РУС БЕЛ ENG 中文

Часто задаваемые вопросы

Есть ли льготы каким либо категориям граждан на определение ребёнка в учреждение дошкольного образования вне очередности?

Законодательством Республики Беларусь льгот на зачисление в учреждение дошкольного образования вне очерёдности не предусмотрено.

Детям военнослужащих, работников следственного комитета, сотрудников органов внутренних дел гарантируется предоставление мест в учреждениях образования для получения дошкольного образования в течение трех месяцев со дня подачи заявления (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 №100-З «О статусе военнослужащих», ст. 32 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 №403-З «О Следственном комитете Республики Беларусь», ст. 41 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 №263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»).

Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования? 

1. Постановка на учет.
Законному представителю ребенка необходимо обратиться в службу «Одно окно» районного, городского (городов областного и районного подчинения) исполнительного комитета, местную администрацию района в городе по месту нахождения УДО (далее – местный исполнительный и распорядительный орган).
При обращении представить следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка (далее – паспорт);
свидетельство о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь) (далее – свидетельство о рождении ребенка).
При обращении законному представителю ребенка будет предложено заполнить заявление по установленной форме, после чего ребенок будет считаться поставленным на учет для получения дошкольного образования.
(пункт 6.6 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, статья 101 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункт 4 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12.08.2022 № 265 «О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования»).
2. Получение направления.
После уведомления о предоставлении места в УДО законный представитель ребенка обращается в местный исполнительный и распорядительный орган (его структурное подразделение) по месту нахождения УДО для получения направления.
Для получения направления необходимо представить следующие документы:
заявление о выдаче направления;
паспорт;
свидетельство о рождении ребенка;
заключение врачебно-консультационной комиссии (для получения дошкольного образования на дому, в санаторных детских садах, санаторных группах учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования);
заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для лиц с особенностями психофизического развития).
(пункт 6.7 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, статья 101 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункт 4 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12.08.2022 № 265 «О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования»).
3. Зачисление в УДО.
В течение 15 дней после получения направления законным представителям ребенка необходимо обратиться к администрации УДО, указанного в направлении, со следующими документами:
заявление о зачислении в УДО;
направление в УДО, выданное местным исполнительным и распорядительным органом;
медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;
заключение врачебно-консультационной комиссии (для получения дошкольного образования на дому, в санаторных детских садах, санаторных группах учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования);
заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для лиц с особенностями психофизического развития).
(пункт 6.7 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, статья 140 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункт 34 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 230 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования», постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 «Об установлении форм «Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении Инструкции о порядке их заполнения»).
Руководитель УДО издает приказ о приеме (зачислении) лица в УДО с указанием даты зачисления.
4. При определении в УДО несовершеннолетних граждан Украины, временно пребывающих в Республике Беларусь.
Законные представители несовершеннолетних граждан Украины, временно пребывающих в Республике Беларусь, при обращении в учреждения образования, иные организации, к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в соответствии с законодательством образовательную деятельность, за получением несовершеннолетними гражданами Украины дошкольного образования освобождаются от представления требуемых документов в случае отсутствия объективной возможности представить такие документы.
(подпункт 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 14.09.2022 № 326 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», применяется к отношениям, возникшим с 24 февраля 2022 года, в отношении лиц, прибывших в Республику Беларусь после 24 февраля 2022 года).
5. Комплектование групп в УДО
Воспитанники объединяются в группы с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года.
Вариант 1. Ребенок 28.08.2020 года рождения подлежит определению в первую младшую группу (от двух до трех лет), поскольку на 01.09.2022 ему исполнилось полных два года. При этом ребенок 04.09.2020 года рождения будет принят (зачислен) в группу второго раннего возраcта (от одного года до двух лет), так как на 01.09.2022 ему еще не исполнилось полных двух лет.
Вариант 2. Ребенок 19.02.2019 года рождения подлежит определению во вторую младшую группу (от трех до четырех лет), поскольку на 01.09.2022 ему исполнилось полных три года. При этом ребенок 02.10.2019 года рождения будет принят (зачислен) в первую младшую группу (от двух до трех лет), так как на 01.09.2022 ему еще не исполнилось полных три года.
(статья 139 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

О посещении учреждения дошкольного образования ребенком, достигшим возраста 6 лет

Согласно статье 136 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по желанию законных представителей воспитанника.
В соответствии со статьей 139 Кодекса организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования (далее – УДО) при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа.
Следовательно, ребенок, достигший возраста 6 лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том УДО, воспитанником которого он является, до момента приема в 1 класс учреждения общего среднего образования и издания руководителем УДО соответствующего приказа о прекращении образовательных отношений с указанием в основании причины.

