РУС БЕЛ ENG 中文

Дошкольное образование

Интерактивная карта "Учреждения дошкольного образования Гродненской области"

 

В Гродненской области функционируют 404 учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, из них 275 – учреждения дошкольного образования (из них дошкольный центр развития ребенка – 23, санаторный детский сад – 6), 20 учреждений специального образования (из них специальный детский сад – 7, ЦКРОиР – 11, специальная школа-интернат – 2), 109 яслей-садов в структуре учреждений общего среднего образования (далее – УДО).

Система дошкольного образования охватывает порядка 38 тысяч детей раннего и дошкольного возраста. Доля детей от 1 года до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет 81,6 %.

Сохранена вариативность дошкольного образования с учетом образовательных потребностей воспитанников, обеспечена возможность его получения с учетом запросов родителей (законных представителей) в разных формах организации. 

В соответствии с запросами родителей открыто более 500 групп кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов), в том числе с организацией питания при необходимости: «материнские школы», адаптационные, прогулочные и вечерние группы, группы выходного дня, сезонные и игровые площадки, которые посещают более 4,3 тыс. воспитанников от 1 года до 6 лет.

Предоставлена возможность получения дошкольного образования на дому детьми, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать УДО.

Из сельских населенных пунктов, не имеющих УДО, организован подвоз 1244 воспитанников (100 % от нуждающихся).

Обеспечена вариативность режима функционирования УДО, отдельных групп в них (от 2 до 7 часов, 10,5 часа, 12 часов, 24 часа).

Норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в УДО (85 процентов) выполняется во всех районах и составляет по области по итогам 2024 года в среднем 106,7 % (по итогам 2023 года 104,4 %).  Норматив охвата детей 5-летнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования выполняется на 100 процентов.

Обеспечивается плановое строительство детских садов. В 2024 году введены в эксплуатацию два УДО на 525 мест: на 190 мест в г. Ошмяны и на 335 мест в микрорайоне Грандичи-3 г. Гродно.

Разработан и реализуется План по повышению качества дошкольного образования в Гродненской области на 2024-2025 годы, который предусматривает комплекс мероприятий организационно-содержательного и ресурсного обеспечения образовательного процесса, информационного сопровождения системы дошкольного образования.

В целях создания современной образовательной среды, осуществляется планомерная работа по созданию условий для организации качественного и безопасного образовательного процесса: оснащение материально-технической базы УДО и наполнение развивающей предметно-пространственной среды необходимым современным оборудованием, средствами обучения, мебелью и др.

В УДО созданы здоровьесберегающие условия, благодаря которым наблюдается устойчивая тенденция уменьшения количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

В УДО работает более 6,5 тыс. педагогических работников, из них высшее образование имеют 62,6 %, образование по направлению «Педагогика детства» – 59,5%. Об уровне профессионального мастерства и компетентности свидетельствует тот факт, что  65,2% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Лучший опыт работы УДО и педагогических работников Гродненской области неоднократно транслировался на заседаниях Республиканского совета руководителей учреждений дошкольного образования, республиканского Педагогического интеллектуального клуба ТРИЗ, на Республиканском рождественском фестивале педагогического мастерства и др.; представлялся на Международном фестивале педагогического мастерства государств-участников СНГ и др.

В 2025 году основными направлениями на уровне дошкольного образования являются:

создание условий для сохранения доступности, вариативности и качества дошкольного образования с учетом образовательных потребностей воспитанников, запросов родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста;

повышение доли детей от 1 года до 6 лет, получающих дошкольное образование;

системный контроль за реализацией мероприятий Плана по повышению качества дошкольного образования в Гродненской области на 2024-2025 годы;

совершенствование качества образовательного процесса за счет обеспечения УДО квалифицированными педагогическими кадрами, повышения их профессиональной компетентности, оснащения современным игровым, спортивным, надворным оборудованием в соответствии с установленными требованиями;

создание безопасных, здоровьесберегающих условий пребывания воспитанников, способствующих снижению случаев травматизма, в том числе путем укрепления материально-технической базы УДО в соответствии с их потребностями;

повышение эффективности самоконтроля за обеспечением качества.

 

О системе дошкольного образования в Республике Беларусь

Научно-методическое обеспечение дошкольного образования

Актуально

Родителям дошкольников

Экспериментальная и инновационная деятельность

 

 

Нормативные правовые документы

Образовательный стандарт дошкольного образования

Учебная программа дошкольного образования

Типовой учебный план

Инструктивно-методические письма

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2024/2025 учебном году»

ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб дзейнасці ўстаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, структурных падраздзяленняў абласных (Мінскага гарадскога) выканаўчых камітэтаў, гарадскіх, раённых выканаўчых камітэтаў, мясцовых адміністрацый раёнаў у гарадах, якія ажыццяўляюць дзяржаўна-ўладныя паўнамоцтвы ў сферы адукацыі, у 2024/2025 навучальным годзе»

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации образовательного процесса при получении дошкольного, общего среднего и специального образования на дому»

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью, в летний период»

ПРАВИЛА безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227)

Методические рекомендации

Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»

Перечни учебных изданий

Основы функциональной грамотности

Проект победителя XV Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (проект прошел процедуру экспертизы и может использоваться в образовательном процессе учреждений дошкольного образования Республики Беларусь)

Сборник технологических карт

Примерные формы актов списания

Примерная форма аннотированного учета 

Примерный перечень основных товаров (минимальный набор)

Мероприятия

поделиться в:

Отраслевые интернет-ресурсы