РУС БЕЛ ENG 中文

«Беларусь и Я — диалог мира и созидания»: примерная матрица единого урока, который пройдет в школах страны

30.08.2023

Тема первого урока, посвященного Году мира и созидания, – «Беларусь и Я — диалог мира и созидания». Об этом журналистам рассказала заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова, сообщает корреспондент “Настаўніцкай газеты“.

1 сентября во всех учреждениях образования пройдут торжественные мероприятия, приуроченные ко Дню знаний и к началу учебного года. В них примут участие высшие должностные лица, руководители министерств и ведомств.

В 2023/2024 учебном году духовно-нравственное воспитание учащихся остается одним из важнейших направлений в работе учреждений образования. Значительное место должно быть отведено подготовке празднования 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, организации мероприятий, посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проведению уроков памяти с использованием информационно-аналитических материалов Генеральной прокуратуры об расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Национальный институт образования подготовил примерную матрицу единого урока, посвященного Году мира и созидания, для учреждений общего среднего образования.

В центре решений, которые принимаем, — стремление к сохранению мира,
созидание во благо будущего Беларуси, социальная справедливость.
Это наши демократические ценности, истинные ценности!
Скажу больше, это основа нашей национальной идеи,
которую рельефно определило нынешнее время.

А.Г. Лукашенко

(из выступления Президента Республики Беларусь
при обращении с ежегодным Посланием
к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь
31 марта 2023 г.)

Тема единого урока: «Беларусь и Я – диалог мира и созидания»

Целевая установка: способствовать осознанию учащимися значимости сохранения и укрепления мира как высшей ценности; формирование у учащихся представления о миролюбивой политике Республики Беларусь, чувства гордости за свое Отечество, готовности к созидательному труду во благо Родины.

Методические рекомендации

Первый урок, который пройдет 1 сентября 2023 года в учреждениях общего среднего образования, посвящен Году мира и созидания. С учетом многолетнего опыта и практики проведения единых уроков рекомендуется организовать его проведение в торжественной обстановке с участием родителей, педагогических работников и приглашенных гостей.

Единый урок целесообразно провести в актовом зале, библиотеке, музее или музейной комнате, учебном кабинете учреждения образования. Важно обратить внимание на оформление помещения, в котором проводится первый урок, где могут быть представлены следующие элементы: государственная символика; Конституция Республики Беларусь; иллюстрированная карта Беларуси; выставка книг «Я горжусь!»; фотографии исторических мест и природы Беларуси, выдающихся деятелей республики; альбомы, репродукции картин; творческие работы учащихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т.д.) на тему «Беларусь и Я».

В качестве модератора мероприятия может выступить как педагогический работник (заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, классный руководитель) учреждения образования, так и подготовленные учащиеся из числа школьного актива.

Ключевой идеей первого урока должны стать слова, прозвучавшие в рамках выступления Президента Республики Беларусь при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 31 марта 2023 г.

В ходе первого урока целесообразно уделить внимание следующим вопросам:

  • суверенитет и независимость как высшие ценности белорусского государства;
  • труд как источник материального и духовного благосостояния белорусского народа;
  • достижения суверенной Республики Беларусь.

Предложенная матрица единого урока является примерной, при ее реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, традиции учреждения образования, опираться на краеведческий материал. Проведение первого урока должно стать ярким и запоминающимся. Необходимо максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность, использовать интерактивные формы взаимодействия (путешествие, диалог, беседа и др.).

Матрица представляет собой конструктор с набором строк и столбцов. Столбцы содержат основной содержательный компонент единого урока с учетом возрастных особенностей (1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы), а строки отражают структурный компонент (этапы) единого урока. В приложениях содержатся информационные материалы, раскрывающие особенности проведения отдельных этапов единого урока (игра-путешествие, вопросы для организации беседы).

Предложенный материал следует дополнить информацией регионального характера, сохраняя при этом основную идейную составляющую материалов.