Кто может быть приглашен на роль Деда Мороза на утренник в детском саду и школе? Могут ли это быть родственники, друзья родителей или учителей? Какие требования предъявляются к кандидатам на роль Деда Мороза?

Отдел дошкольного образования рассмотрел письмо редакции «Аргументы и факты» от 13.12.2016 № 125 и в рамках своей компетенции сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 № 1049, Министерство образования Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в сфере образования и сфере государственной молодежной политики, осуществляющим регулирование, управление и контроль за обеспечением качества образования и координирующим в этих сферах деятельность других республиканских органов государственного управления и государственных организаций. Регулирование отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства находятся в сфере действия Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – Гражданский кодекс). Статьей 2 Гражданского кодекса определено, что участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. На основании абзаца третьего статьи 111 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) управление в сфере образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы. В соответствии с подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 1 Кодекса учреждение образования является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности. Статьей 91 Кодекса установлено, что при организации образовательного процесса необходимо выполнять требования по обеспечению качества образования, охране здоровья обучающихся, соблюдению санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, созданию безопасных условий с учетом соблюдения прав и законных интересов воспитанников (их законных представителей). Руководитель учреждения дошкольного образования несет персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в соответствии с законодательством. Управление учреждением дошкольного образования осуществляет руководитель. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) и иными актами законодательство имеют право на: ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией; участие в управлении учреждением образования; защиту прав и законных интересов обучающихся; ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся; получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся; уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса; выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Таким образом, по вопросу приглашения стороннего лица (индивидуального предпринимателя) для проведения праздников в учреждении образования, исполнения ролей персонажей на детских праздниках родителям (законным представителям) воспитанников необходимо обратиться к руководителю учреждения дошкольного образования либо в местные исполнительные и распорядительные органы (отделы (управления) образования, спорта и туризма) по месту нахождения государственного учреждения образования.

Как осуществляется спонсорская и иная помощь учреждению дошкольного образования?

Статьей 137 Кодекса Республики Беларусь об образовании установлено, что финансирование расходов на содержание учреждений дошкольного образования осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 года № 146 «Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования» для решения актуальных задач учреждения дошкольного образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей.

При этом на основании пункта 24 вышеуказанного Положения финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. Таким образом, родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения дошкольного образования.

Что необходимо приобрести родителям в детский сад к новому учебному году?

(постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 24.09.2007 г. № 50 (в редакции от 04.11.2009 г.):

 – карандаши цветные;

 – пастель 24 цветов;

 – фломастеры;

 – краски;

 – розетки прозрачные для краски;

 – кисти, подставки для кистей;

 – салфетки для обсушивания кистей;

 – баночки пластмассовые для промывания ворса кистей;

 – палитру;

 – губки для смывания краски с палитры;

 – мелки;

 – бумагу белую и цветную;

 – пластилин;

 – стеки;

 – ножницы с тупыми концами;

 – файлы;

 – подносы для обрезков бумаги;

 – картон;

 – розетки для клея;

 – салфетки;

 – пластины (клеенки) для работы с клеем

Оплата школьных учебников

В главное управление образования неоднократно поступают вопросы от родителей школьников с просьбой разъяснить правомерность требований подтверждения на бумажном носителе факта оплаты посредством АИС ˮРасчет“ услуг, предоставляемых учреждениями образования, в том числе за оплату школьных учебников

Факт совершения платежа посредством АИС ”Расчет“ подтверждается наличием в системе информации о таком платеже. В качестве указанного подтверждения используется учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП, который плательщику предоставляется путем размещения его в документе, подтверждающем совершение платежа (квитанция, чек, карт-чек, в т.ч. в электронном виде в системах дистанционного банковского обслуживания). Обращаем внимание на необходимость при осуществлении оплаты ввести номер учреждения образования, класс, ФИО учащегося либо лицевой счет учащегося.

Контроль осуществления оплаты услуг выполняется соответствующими должностными лицами учреждения образования или управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа без представления учащимися подтверждающих документов на бумажном носителе.

Таким образом, предоставление производителю услуг документа, подтверждающего оплату посредством АИС ”Расчет“, не требуется.

Я учусь в учреждении среднего специального образования. Могу ли я после его окончания получить аттестат об общем среднем образовании?

