РУС БЕЛ ENG 中文

Дошкольное образование

Интерактивная карта "Учреждения дошкольного образования Гродненской области"

 

В Гродненской области функционируют 403 учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, из них 274 – учреждения дошкольного образования, 20 учреждений специального образования, 109 яслей-садов в структуре учреждений общего среднего образования (далее – УДО). Система дошкольного образования охватывает порядка 38 тысяч детей раннего и дошкольного возраста.

Сохранена вариативность дошкольного образования с учетом образовательных потребностей воспитанников, созданы условия для получения дошкольного образования детям в возрасте от 1 года до 7 (8) лет, обеспечена возможность его получения с учетом запросов родителей (законных представителей) в разных формах организации. Удовлетворены запросы от законных представителей (родителей) на создание соответствующих условий для получения дошкольного образования на дому (организовано для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждения образования).

Норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в УДО (85 процентов) выполняется во всех районах и составляет по области по итогам третьего квартала 2024 года в среднем 105,9 % (по итогам 2023 года 104,4 %).  Норматив охвата детей 5-летнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования выполняется на 100 процентов.

С учетом потребностей родителей дети раннего возраста получают дошкольное образование в УДО разных видов (детских садах, санаторных детских садах, дошкольных центрах развития ребенка) и с разным режимом работы. Для организации обучения и воспитания детей раннего возраста создаются группы раннего возраста (от 1 года до 2 лет), первые младшие группы (от 2 до 3 лет), разновозрастные группы (от 1 года до 7 лет).

В соответствии с запросами родителей открываются группы кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов), в том числе с организацией питания при необходимости: «материнские школы», адаптационные, прогулочные и вечерние группы, группы выходного дня, сезонные и игровые площадки.

В целях обеспечения доступности и качества дошкольного образования принимается ряд мер.

Реализуются региональные планы мероприятий по обеспечению детей местами в УДО, а также по открытию групп продленного дня для учащихся учреждений общего среднего образования (строительство и реконструкция УДО, приобретение школьных автобусов для организации подвоза обучающихся, возобновление функционирования групповых помещений УДО, ранее использовавшихся не по назначению, и др.).

Обеспечивается плановое строительство детских садов. В ноябре  2023 года введены в эксплуатацию два УДО на 380 мест  (в городах Слоним и Лида по одному УДО на 190 мест каждый), в июле 2024 года –  детский сад на 190 мест в г. Ошмяны. Продолжается строительство детского сада на 335 мест в микрорайоне Грандичи-3 г. Гродно.

Из сельских населенных пунктов, не имеющих УДО, организован подвоз 1244 воспитанников (100 % от нуждающихся).

Проводится ежемесячно анализ наличия свободных мест в УДО.

Визуализированная информация о количестве свободных мест в каждом конкретном УДО (интерактивная карта) размещена на сайтах органов управления образованием, государственных организаций, принимающих заявления граждан о постановке на учет для определения в УДО и выдающих решения о выдаче направления в УДО (служба «Одно окно»), учреждений образования.

Реализуются территориальные планы мероприятий по реконструкции (модернизации), капитальному ремонту и оснащению современным оборудованием УДО.

В УДО созданы здоровьесберегающие условия, благодаря которым наблюдается устойчивая тенденция уменьшения количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

В УДО работает 6,6 тыс. педагогических работников, из них высшее образование имеют 63,1 %, образование по направлению «Педагогика детства» – 59,5 %. Об уровне профессионального мастерства и компетентности свидетельствует тот факт, что  64,7 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию.

В 2024 году основными направлениями на уровне дошкольного образования являются:

сохранение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей воспитанников;

обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях образования на основе межведомственного взаимодействия;

оснащение УДО современными средствами обучения и учебным оборудованием, создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования, безопасность образовательного процесса в соответствии с государственным образовательным стандартом;

обеспечение качества организации образовательного процесса в УДО с учетом обновленного содержания дошкольного образования через проведение совместно с педагогическими работниками учреждений образования, законными представителями обучающихся мероприятий информационно­разъяснительной работы;

совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся через организацию системной работы со всеми субъектами образовательного процесса;

формирование эффективной системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

 

 

О системе дошкольного образования в Республике Беларусь

Научно-методическое обеспечение дошкольного образования

Актуально

Родителям дошкольников

Экспериментальная и инновационная деятельность

 

 

Нормативные правовые документы

Образовательный стандарт дошкольного образования

Учебная программа дошкольного образования

Типовой учебный план

Инструктивно-методические письма

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2024/2025 учебном году»

ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб дзейнасці ўстаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, структурных падраздзяленняў абласных (Мінскага гарадскога) выканаўчых камітэтаў, гарадскіх, раённых выканаўчых камітэтаў, мясцовых адміністрацый раёнаў у гарадах, якія ажыццяўляюць дзяржаўна-ўладныя паўнамоцтвы ў сферы адукацыі, у 2024/2025 навучальным годзе»

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации образовательного процесса при получении дошкольного, общего среднего и специального образования на дому»

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью, в летний период»

ПРАВИЛА безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227)

Методические рекомендации

Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»

Перечни учебных изданий

Основы функциональной грамотности

Проект победителя XV Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (проект прошел процедуру экспертизы и может использоваться в образовательном процессе учреждений дошкольного образования Республики Беларусь)

Сборник технологических карт

Примерные формы актов списания

Примерная форма аннотированного учета 

Примерный перечень основных товаров (минимальный набор)

Мероприятия

поделиться в:

Отраслевые интернет-ресурсы