монитора. Нетерпимое желание и острая потребность поскорее вернуться к гаджетам, постоянные разговоры только о компьютере и компьютерных играх. Ухудшение настроения, слезы, истерика при запрете или ограничении времени игры за компьютером.
К основным физическим признакам следует отнести нарушения со стороны глаз (ухудшение зрения, синдром сухого глаза), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки), расстройство сна, ухудшение памяти и другое.
— Все понимают, что наиболее рациональной мерой профилактики является ограничение использования компьютеров, мобильных телефонов и планшетов. Но как это сделать?
— Родители постоянно должны следить за тем, что выбирают их дети, находясь за экраном монитора, и участвовать в формировании предпочтений своего ребенка с уходом от агрессивных игр.
Проводить больше времени с детьми, интересоваться их жизнью, слушать, поддерживать и разговаривать, объяснять все непонятные и сложные ситуации, чаще бывать с детьми на свежем воздухе, соблюдать принципы здорового образа жизни. Всё это позволит сохранить здоровье ребенка и снизить риск развития компьютерной зависимости.
Источник: https://nastgaz.by