Согласно пункту 1 статьи 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании, документ об образовании – документ государственного образца, подтверждающий освоение обучающимся содержания соответствующей образовательной программы. В соответствии с пунктом 3 статьи 188 Кодекса Республики Беларусь об образовании при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивается получение общего среднего образования. Таким образом, в случае окончания учебы в учреждении среднего специального образования и получения документа установленного образца, получение второго документа, подтверждающего получение Вами общего среднего образования, нормативными правовыми актами не предусмотрено. 

Какие изменения внесены в порядок организации питания учащихся учреждений общего среднего образования?

С 1 сентября 2014 г. в организацию питания учащихся, получающих общее среднее образование (I-XI классы), специальное образование на уровне общего среднего образования, изменения не вносятся. Питание учащихся, как и ранее, осуществляется в соответствии с Положением об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177. В указанном Положении определены категории учащихся, которым предоставляется бесплатное одноразовое питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Скажите, пожалуйста, обязан ли ребенок кушать в школе? Кто решает, чем их кормить в столовой?

В целях сохранения здоровья детей и с учетом физиологических потребностей их в пищевых веществах и энергии Санитарными нормами, правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206, установлено, что учащиеся должны получать пищу каждые 3,5 – 4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в учреждении образования учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня – двух(трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания. Вместе с тем родители могут отказаться от горячего питания учащегося в школьной столовой, если имеется иная возможность обеспечения ребенка полноценным питанием (приобретение продукции, реализуемой в школьных буфетах и кафе, другое). Горячее питание в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах осуществляется в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания, которые разрабатываются субъектом хозяйствования, организующим питание учащихся, с учетом установленных норм питания, сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, трудоемкости приготовления блюд. На основе примерных двухнедельных рационов питания составляются дневные рационы питания (меню), единые для учащихся, которым предусмотрено питание за счет бюджетных средств, а также за счет средств законных представителей учащихся. Меню утверждается руководителем учреждения образования или субъекта хозяйствования. По вопросам организации и качества питания, в том числе по составу рационов питания и их стоимости, можно обращаться в совет по питанию, администрацию учреждения общего среднего образования, а также в организацию, осуществляющую питание в данном учреждении образования.

Существует ли в Беларуси официальное понятие «школьная форма»?

Понятия «школьная форма» (в значении «одинаковая для всех учащихся») нет. В учреждениях общего среднего образования введен деловой стиль одежды – строгий выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Введение делового стиля одежды предполагает воспитание чувства этикета у подрастающего поколения, умение ранжировать одежду на разные стили и понимать значение по ее применению. К комплекту школьной одежды предъявлены определенные требования. Он должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды. Учащиеся, их законные представители совместно с администрацией учреждения и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля.

Какой нормативный правовой документ запрещает использование учащимися тетрадей с рисунками на обложке?

Нормативного правового акта, регламентирующего использование учащимися учреждений общего среднего образования тетрадей одного типа или запрещающего использование тетрадей с рисунками на обложках, нет. Вместе с тем Министерство образования рекомендует предприятиям, осуществляющим выпуск тетрадей для учащихся, обращать внимание как на качество бумаги тетради, так и на оформление обложки, содержательное наполнение которой должно защищать учащихся от информации, причиняющей вред здоровью и развитию. Важно, чтобы обложка не отвлекала от главного – от учебы.

Ці аднолькавая колькасць гадзін адводзіцца на вывучэнне рускай і беларускай моў у V – ХІ класах?

Згодна з Тыпавым вучэбным планам агульнай сярэдняй адукацыі (пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26.08.2011 № 241 «Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі») прадугледжана аднолькавая колькасць гадзін на тыдзень па класах на вывучэнне вучэбных прадметаў «Беларуская мова» і «Русский язык». Розная колькасць гадзін назіраецца толькі ў Х-ХІ класах гімназій, ліцэяў пры арганізацыі адукацыйнага працэсу для філалагічнага напрамку.
Калі вучэбны прадмет «Беларуская мова» выбраны вучнямі ў якасці прыярытэтнага, то на вывучэнне беларускай мовы адводзіцца 3 гадзіны, а на вывучэнне рускай мовы – 1 гадзіна. І наадварот, калі вучэбны прадмет «Русский язык» выбраны ў якасці прыярытэтнага, то на яго вывучэнне адводзіцца 3 гадзіны, а на вывучэнне беларускай мовы – 1 гадзіна.
Больш падрабязная інфармацыя па відах устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і колькасці вучэбных гадзін на тыдзень па класах змешчана ў інструктыўна-метадычных пісьмах Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь аб арганізацыі адукацыйнага працэсу пры вывучэнні вучэбных прадметаў «Беларуская мова» і «Беларуская літаратура», «Русский язык» і «Русская литература» ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі ў 2016/2017 навучальным годзе.

