В Гродненской области функционируют 404 учреждения образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, из них 293 – учреждения дошкольного образования (далее – УДО). Система дошкольного образования охватывает более 40,5 тысяч детей раннего и дошкольного возраста.
Сохранена гибкая многофункциональная сеть УДО, позволяющая обеспечить вариативность образовательного процесса, его качество. В УДО функционирует 1723 группы общего профиля, 89 санаторных групп, 279 групп интегрированного обучения и воспитания, 370 специальных групп, 254 пункта коррекционно-педагогической помощи.
По запросам родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста обеспечена работа 1065 групп кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов).
Удовлетворены запросы от законных представителей (родителей) на создание соответствующих условий для получения дошкольного образования на дому (организовано для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждения образования).
В целях снятия напряженности при определении детей раннего и дошкольного возраста в УДО в микрорайонах-новостройках с учетом статьи 139 Кодекса Республики Беларусь об образовании за счет увеличения наполняемости 727 групп УДО области дополнительно создано более 3,3 тысячи мест для детей раннего и дошкольного возраста.
Охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет УДО составляет 81,8 процента.
Норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в УДО (85 процентов) в 2022 году выполнялся во всех районах и составляет по области по итогам 2022 года в среднем 101,2 процента (по итогам первого полугодия 2022 года – 96,7 процента). Норматив охвата детей 5-летнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования выполняется на 100 процентов.
В 2022 году введены в эксплуатацию 2 УДО на 420 мест (ГУО «Ясли-сад № 112 г.Гродно» на 230 мест, ГУО «Детский сад № 1 г.Скиделя» на 190 мест).
Созданы дополнительные места для детей раннего и дошкольного возраста в отдельных УДО путем перепрофилирования и открытия дополнительных помещений в учреждениях образования (36 мест), возобновления функционирования групповых помещений, которые ранее не использовались по функциональному назначению (27 мест).
В настоящее время проводится следующая работа по обеспечению доступности УДО:
осуществляется строительство двух УДО на 190 мест каждый в г. Слоним и г. Лида, планируемый срок ввода УДО в эксплуатацию –2023 г.;
изготовлена проектно-сметная документация для строительства УДО на 335 мест в микрорайоне Грандичи-3 г. Гродно, на 190 мест в г. Ошмяны;
организован подвоз 1410 воспитанников к УДО.
Проводится ежемесячно анализ наличия свободных мест в УДО.
Визуализированная информация о количестве свободных мест в каждом конкретном УДО (интерактивная карта) размещена на сайтах органов управления образованием, государственных организаций, принимающих заявления граждан о постановке на учет для определения в УДО и выдающих решения о выдаче направления в УДО (служба «Одно окно»), учреждений образования.
Сохранена положительная тенденция в оснащении образовательного процесса УДО игрушками, средствами обучения, игровым и учебным оборудованием в соответствии с утвержденными Перечнями (92,1 процента, +0,9% к 2021 г.). Реализуются территориальные планы мероприятий по реконструкции (модернизации), капитальному ремонту и оснащению современным оборудованием УДО.
В УДО работает свыше 6,6 тыс. педагогических работников, из них высшее образование имеют 62,4 %, образование по направлению «Педагогика детства» – 56,9 %. Об уровне профессионального мастерства и компетентности свидетельствует тот факт, что 63,0 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию.
Осуществляется комплекс организационно-педагогических мероприятий по реализации с 2022/2023 учебного года обновленного содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательного стандарта дошкольного образования. Принимаются меры по совершенствованию работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
В 2022 году завершена реализация 4 экспериментальных (13 УДО) и 1 инновационного (6 УДО) проектов, результаты которых отмечены среди наиболее успешных завершенных проектов и рекомендованы научно-методическим учреждением «Национальный институт образования», ГУО «Академия последипломного образования» к широкому использованию в сфере образования.
Увеличилось количество УДО, которые успешно реализуют республиканские образовательные проекты «Зеленые школы» (25 УДО) «Информатика без розетки» (83 УДО).
Инновационная деятельность оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом. Результативным было участие педагогических работников и воспитанников УДО в различных международных и республиканских конкурсах.
Победителями Республиканского фестиваля «Безопасное детство» стали ГУО «Специальный детский сад № 81 г. Гродно», «Детский сад № 3 г. Островца», «Детский сад № 14 г. Слонима».
Дипломами победителей открытого конкурса «Информатика без розетки», организованного в рамках проекта Парка высоких технологий и Министерства образования Республики Беларусь, отмечены 5 УДО области (ГУО «ДЦРР п.Дитва», «Детский сад № 3 г. Ивье», «ДЦРР № 1 г. Лиды», «Детский сад №2 г.п. Кореличи», «Детский сад № 6 г. Сморгони»).
