РУС БЕЛ ENG 中文

В стратегии подготовки кадров главный упор – на качество

18.12.2023

Фото Олега КЛИМОВИЧА

На базе Витебского государственного технологического университета, который является ведущим вузом в подготовке кадров для легкой промышленности, состоялось выездное заседание экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики Национального собрания Беларуси под руководством председателя Совета Республики Натальи Кочановой.

Ключевые аспекты выездного заседания, в котором также приняли участие вице-премьер Петр Пархомчик, Министр образования Андрей Иванец, председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина, были посвящены перспективам развития легкой промышленности, а также вопросам мотивированности выпускников школ, их заинтересованности в получаемой профессии.

В этот же день Министр образования Андрей Иванец провел встречу с профессорско-преподавательским составом ВГУ имени П.М.Машерова. В центре внимания – подготовка педагогических кадров, ранняя профориентация и цифры приема предстоящей вступительной кампании.

Глава ведомства констатировал, что на сегодняшний день система образования с точки зрения подготовки кадров работает стабильно. Вместе с тем, перед отраслью стоят первостепенные важные задачи, которые необходимо решать прямо сейчас, чтобы завтра работать над следующей перспективой.

Министр отметил тот факт, что в целом по стране в сфере образования число работников пенсионного возраста в дошкольном, обще среднем образовании достаточно сбалансированное – около 11%. Правда, прогноз на ближайшие три года показывает, что эта цифра может увеличиться в 2 раза. В этом плане в Витебской области потребность в педагогических кадрах не стоит так остро, как в отдельных регионах, однако и здесь есть определенные моменты, указывающие на недобор учителей и преподавателей.

Министерство образования достаточно серьезно подходит к решению подготовки педагогических кадров. Так, впервые за последние пять лет в прошлом году на 1 тыс. мест были увеличены контрольные цифры приема на педагогические специальности в вузах. Этому способствовала существенная предварительная работа по формированию контрольных цифр приема. Заранее специалистами начата подготовка по формированию контрольных цифр приема и в этом году. Так, по предварительным прогнозам, в вузы в 2023/2024 учебном году примут около 6,1 тыс. абитуриентов по педагогическому профилю, т.е. плюс еще 800 человек к прошлому году. Таким образом, за два года рост составит примерно 140%. Это говорит о том, что для молодых учителей, которые через несколько лет после вузов придут на свое первое рабочее место, необходимо будет создать качественные условия для их профессионального становления.

И большое внимание – закрепляемости молодых специалистов. Андрей Иванец убежден: «Те молодые люди, которые пришли в профессию учителя, должны в ней и остаться. Это – тот вектор, где необходимо приложить усилия с точки зрения сопровождения и наставничества. Вместе с тем мы должны понимать, кто придет в педагогические вузы и какого специалиста мы получим. Поэтому мы сегодня не ставим задачу форсирования наборов на педспециальности, и для нас важно не столько количество, сколько качество».

Также Министр отметил, что каждый руководитель на месте должен видеть, каких кадров у него не хватает, чтобы вовремя направлять ребят на обучение. Около 80% молодых педагогов возвращаются в те школы, которые они сами заканчивали, и здесь профориентационная работа – за директорами.

Что касается повышения квалификации педагогов дошкольной системы образования, то Андрей Иванец сделал акцент, что более 80% выпускников колледжей затем повышают уровень образования в университетах, и это приветствуется на всех уровнях, включая инновационный уровень в магистратуре.

Еще один важный момент – трудовое обучение. И здесь эту задачу восполнения кадров успешно позволяет решить уровень среднего специального образования.

Министр рассказал и о том, что в настоящее время идет тенденция снижения набора абитуриентов в столичные вузы, за исключением набора на медицинские и педагогические специальности. Есть качественная инновационная база подготовки высококвалифицированных специалистов в региональных вузах. И Министерство образования целенаправленно поддерживает регионы. В этом плане расширяются возможности для медалистов, которые желают поступить в региональные вузы. К слову, нет территориального ограничения – медалист может прийти без экзаменов в любой региональный вуз страны.

Определенные преференции будут и у выпускников инженерных классов, которые смогут поступать без экзаменов не только на технические специальности, но и педагогические, чтобы затем преподавать информатику, математику.

Отдельное внимание глава ведомства уделил выпускникам Национального детского технопарка. В этом году в соответствии с Указом Главы государства по особой траектории наиболее одаренные выпускники Детского технопарка поступили в лицеи, средние специальные учреждения образования и в учреждения высшего образования. К сожалению, очень малое количество выпускников, получивших рекомендации наблюдательного совета Национального детского технопарка, воспользовались уникальной возможностью поступить в региональные вузы без вступительных испытаний. И это направление также надо серьезно прорабатывать.

Во время содержательной встречи были дополнительно рассмотрены вопросы образовательного процесса в сельских школах, предметных областных олимпиад, а также работа социальных педагогов и психологов.

Отдельное внимание – широкому информированию родителей выпускников и студенческой молодежи о реальных затратах государства на обучение. Количество платных мест будет оптимизировано. Бюджет будет готовить столько специалистов, сколько необходимо реальному сектору экономики.

Источник: https://edu.gov.by