Какова характеристика десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся?

Приказ Министерства образования от 29.05.2009 № 674 о нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам размещен на портале Министерства образования (edu.gov.by / система образования / управление общего среднего образования / концепции, стандарты, нормы оценки по учебным предметам/.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе:

1 - 2 балла – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения),

3 - 4 балла – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти,

5 - 6 балла – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения,

7 - 8 балла – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с чётко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи,

9 - 10 балла – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

Актуально ли в настоящее время безотметочное обучение?

Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Одним из требований современного общества становится формирование человека активного, инициативного, умеющего действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах. Сегодня особую значимость приобретает умение самостоятельно оценивать ситуацию, не ориентируясь на оценку, данную извне. Именно безотметочное обучение, позволяющее развивать оценочную активность учащихся, может сыграть в этом отнюдь не последнюю роль.

При традиционном обучении результат оценивания представляется в виде условно-формального выражения в баллах, при безотметочном – в виде развернутого оценочного суждения, осуществляемого человеком. Безотметочное обучение позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, принимать во внимание исходный уровень развития способностей, скорость протекания мыслительных процессов, особенности темперамента и волевой сферы. Безотметочное обучение в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь осуществляется в I-II классах по всем учебным предметам, а также в III-IV классах по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение».

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Кто будет принимать решение об организации профильного обучения в том или ином учреждении общего среднего образования?

Такие решения принимают отделы (управления) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов на основе комплексного изучения ситуации о готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, а также наличия в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.

Останутся ли в школах десятые классы без какого-либо профиля?

При наличии запросов учащихся и их законных представителей учащимся будет предоставлена возможность изучения всех учебных предметов на базовом уровне. X классы с изучением всех учебных предметов на базовом уровне сохраняются для тех старшеклассников, которые не определились с профилем.

Будет ли осуществляться формирование профильных классов по определенным направлениям?

Обучение может быть организовано путем объединения в класс учащихся для изучения на повышенном уровне одного направления или объединения в класс учащихся для изучения на повышенном уровне предметов по разным направлениям.

Профильные классы (группы) учащихся будут формироваться на основе имеющейся информации об учебных предметах, востребованных учащимися и их законными представителями для изучения на повышенном уровне в конкретном учреждении общего среднего образования. 

Количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся, может быть различным (с учетом возможностей учреждения), допускается достаточно большой набор сочетания учебных предметов для их изучения на повышенном уровне.

Нужно ли сдавать вступительные экзамены по отдельным учебным предметам для обучения в профильном X классе?

Нет, экзамены для продолжения обучения в X профильных классах сдавать не нужно. Зачисление в профильные классы будет осуществляться по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: необходимо иметь средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов и отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам.

А вот те учащиеся, которые получили общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства и без конкурсного набора, так как они в свое время были зачислены в V класс гимназии по конкурсу.

Обращаем внимание, что  прием в X класс лицея осуществляется по конкурсу на основе вступительных испытаний.

Существуют ли особые требования к учителю, который работает в профильных классах?

Безусловно, это должны быть высококвалифицированные специалисты. Все педагогические работники, которые работают в профильных классах, уже повысили свою квалификацию (в рамках курсовой подготовки, обучающих курсов или иных формах).

Обязательно ли прохождение юношами 10 классов учебно-полевого сбора по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»? Должны ли родители оплачивать прохождение учебно-полевого сбора в случае, если он организован на базе оборонно-спортивного лагеря? Если десятиклассник имеет определенные заболевания, может ли он освобождаться от прохождения учебно-полевого сбора?

В соответствии с пунктом 76 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283, по окончании учебного года с юношами X класса проводится обязательный 5-дневный учебно-полевой сбор, на который выделяется 30 учебных часов.

Дни проведения учебно-полевого сбора относятся к учебным, поскольку занятия проводятся по утвержденным учебным планам учреждения образования. По итогам проведения учебно-полевого сбора учащимся выставляются отметки.

Порядок проведения учебно-полевого сбора определяется отделами (управлениями) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом, начальниками военных гарнизонов и командирами воинских частей, руководством организацией охраны здоровья.

Организация учебно-полевых сборов на базе оздоровительных оборонно-спортивных и военно-патриотических лагерей с привлечением дополнительных денежных средств законных представителей обучающихся допускается только с их согласия.

Освобождение от учебно-полевого сбора нормативными правовыми актами не предусмотрено. Программой проведения учебно-полевого сбора предусмотрено изучение вооружения и военной техники, Уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь, способов защиты от радиационного, химического и биологического оружия, вопросов военной топографии, а также обучение автономному выживанию в экстремальных условиях. К учащимся, имеющим отдельные заболевания, руководитель учебно-полевого сбора должен предусмотреть дифференцированный подход.

