Национальный колорит во всем: как в детском саду № 2 Свислочи воспитывают патриотов
01.11.2023Дидактические игры, экскурсии, обязательная работа с родителями. Что включает комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников, узнавала корреспондент «Настаўніцкай газеты».
— Гражданско-патриотические чувства не возникают сами по себе, — уверена заведующая детского сада № 2 Свислочи Елена Качко. — Это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса, и начинать его надо с раннего возраста. Создали методическую базу и предметно-развивающую среду во всех группах. Ведь уровень представления детей о патриотизме во многом зависит от содержания, доступности и качества материала, отобранного воспитателем. Важно, какие формы и методы используются, как организована развивающая среда в группе и в учреждении дошкольного образования в целом.
Созданная в детском саду предметно-пространственная среда способствует формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников.
— В каждой группе организованы патриотические центры с учетом возраста детей и учебной программы, — рассказала заместитель заведующего по основной деятельности детского сада № 2 Свислочи Наталья Семеняко. — Иллюстративный и дидактический материал оформлен в виде лэпбуков, альбомов, книг, дидактических игр, мини-музея «Белорусская хатка», атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Причем всё сделано своими руками. Материал собран по нескольким направлениям: «Семья», «Моя малая родина» и «Республика Беларусь». Рассказывая детям о нашей Родине, знакомим их с символами Республики Беларусь, достопримечательностями, промышленностью, декоративно-прикладным искусством и культурой. В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературы, народным играм и устному народному творчеству.
Что интересно, в детском саду не просто сделан национальный уголок. В каждой группе просматривается национальный колорит во всем, будь то детская посуда, постельное или столовое белье, сюжетно-ролевые игры. И как отмечают воспитатели дошкольного образования, дети словно вживаются в эту среду, что помогает воспитывать чувство патриотизма даже у самых маленьких. Сначала педагоги помогают ребятам осмыслить ценность семьи, затем постепенно с помощью дидактических игр, художественных произведений, проектной деятельности переходят к формированию основ гражданско-патриотической культуры. Много лет в детском саду работает группа с белорусским языком обучения, где с мальчиками и девочками занимается воспитатель дошкольного образования Наталья Борель.
Как заметила руководитель физического воспитания Наталья Бойко, даже на занятиях физической культурой используются белорусские народные игры, считалки. Полюбились всем мероприятия с участием родителей, например, спортивные военизированные эстафеты с папами, празднование Масленицы или Купалья. Кстати, сценарий Купалья на белорусском языке с играми и использованием обычаев разработали Н. Бойко и музыкальный руководитель О. Цунина. Традиционно проводится осенний кирмаш. Он носит благотворительный характер, вырученные от продажи сувениров ручной работы деньги перечисляются в фонд Белорусского детского хосписа.
В детском саду создан клуб для родителей «Растим патриотов». Обычные родительские собрания здесь могут проходить в нетрадиционной форме, например, в виде семинара-практикума, деловой игры, круглого стола или посиделок. Полюбились всем совместные с родителями КВНы, конкурсы, выставки, походы, игровые программы.
— С раннего детства ребята должны совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем — и на благо всей Беларуси. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к Родине, к народным традициям, фольклору, природе, — подчеркнула Е. Качко.
Источник:https://nastgaz.by