Лукашенко требует от губернаторов не устраняться от вопросов образования
21.09.202321 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко требует от губернаторов и местной власти не отстраняться от вопросов образования и подходить к их решению по-хозяйски. Об этом глава государства заявил на совещании по вопросам совершенствования образовательной сферы, передает корреспондент БЕЛТА.
Глава государства отметил, что вопросы сферы образования должны находиться на контроле в том числе у губернаторов, ведь их зона ответственности далеко не только сельское хозяйство.
"Министерство образования определенную колею прокладывает: новый опыт и прочее. Но губернаторы как-то в тени, но это ваша сфера. И вам там виднее. Колея обозначена на уровне Министерства образования, правительства - действуйте. Не министр должен ремонтировать вам школы, а вы это должны делать. Не министр должен возить детей. Принципиально принято решение, выделяем автобусы. Посмотрите, где эти автобусы используют", - поручил Александр Лукашенко.
Все еще есть проблемы и по организации питания в школах. Александр Лукашенко подчеркнул, что еда должна быть качественно приготовлена, но не надо отрываться от земли и открывать в школах рестораны. "Поэтому давайте разбираться и смотреть", - добавил Президент.
Глава государства обратил внимание на то, что мониторить ситуацию в сфере образования нужно обязательно с участием контролирующих органов. "То, что они должны быть с вами рядом на финишной прямой (подготовки образовательных учреждений к новому учебному году. - Прим. БЕЛТА) и подсказать, что вот тут надо сделать, - это правильно, - сказал он. - Излишне бегать по школам и напрягать преподавателей, учителей и руководство вузов не нужно, толку от этого не будет. Но тогда будет железный спрос (с руководителей учреждений образования. - Прим. БЕЛТА). Если не дай бог что случилось, тогда мы спросим с руководителей", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Об основных проблемных вопросах в сфере образования на совещании доложили председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов и генеральный прокурор Андрей Швед.
Глава КГК, говоря о процессе подготовки школ к 1 сентября, обратил внимание на то, что раньше были паспорта готовности школ, которые подписывали разные ведомства, не только Минобразования. Однако потом от этой практики отказалось само Минобразования.
"В итоге получилось то, что мы имеем: документы просто подписываются, даже без выезда на место, - заметил он. - Поэтому КГК совместно с Генпрокуратурой внесли предложение о том, чтобы это был межведомственный акт, который имеет вполне определенный статус. Более того, должны быть определены критерии готовности школ".
Есть также предложение о том, чтобы упростить систему финансирования таких работ по аналогии с тем, как в свое время сделали в ЖКХ с организацией текущих и капитальных ремонтов. "В каждом районе есть свои строительные организации. Не надо по всей стране, условно, искать ипэшников для того, чтобы они покрасили две двери", - привел образный пример Василий Герасимов.
В числе вопросов, которые до сих пор не решены в части готовности школ, он назвал неудовлетворительное состояние стадионов (особенно в сельской местности), окон, крыш. Что касается организации питания, то бывают факты недовложения продуктов, нарушения технологий, неготовности пищеблоков.
"По вступительной кампании. Мы считаем, что тот опыт, который был по ЦТ (с чего мы начинали), и то, что сейчас, - достаточно отлажен. Если бы не было случая с пересчетом баллов, то каких-либо особых нареканий со стороны населения мы бы не получили", - сказал Василий Герасимов. По его мнению, вступительную кампанию надо совершенствовать. В частности, можно отдельные гуманитарные науки перевести на устный экзамен. "Но полностью ломать опять систему, по нашему мнению, нецелесообразно", - подчеркнул он.
Генпрокурор в своем докладе также указал на наличие системных недостатков в образовательном процессе. Он считает, что нужно коренным образом поменять систему подписания сертификатов готовности школ и обозначить ответственность должностных лиц, которые их подписывают. Есть, по его словам, недостатки по планированию и финансированию текущих и капитальных ремонтов, организации системы питания. Что касается оценки качества учебников и учебных пособий, то Андрей Швед обратил внимание на попытки увильнуть от выполнения конкретной задачи по совершенствованию учебников вместо издания все новых и новых. "Должны быть четкие, доступные, всеми признанные учебники. Вместо этого Министерство образования почему-то уходит от критерия "учебники". Сейчас их всего 7, зато более 200 учебных пособий, - привел пример генпрокурор. - Ощущение складывается, что люди зарабатывают на этом деньги, потому что создают так называемые учебные пособия, которые, с нашей точки зрения, мало адаптивны к средней школе".