Годовая отметка по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X классе выставляется с учетом отметки за учебно-полевой сбор.

Решение о переводе учащихся Х классов в следующий класс принимается педагогическим советом после проведения учебно-полевого сбора.

Обязан ли учитель сопровождать учащихся в столовую, гардероб?

Учитель учреждения общего среднего образования осуществляет свою деятельность в соответствии с должностной инструкцией, разработанной в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 (с изменениями и дополнениями), а также в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом специфики деятельности конкретного учреждения образования.

Кроме того, в своей деятельности учитель руководствуется приказами, устными поручениями руководителя учреждения образования (непосредственного руководителя).

Если вышеперечисленными организационно-распорядительными документами учреждения образования предусмотрено сопровождение обучающихся в столовую, гардероб, то выполнение учителем перечисленных требований является обязательным.

 

Должен ли выпускник возмещать затраченные на его подготовку средства в бюджет в случае поступления для продолжения образования более высокого уровня в дневной форме получения образования на платной основе в год получения профессионально-технического образования?

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании выпускники, получившие профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, подлежат распределению и обязаны отработать срок обязательной работы по распределению. Для этих лиц срок обязательной работы по распределению составляет один год, за исключением лиц, принятых в год получения профессионально-технического образования в учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования.
Таким образом, выпускники, поступившие в год получения профессионально-технического образования в учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени на платной основе в дневной форме получения образования, обязаны в соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании возмещать в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку, если они не относятся к категориям, которые согласно пункту 2 этой же статьи освобождаются от возмещения средств.

Как перераспределиться в другую организацию (по месту жительства супруга, ребенка, родителя-инвалида, при наличии проблем со здоровьем и по иным причинам)?

В соответствии со статьей 85 Кодекса Республики Беларусь об образовании перераспределение выпускников осуществляют учреждения образования в течение сроков обязательной работы по распределению.
Для осуществления своего права на перераспределение, установленного Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 85), гражданин обращается в учреждение образования, направившее его на работу.
Согласно пункту 16 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, действующего с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 2012 г. № 673, при обращении предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также предоставляются документы, подтверждающих право на перераспределение:
- документ, подтверждающий отказ нанимателя в приеме на работу выпускнику, который прибыл к месту работы согласно выданному учреждением образования свидетельству о направлении на работу;
- копия военного билета – для лиц, которым место работы было предоставлено путем распределения, призванных на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенных с нее;
- письма о согласии прежнего и нового нанимателей на увольнение и прием на работу – для лиц, в порядке перевода письменно приглашенных на работу к другому нанимателю в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией. При этом в письмах о согласии прежнего и нового нанимателей на увольнение и прием на работу лиц, получивших высшее или среднее специальное образование по профилю образования «Здравоохранение», должна содержаться информация о том, что решение указанных нанимателей согласовано с управлением здравоохранения облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (ведении) которых они находятся;

копия справки об обучении – для лиц, отчисленных из учреждения образования, которые не отработали срок обязательной работы после получения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования;

выписка (копия) трудовой книжки – для лиц, с которыми трудовой договор расторгнут в случаях, предусмотренных в пункте 3 статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

копия решения органа опеки и попечительства о закреплении жилого помещения либо местного исполнительного и распорядительного органа о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

копия удостоверения инвалида и справка о месте жительства и составе семьи – для инвалидов I или II группы или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также для выпускников, которые имеют ребенка-инвалида или одного из родителей либо мужа (жену) инвалида I или II группы;

копия свидетельства о рождении и справка о месте жительства и составе семьи родителя – для лиц, которые имеют одного из родителей инвалида I или II группы;

медицинская справка о состоянии здоровья – для лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации;

медицинская справка о состоянии здоровья и справка о месте жительства и составе семьи – для беременных женщин;

копия свидетельства о рождении ребенка и справка о месте жительства и составе семьи – для лиц, которые имеют ребенка в возрасте до трех лет;

копия свидетельства о заключении брака и справка о месте работы, службы и занимаемой должности мужа (жены) – для лиц, которые имеют мужа (жену), избранного на выборную должность в государственные органы, либо направленного на работу в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Беларусь, либо из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, службу в резерве, курсантов), сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов государственной безопасности, таможенных органов, прокурорских работников;

копия свидетельства о заключении брака, справки о месте работы, службы и занимаемой должности и о месте жительства и составе семьи мужа (жены) – для лиц, имеющих мужа (жену), которые постоянно проживают и работают на территории Республики Беларусь;

копии документов, подтверждающих принадлежность выпускников к числу детей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Если место работы при осуществлении перераспределения не может быть предоставлено, гражданину выдается справка о самостоятельном трудоустройстве (статьи 87, 88 Кодекса).