Дипломом III степени отмечено ГУО «Специальный детский сад г.Слонима» по итогам XV Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».
Победителями республиканского проекта «Марафон олимпийского образования 2.0» общественной организации «Белорусская олимпийская академия» при поддержке Национального олимпийского комитета Республики Беларусь стали воспитанники и педагоги ГУО «ДЦРР № 1 г. Лиды», «Детский сад № 41 г. Лиды», «Детский сад №1 г. Дятлово».
Результативным было участие педагогических работников УДО в Международном конкурсе профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций «Мастерство без границ» (далее – Конкурс). Победителями в разных номинациях стали 13 педагогических работников из детских садов гг. Сморгонь, Лида, Ошмяны, Новогрудок, Мостовского района.
Победителем ІІ Международного фестиваля педагогического мастерства учителей и работников образования государств - участников СНГ (Республика Казахстан) стал воспитатель дошкольного образования ГУО «Детский сад №2 г. Мосты» (2 место в номинации «Воспитатель») и др.
В 2023 году основными направлениями на уровне дошкольного образования, над которыми следует работать, являются:
сохранение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей воспитанников;
обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях образования на основе межведомственного взаимодействия;
оснащение УДО современными средствами обучения и учебным оборудованием, создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования, безопасность образовательного процесса в соответствии с государственным образовательным стандартом;
обеспечение качества организации образовательного процесса в УДО с учетом обновленного содержания дошкольного образования через проведение совместно с педагогическими работниками учреждений образования, законными представителями обучающихся мероприятий информационноразъяснительной работы;
совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся через организацию системной работы со всеми субъектами образовательного процесса;
формирование эффективной системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг.
О системе дошкольного образования в Республике Беларусь
Научно-методическое обеспечение дошкольного образования
Экспериментальная и инновационная деятельность
Тыпавы вучэбны план дашкольнай адукацыі
Нормативные правовые документы
Образовательный стандарт дошкольного образования
Учебная программа дошкольного образования
Типовой учебный план
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 12.05.2023 № 152 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 жніўня 2019 г. № 139 „Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага плана дашкольнай адукацыі“»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 08.08.2022 № 235 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 жніўня 2019 г. № 139»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15.08.2019 № 139 «Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага плана дашкольнай адукацыі»
Инструктивно-методические письма
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
- ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Aб арганізацыі ў 2022/2023 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью, в летний период»
- ПРАВИЛА безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227)
Методические рекомендации
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования
- Рекомендации по использованию в образовательном процессе изданий серии «Славим Родину трудом!»
Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»
- Путешествие в мир правильной речи. Рабочая тетрадь (учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения)
- Путешествие в мир правильной речи. Шаг за шагом. Рабочая тетрадь (учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с белорусским языком обучения)
- Свет, у якім я жыву. Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь (вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання)
- Матэматычны калейдаскоп. Рабочы сшытак / Математический калейдоскоп. Рабочая тетрадь (вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання)
- Родная мова. Крок за крокам. Рабочы сшытак (вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання)
- Родная мова. Рабочы сшытак (вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання)
- Подготовка к обучению грамоте. Рабочая тетрадь (учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения)
- Падрыхтоўка да навучання грамаце. Рабочы сшытак (вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання)
Перечни учебных изданий
- Пералік вучэбных выданняў для выкарыстання ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, у якасці вучэбных дапаможнікаў для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) у 2023/2024 навучальным годзе
- Пералік вучэбных выданняў для выкарыстання ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, у якасці вучэбных дапаможнікаў для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) у 2022/2023 навучальным годзе
- Перечень новой учебно-методической литературы для учреждений дошкольного образования к 2023/2024 учебному году
- Перечень новой учебно-методической литературы для учреждений дошкольного образования к 2022/2023 учебному году
- Пералік новай вучэбна-метадычнай літаратуры, выдадзенай на беларускай мове, для ўстаноў дашкольнай адукацыі да 2023/2024 навучальнага года
- Пералік новай вучэбна-метадычнай літаратуры, выдадзенай на беларускай мове, для ўстаноў дашкольнай адукацыі да 2022/2023 навучальнага года
- Перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, для использования в 2022/2023 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования
- Перечень учебных изданий, рекомендованных для использования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью
Проект победителя XV Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (проект прошел процедуру экспертизы и может использоваться в образовательном процессе учреждений дошкольного образования Республики Беларусь)
Сборник технологических карт
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА в учреждениях дошкольного образования