РУС БЕЛ ENG 中文

Дошкольное образование

Интерактивная карта "Дошкольные учреждения образования Гродненской области"

 

В Гродненской области функционируют 405 учреждений образования (239 – в городской, 166 – в сельской местности), реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, из них 288 – учреждения дошкольного образования, 108 яслей-садов в структуре учреждений общего среднего образования (далее – УДО). Система дошкольного образования охватывает порядка 43 тысяч детей раннего и дошкольного возраста.

Сохранена вариативность дошкольного образования с учетом образовательных потребностей воспитанников, созданы условия для получения дошкольного образования детям в возрасте от 1 года до 7 (8) лет, обеспечена возможность его получения с учетом запросов родителей (законных представителей) в разных формах организации. Удовлетворены запросы от законных представителей (родителей) на создание соответствующих условий для получения дошкольного образования на дому (организовано для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждения образования).

Норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в УДО (85 процентов) выполняется во всех районах и составляет по области по итогам третьего квартала 2023 года в среднем 103,5 %. Норматив охвата детей 5-летнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования выполняется на 100 процентов.

С учетом потребностей родителей дети раннего возраста получают дошкольное образование в УДО разных видов (детских садах, санаторных детских садах, дошкольных центрах развития ребенка) и с разным режимом работы. Для организации обучения и воспитания детей раннего возраста создаются группы раннего возраста (от 1 года до 2 лет), первые младшие группы (от 2 до 3 лет), разновозрастные группы (от 1 года до 7 лет).

В соответствии с запросами родителей открываются группы кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов), в том числе с организацией питания при необходимости: «материнские школы», адаптационные, прогулочные и вечерние группы, группы выходного дня, сезонные и игровые площадки.

В целях обеспечения доступности и качества дошкольного образования принимается ряд мер.

Реализуются региональные планы мероприятий по обеспечению детей местами в УДО, а также по открытию групп продленного дня для учащихся учреждений общего среднего образования (строительство и реконструкция УДО, приобретение школьных автобусов для организации подвоза обучающихся, возобновление функционирования групповых помещений УДО, ранее использовавшихся не по назначению, и др.).

В 2023 году введены в эксплуатацию два УДО на 380 мест  (в городах Слоним и Лида по одному УДО на 190 мест каждый). Продолжается строительство еще двух УДО: детский сад на 190 мест в г. Ошмяны и детский сад на 335 детей в микрорайоне Грандичи-3 в г. Гродно.

Из сельских населенных пунктов, не имеющих УДО, организован подвоз 1311 воспитанников (100 % от нуждающихся).

Проводится ежемесячно анализ наличия свободных мест в УДО.

Визуализированная информация о количестве свободных мест в каждом конкретном УДО (интерактивная карта) размещена на сайтах органов управления образованием, государственных организаций, принимающих заявления граждан о постановке на учет для определения в УДО и выдающих решения о выдаче направления в УДО (служба «Одно окно»), учреждений образования.

Реализуются территориальные планы мероприятий по реконструкции (модернизации), капитальному ремонту и оснащению современным оборудованием УДО.

В УДО созданы здоровьесберегающие условия, благодаря которым наблюдается устойчивая тенденция уменьшения количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

В УДО работает 6,6 тыс. педагогических работников, из них высшее образование имеют 63,1 %, образование по направлению «Педагогика детства» – 59,5 %. Об уровне профессионального мастерства и компетентности свидетельствует тот факт, что  64,7 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию.

В 2024 году основными направлениями на уровне дошкольного образования являются:

сохранение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей воспитанников;

обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях образования на основе межведомственного взаимодействия;

оснащение УДО современными средствами обучения и учебным оборудованием, создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования, безопасность образовательного процесса в соответствии с государственным образовательным стандартом;

обеспечение качества организации образовательного процесса в УДО с учетом обновленного содержания дошкольного образования через проведение совместно с педагогическими работниками учреждений образования, законными представителями обучающихся мероприятий информационно­разъяснительной работы;

совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся через организацию системной работы со всеми субъектами образовательного процесса;

формирование эффективной системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

 

 

О системе дошкольного образования в Республике Беларусь

Научно-методическое обеспечение дошкольного образования

Актуально

Родителям дошкольников

Экспериментальная и инновационная деятельность

 

 

Тыпавы вучэбны план дашкольнай адукацыі

Нормативные правовые документы

Образовательный стандарт дошкольного образования

Учебная программа дошкольного образования

Методические рекомендации

Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»

Проект победителя XV Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (проект прошел процедуру экспертизы и может использоваться в образовательном процессе учреждений дошкольного образования Республики Беларусь)

Сборник технологических карт

поделиться в:

Отраслевые интернет-ресурсы