Необходимо ли отработать установленный срок обязательной работы после увольнения со службы в Вооруженных Силах?

Согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, призванные на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенные с нее, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, и могут обратиться в учреждение образования, направившее выпускника на работу, за справкой о самостоятельном трудоустройстве.
Вместе с тем, указанные выпускники также имеют право продолжить работу по распределению у прежнего нанимателя или перераспределиться к другому нанимателю.
При этом в соответствии с частью четвертой пункта 3 статьи 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании в срок обязательной работы по распределению по желанию молодого специалиста засчитывается период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.
Согласно пункту 28 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу и призванный на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования до указанного в свидетельстве о направлении на работу срока прибытия в организацию, письменно уведомляет об этом учреждение образования и нанимателя.
За два месяца до окончания срока службы по призыву в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях данный выпускник письменно уведомляет нанимателя о прибытии или неприбытии для трудоустройства по окончании срока службы.
Если выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу, или молодой специалист, молодой рабочий (служащий), призванный на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования, по окончании службы не трудоустраивается по месту работы, указанному в свидетельстве о направлении на работу, он обращается в учреждение образования за перераспределением или получением справки о самостоятельном трудоустройстве.

Кто принимает решение о создании попечительского совета?

Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития. Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования. В случае нарушения попечительским советом требований законодательства его деятельность может быть прекращена по инициативе руководителя учреждения образования. 

Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы? 

Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года. В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, в том числе члены родительского комитета учреждения образования (возможно включение представителя родительского комитета от каждой параллели (класса)), педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение о включении в состав попечительского совета принимается общим собранием попечительского совета.

На решение каких задач, кроме развития материально-технической базы, может быть направлена деятельность попечительских советов? 

Задачами деятельности попечительского совета являются: 

  • содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования; 
  • совершенствование организации питания обучающихся, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством; 
  • содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования; 
  • целевое использование средств попечительского совета; 
  • другие задачи в интересах развития учреждения образования. 

Как формируются финансовые средства попечительского совета?

Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных взносов физических лиц. 

Если учреждение образования финансово самостоятельное, то денежные средства зачисляются на текущий (расчетный счет) по учету внебюджетных средств учреждения образования. Если учреждение образования находится на обслуживании в централизованной бухгалтерии, средства поступают на счет управления образования. В этом случае поступление и расходование денежных средств ведется в разрезе каждого учреждения образования. Денежные средства используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии). Решение оформляется протоколом и предоставляется в бухгалтерию для подтверждения основания для оплаты. Договоры и счета к оплате подписывает: - руководитель учреждения образования либо уполномоченное должностное лицо (в случае, если это финансово самостоятельное учреждение); - начальник управления образования либо уполномоченное должностное лицо (если учреждение обслуживается в централизованной бухгалтерии). 

Как законным представителям учащихся узнать о решениях, которые принимает попечительский совет и о том, как расходуются средства попечительского совета?

Общее собрание попечительского совета рассматривает и утверждает ежегодный отчет попечительского совета о деятельности и использовании имущества, в том числе и денежных средств. Решения общего собрания попечительского совета доводятся до сведения всех заинтересованных лиц. В соответствии с приказом Министра образования от 02.10.2015 № 757 «О деятельности попечительских советов в учреждениях общего среднего образования», а также в целях обеспечения контроля поступления и прозрачности расходования средств попечительского совета информация о деятельности попечительских советов учреждений общего среднего образования должна быть размещена на сайтах учреждений общего среднего образования.

Создание Попечительских советов. Направления их деятельности

Попечительские советы в учреждениях образования создаются по инициативе родителей (законных представителей) учащихся в соответствии со статьей 137 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от   25 июля 2011 года № 146, Уставом учреждения образования.

Члены попечительского совета избираются на родительском собрании. Из числа членов попечительского совета избирается председатель.

Целью деятельности попечительских советов является содействие укреплению и развитию материально - технической базы учреждений образования, разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учащихся, определение направлений и форм деятельности. Все заседания попечительских советов оформляются протоколом, в котором отражены принимаемые решения.

