Опыт, проблемы и перспективы социально-педагогической поддержки родительства рассмотрены на III Международной научно-практической конференции
08.12.2023На базе БГПУ при поддержке Министерства образования состоялась III Международная научно-практическая конференция «Социально-педагогическая и психологическая поддержка родительства: опыт, проблемы, перспективы».
В работе конференции приняли участие свыше 140 ученых и руководителей учреждений образования, специалистов-практиков из Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан и Китайской Народной Республики.
На конференции во время пленарного заседания и работы секций эксперты обсудили актуальные вопросы формирования семейных ценностей, воспитания детей в семье, психолого-педагогической поддержки родителей, а также опыт и перспективы реализации Республиканского проекта «Родительский университет».
Ключевые аспекты рассмотрены и в рамках форсайт-сессии «Семья в условиях цифровых трансформаций»; панельной дискуссии «Инновационные технологии и практики социальной работы с семьей в условиях дифференцированных потребностей»; круглого стола «Подготовка современного педагога к взаимодействию с семьей», а также во время форсайт-сессии «Психологическая помощь и поддержка семьи в современной социокультурной среде».
Консультант главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Татьяна Осмоловская обозначила, что педагогически компетентные родители играют приоритетную роль в воспитании здорового ребенка с адекватной самооценкой и развитыми адаптивными способностями, что приводит в дальнейшем к его успешной социализации в обществе.
Отмечена важная роль семьи в обществе, которая несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами.
«Семья играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Важнейшая социальная функция семьи в воспитании и развитии детей – это социализация подрастающего поколения. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Родители являются первыми педагогами своих детей, они закладывают основы физического, интеллектуального, нравственного развития личности», – убеждена Татьяна Осмоловская.
Педагоги видят, что в современных условиях социально-экономической трансформации институт семьи и брака претерпевает существенные изменения. Меняется уклад жизни семьи, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми. Наблюдаются изменения ценностных ориентиров семьи, ее роли в сохранении преемственности традиций между поколениями, снижение эффективности во взаимодействии между поколениями в семье, ответственности родителей за содержание и воспитание детей.
Еще один серьезный момент – это ослабление воспитательного потенциала семьи. В этой связи по мнению представителя ведомства решение проблем семейного воспитания во многом зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей, что предполагает повышение их уровня педагогической культуры.
«Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегических задач, в первую очередь на коренную перестройку воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к воспитанию и его результативности», – подчеркнула Татьяна Осмоловская.
Ректор БГПУ Александр Жук подтвердил основополагающий постулат, что семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь человека: «Формирование личности гражданина, патриота начинается именно в семье. Выступая на Республиканском педагогическом совете, Президент нашей страны Александр Лукашенко отметил, что работа с семьей, поддержка родителей – это очень тонкая работа, которую необходимо проводить во всех сферах жизни человека».
По решению Министерства образования в 2021 году в Беларуси стартовал и реализуется республиканский проект «Родительский университет», который включает три категории учащихся и работает с их родителями: «Мой ребенок – младшеклассник», «Мой ребенок – подросток» и «Мой ребенок – старшеклассник».
К слову, данный проект во многом является продолжением предыдущего республиканского проекта, который назывался «Здоровая семья – здоровая нация». По информации ректора в БГПУ его реализовывали в течение трех лет в сотрудничестве с Министерством образования, Министерством здравоохранения и рядом других ведомств.
Источник: https://edu.gov.by