РУС БЕЛ ENG 中文

Дошкольное образование

 

Получение дошкольного образования в области в 2021/2022 учебном году обеспечивают 413 учреждений образования всех ведомств, в том числе 31 дошкольный центр развития ребенка, 6 санаторных и 8 специальных учреждений дошкольного образования, 110 учебно-педагогических комплексовкоторые посещают свыше 44,6 тыс. детей в возрасте от 1 года до 6-7 лет  (2020/2021 учебный год – 419 учреждений образования, свыше 46,9 тыс. воспитанников).

Принимаемые в области меры по обеспечению доступности дошкольного образования позволяют удовлетворить запросы законных представителей воспитанников раннего и дошкольного возраста в предоставлении мест в учреждениях дошкольного образования в соответствии с социальным запросом.

Нормативы обеспеченности  детей  местами  в учреждениях дошкольного образования, охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования выполняются в полном объёме во всех районах.

Для сохранения доступности дошкольного образования в 2021 году введено в эксплуатацию учреждение дошкольного образования на 230 мест в микрорайоне Грандичи-2 г. Гродно (ГУО «Ясли-сад № 111 г. Гродно»).

Ведется строительство двух учреждений дошкольного образования на 230 мест в микрорайоне Южный-2 г. Гродно (ГУО «Ясли-сад № 112 г. Гродно») и на 190 мест в г. Скидель (ГУО «Ясли-сад № 6 г. Скиделя»). Разрабатывается проектно-сметная документация по строительству учреждений дошкольного образования в г.г. Гродно, Лида и Слоним.

Рациональное использование  площадей в действующих учреждениях дошкольного образования позволило к новому учебному году создать 80 дополнительных мест для детей раннего и дошкольного возраста в Волковысском (32 места), Щучинском (24 места), Гродненском (12 мест), Сморгонском (12 мест) районах.

    В целях решения проблемы нехватки мест в детских садах микрорайонов-новостроек и жилых районов интенсивной застройки в   г. Гродно работают автобусные маршруты «Дошколенок» регулярного сообщения для подвоза родителей с детьми в утреннее и вечернее время к отдалённым детским садам. Из сельских населенных пунктов, не имеющих учреждений дошкольного образования, организован подвоз 1535 воспитанников (100 % от нуждающихся).

По запросам родителей (законных представителей) обеспечена работа вариативных форм организации дошкольного образования. Организована работа свыше 1,1 тыс. групп кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов).

Принятые меры позволили в 2021 году обеспечить местами всех нуждающихся в учреждениях дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста.

С учетом роста численности воспитанников с особенностями психофизического развития расширена сеть коррекционно-образовательных услуг, предоставляемых в учреждениях дошкольного образования. В 2021/2022 учебном году организована работа 299 специальных групп и 270 пунктов коррекционно-педагогической помощи для детей с нарушениями речи, 21 группа для детей с нарушениями зрения, 18 – для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), 7 –  для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, 6 – для детей с интеллектуальной недостаточностью, 3 – для детей с ранним детским аутизмом.

Принимаемые меры по созданию в учреждениях дошкольного образования специальных условий обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития значительно расширили сеть учреждений образования, реализующих интегрированное обучение и воспитание. Для включения в среду нормально развивающихся сверстников детей с особенностями психофизического развития в 2021/2022 учебном году открыто 274 группы интегрированного обучения и воспитания.

Создание безбарьерной среды и оснащение учреждений образования специализированным оборудованием осуществляются в рамках выполнения мероприятий государственных программ Республики Беларусь.

В учреждениях дошкольного образования работает свыше 6,9 тыс. педагогических работников, из них высшее образование имеют 62,4 %, образование по направлению «Педагогика детства» – 55%. Об уровне профессионального мастерства и компетентности свидетельствует тот факт, что 61,1 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Организация образовательного процесса в учреждениях образования и проведение соответствующих санитарно-противоэпидемических мероприятий в период распространения инфекции COVID-19 осуществляется в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217 (в редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 октября 2020 г. № 92), методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19.

Система комплексного подхода к оздоровительной и профилактической работе позволила добиться увеличения индекса здоровья воспитанников за счет снижения пропуска дней по болезни: одним ребенком в среднем по болезни пропущено 3,3 дня. 

На повышение качества дошкольного образования направлено участие учреждений дошкольного образования в экспериментальных и инновационных проектах республиканского уровня. В 2020 году завершена реализация 3 экспериментальных (13 учреждений образования) и 1 инновационного (5 учреждений образования) проектов, результаты которых отмечены среди наиболее успешных завершенных проектов и рекомендованы научно-методическим учреждением «Национальный институт образования», ГУО «Академия последипломного образования» к широкому использованию в сфере образования.

Результативным было участие педагогических работников и воспитанников учреждений дошкольного образования области  в республиканских и международных конкурсах.

На протяжении пяти лет педагогические работники Гродненщины в числе победителей Международного конкурса профессионального мастерства специалистов дошкольных образовательных организаций «Мастерство без границ» (г. Санкт-Петербург). В 2020 г. дипломами победителей отмечены руководители ГУО «Ясли-сад № 6 г. Сморгони», ГУО «Ясли-сад № 3 г. Островца», ГУО «Ясли-сад № 13 г. Сморгони», ГУО «ДЦРР г. Ошмяны», ГУО «Гольшанский ясли-сад», педагогические работники ГУО «Лунненский детский сад», ГУО «Ясли-сад № 7 г. Ошмяны».

Победителем (диплом 1 степени) международного конкурса творческих работ и учебно-методических разработок воспитателей «Методическая шкатулка», организованного Международным инновационным центром «Perspektiva plus» (г. Теплице, Чехия), стала воспитатель дошкольного образования ГУО «Санаторный ясли-сад № 9 г. Сморгони» (Маршалак А. Е.).

Победителями республиканских (международных) творческих конкурсов стали воспитанники ГУО «Ясли-сад № 1 г. Островца», ГУО «Ясли-сад № 77 г. Гродно», «Специальный ясли-сад № 81 г. Гродно для детей с нарушением зрения», «Ясли-сад № 51 г. Гродно», ГУО «ДЦРР № 1 г. Лида» «Ясли-сад №6 г. Ошмяны», «Ясли-сад № 7 г. Ошмяны», «ДЦРР г. Ошмяны», «Ясли-сад № 1 г. Ошмяны», «Гольшанский ясли-сад», ГУО «Жупранский ясли-сад», «Ясли-сад № 6 г. Сморгони», «Ясли-сад № 1 г. Дятлово» и др.

В 2021/2022 учебном году будет продолжена работа по сохранению доступности и качества дошкольного образования, обновлению материально-технической базы учреждений образования, обеспечению здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования, повышению профессиональной компетентности педагогических работников, качества информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников

Актуально

Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования

Экспериментальная и инновационная деятельность

Родителям дошкольников

 

Тыпавы вучэбны план дашкольнай адукацыі


Отраслевые интернет-ресурсы