Попечительские советы могут инициировать проведение различных благотворительных акций, участвовать в мероприятиях по благоустройству территории и ремонтных работах в учреждении образования, закупке средств обучения, игрового и спортивного оборудования. Формирование фонда финансовых средств попечительских советов осуществляется за счет привлечения внешних источников (добровольные пожертвования спонсоров, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, частных предпринимателей, юридических лиц, оказания дополнительных платных услуг и других видов деятельности, не запрещенных законодательством).

Все собранные средства перечисляются на расчетный (специальный) счет учреждения образования и расходуются по решению попечительского совета учреждения образования только для безналичной оплаты при проведении ремонтных работ, закупке оборудования.

Отчет о доходах и расходовании финансовых средств предоставляется родителям (законным представителям) несовершеннолетних председателем (заместителем председателя) попечительского совета учреждения с предъявлением соответствующих платежных документов.

 

В каких случаях наниматель может заключить срочный трудовой договор с работником?

Согласно статье 17 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) срочный трудовой договор, за исключением контракта, заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Максимальная продолжительность срочного трудового договора ограничена сроком не более 5 лет (пункт 2 части 1 статьи 17 ТК). Однако стороны могут договориться о любой продолжительности действия договора в пределах указанного срока. Действие срочного трудового договора может быть определено конкретным периодом в его пределах, путем установления конкретной даты, до которой действует заключенный срочный трудовой договор. Если срок, определенный сторонами, истек, то трудовой договор может быть прекращен в связи с истечением срока по инициативе любой из сторон (пункт 2 части 2 статьи 35 ТК); продлен на неопределенный срок, если трудовые отношения продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения (статья 39 ТК); продлен по соглашению сторон либо перезаключен на прежних либо новых условиях.

Обязан ли наниматель предупредить работника в письменной форме о прекращении трудового договора, заключенного на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника?

Срочный трудовой договор, заключенный на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, прекращается со дня, предшествующего дню выхода этого работника на работу. При увольнении в связи с истечением срока трудового договора (пункт 2 части 2 статьи 35 Трудового кодекса), законодательством не установлена обязанность сторон предупреждать другую сторону о намерении прекратить трудовой договор. Каждая из сторон может высказать соответствующее намерении и в последний день действия договора. Уведомлять о прекращении трудового договора желательно с целью, чтобы другая сторона имела возможность заранее предпринять соответствующие действия, например, заняться поиском работы.

Возможно ли увольнение работника в связи с истечение срока действия трудового договора в период временной нетрудоспособности?

Увольнение работника в связи с истечение срока действия трудового договора по пункту 2 части второй статьи 35 Трудового кодекса возможно в период временной нетрудоспособности либо пребывания в отпуске. Трудовой договор прекращается в последний день его действия независимо от того, на какой день (рабочий или выходной) приходится его окончание.

Какие документы необходимо предоставить в учебное заведение молодому специалисту, направленному на работу путем распределения, при желании добровольно поступить на военную службу по контракту?

В соответствии с пунктом 16 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» перераспределение выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) в случаях и на условиях, установленных в статье 85 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также при изъявлении выпускником желания добровольно поступить на военную службу по контракту осуществляется учреждением образования в течение сроков обязательной работы по распределению, установленных в пункте 3 статьи 83 Кодекса.

Для рассмотрения вопроса о перераспределении выпускник, молодой специалист, молодой рабочий (служащий) обращается в учреждение образования, направившее его на работу. При обращении предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также представляются документы, подтверждающие право на перераспределение. В данном случае для лиц, которым место работы было предоставлено путем распределения, изъявивших желание добровольно поступить на военную службу по контракту, необходимо предоставить письмо Министерства обороны или иного государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, о согласии на заключение контракта о прохождении военной службы.

В каких случаях молодой специалист, направленный на работу в соответствии с договором о целевой подготовке, может претендовать на последующее направление на работу?

Согласно пункту 19 постановления Совета Министров Республики Беларусь 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» (далее – Постановление) в течение срока обязательной работы по договору о целевой подготовке последующее направление на работу молодого специалиста осуществляется только в случаях, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании).

В пункте 5 статьи 88 Кодекса об образовании указаны следующие категории лиц: дети-инвалиды в возрасте до восемнадцати лет, инвалиды І или ІІ группы; имеющие одного из родителей, или мужа (жену) инвалида І или ІІ группы, или ребенка-инвалида; имеющие медицинские противопоказания к работе по полученной специальности).

В пункте 6 Кодекса об образовании определены следующие условия: ликвидация организации, сокращение численности или штата работников; нарушение нанимателем законодательства о труде; несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья; неявкой на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности; обстоятельства, не зависящие от воли сторон (пункты 2 и 3 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Согласно пункту 7 положения о целевой подготовке специалистов, утвержденного Постановлением, договор о целевой подготовке специалистов может быть изменен по соглашению сторон, а также расторгнут по соглашению сторон или по требованию одной из сторон. Сторона, инициирующая изменение или расторжение договора, обязана письменно уведомить об этом другие стороны с указанием причин и предоставлением подтверждающих их документов.

В случае если соглашение сторон между молодым специалистом и заказчиком по вопросу последующего направления на работу не достигнуто, то молодой специалист обязан отработать указанный в договоре о целевой подготовке срок обязательной работы либо в соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса об образовании в случае принятия молодым специалистом решения в одностороннем порядке о расторжении договора о целевой подготовке возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на подготовку.

Необходимо ли мне проходит аттестацию на присвоение квалификационной категории по должности «учитель-дефектолог», если я имею первую квалификационную категорию по должность «преподаватель»?

В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее – Инструкция), квалификационная категория присваивается педагогическому работнику по каждой занимаемой должности.

Согласно пункту 20 Инструкции учитель-дефектолог имеет право претендовать на присвоение той же квалификационной категории, которая ему была присвоена по должности преподавателя, при условии соблюдения обязательных условий допуска к аттестации на присвоение квалификационной категории за исключением требований к стажу работы (пункт 18 Инструкции):

 соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

 освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, кроме случаев, которые предусмотрены частями третьей-шестой пункта 19  Инструкции, в сроки, установленные законодательством.

В каких случаях можно претендовать на присвоение квалификационной категории без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы на должности?

В соответствии с пунктом 20' Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 в исключительном случае педагогический работник по ходатайству руководителя организации системы образования или аттестационной комиссии без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы на должности, по которой он проходит аттестацию, может быть допущен к аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории с согласия начальника управления образования областного исполнительного комитета.

Что такое экстернат и кто такой экстерн?

Согласно статье 163 Кодекса Республики Беларусь об образовании экстерн – учащийся, который полностью или частично освоил содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно либо в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, и в целях подтверждения этого при наличии уважительных причин не освоения указанных программ в учреждении образования допущен к аттестации в порядке экстерната. 

Экстернат - процедура итоговой аттестации учащегося, которая выражается в выставлении экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) в выставлении отметок из справки об обучении. 

Каким документом регулируется получение аттестата путем прохождения процедуры экстерната?

Получение аттестата путем прохождения процедуры экстерната регулируется Инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 130. 

Когда и куда нужно подавать документы на прохождение экстерната и получения аттестата об общем среднем образовании? Какие для этого нужны документы?

В соответствии с Инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 130, решение о допуске к аттестации в порядке экстерната принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) лица на основании его заявления (заявления законного представителя несовершеннолетнего), которое необходимо подать в апреле (до 25 апреля) года аттестации в порядке экстерната. При подаче заявления о прохождении аттестации в порядке экстерната необходимо представить свидетельство о базовом образовании, справку об обучении в учреждении среднего специального или профессионально-технического образования, предъявить документ, удостоверяющий личность. 

Что делать, если пропустил сроки подачи документов?

Документы, поданные в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа после 25 апреля года аттестации в порядке экстерната, принимаются для рассмотрения с согласия Министерства образования Республики Беларусь. Соответствующее согласие Министерства образования Республики Беларусь на прохождение аттестации в порядке экстерната может быть дано только при наличии подтвержденных уважительных причин пропуска срока подачи документов (призыв на срочную военную службу или увольнение со срочной военной службы по окончании срока военной службы по призыву, выезд за границу на временное или постоянное место жительства, служебная командировка, по состоянию здоровья и другое). В случае, если у заявителя нет подтвержденных уважительных причин пропуска сроков подачи документов, то у него сохраняется право на подачу документов в следующем году (до 25 апреля).

В какие сроки отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа принимает решение о допуске к аттестации в порядке экстерната?

Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа рассматривает документы, которые поступили, и в срок до 1 мая: определяет учебные предметы, по которым необходимо сдать экзамены; определяет учебные предметы, по которым отметка выставляется из справки об обучении; определяет учреждение образования, в котором будет проводиться аттестация в порядке экстерната; направляет в учреждение образования решение о допуске к итоговой аттестации;  информирует заявителя о допуске к аттестации в порядке экстерната либо отказе. Отказ должен быть мотивированным. 

В чем суть аттестации для получения аттестата об общем среднем образовании в порядке экстерната? 

Аттестация в порядке экстерната состоит из выставления экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательных программ среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) из выставления отметок из справки об обучении.

поделиться в:

Отраслевые интернет-ресурсы