Структурный компонент единого урока

Содержательный компонент
единого урока

1-4 классы

Содержательный компонент
единого урока

5-8 классы

Содержательный компонент
единого урока

9-11 классы

Вводный этап

Педагог напоминает учащимся о том, что 2023 год объявлен Годом мира и созидания, акцентирует внимание на том, что мир, суверенитет и независимость для белорусского народа являются высшими ценностями. Белорусский народ, на протяжении многих веков мечтавший о своем суверенном государстве, прошедший и выдержавший огромное количество испытаний, как никто другой, ценит мирное небо, уверенное будущее и независимость своей страны

Информационный этап

Конкурс «Собери пословицу»:

Мирно жить – счастливым быть.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Родной свой край делами прославляй.

 

После составления пословиц учащимся предлагается объяснить смысл (значение) каждой пословицы

Беседа «Мы в ответе за будущее нашей страны»

 

В фокусе обсуждения: труд – основной источник материального и духовного богатства белорусского народаучеба и хорошие знания – наш главный труд

 

(примерные вопросы для обсуждения представлены в приложении 3)

Беседа «Достижения мирных лет» на основе материала пособия «Я –гражданин Республики Беларусь» (стр. 24-27, 6-7)[1].

 

В фокусе обсуждения: достижения Республики Беларуси за мирные годы, 

мир и созидательный труд как условия благополучия и развития всей страны и каждого человека

(примерные вопросы для обсуждения представлены в приложении 3)

Основной этап

Игра-путешествие «Беларусь и Я» с использованием материалов учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» и книг из серии «Я горжусь!»[2] (приложение 1)

Вариант 1. Мини-игра «Город Мира»[3] (приложение 2).

 

Вариант 2. Игра-путешествие «Беларусь и Я» (приложение 1)

Работа в группах. Учащимся предлагается составить портрет (словесный или в виде коллажа) современного белоруса – гражданина и труженика своей страны

Заключительный этап

Подведение итогов

Учитель подчеркивает, что каждый из нас – частичка Родины. Беларусь славится гражданами своей страны. Будьте достойными своей Отчизны, любите, защищайте, храните ее!

При подведении итогов урока можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения (по выбору):

 

Синквейн. Учащимся предлагается составить синквейн к слову «Беларусь».

 

Упражнение «Расшифровать название»: на каждую букву, за исключением мягкого знака, в слове «Беларусь» записать эпитет, например, Б – белая и т.д. (в контексте темы урока).

 

Упражнение «Продолжи предложение»:

Я понял, что важно быть … .

Я понял, что нужно уважать… .

Чтобы сохранить мир на нашей планете, все люди … .

Созидательный труд способствует… .

 

Найти ответ на вопрос, что является самым главным достоянием нашей страны. Учитель называет порядковые номера букв в русском алфавите – 15, 1, 18, 16, 5. Учащиеся составляют из них слово «народ».

 

Для учащихся 8-11 классов учитель пояснит, что в 2023/2024 учебном году при реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» они будут знакомиться с современниками, в том числе деятелями науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени

Творческое задание для учащихся (по желанию)

Предложить вести в течение учебного года информационный альбом «Портфолио выходного дня», где оставлять свои впечатления от посещения культурных мероприятий, поездок по разным городам области (фотографии, рассказы) или создать соответствующий раздел на страничке класса в соцсетях

 

[1] Я – гражданин Республики Беларусь : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования (с электронными приложениями) / Г.А. Василевич и др. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022. – 143 с.

[2] Серия научно-популярных книг гражданско-патриотической тематики «Я горжусь! / Я ганаруся!», созданной по заказу Министерства образования Республики Беларусь. Подготовлена издательством «Адукацыя i выхаванне». Серия предназначена для детей младшего школьного возраста. Она включает 14 книг на белорусском и русском языках.

[3] Адаптировано по: Воспитать человека : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т. Кабуш, Т.В. Плахова, А.В. Трацевская. – Минск : Зорны Верасок, 2015, – 160 с.

Приложение 1.

Игра-путешествие «Беларусь и Я»

Учитель выбирает для игры 3-5 станций, на которых учащиеся получают информацию и отвечают на вопросы. Название и тематику станций учитель может выбрать по своему усмотрению. Для игры можно разделить класс на 2-3 команды.

При организации работы с разделами “Заўсёды ў памяці народнай” учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку» и книгами из серии “Я горжусь!” (“Вечная память героям. Мемориалы Беларуси”, “Белорусские школьники – герои Великой Отечественной войны”) рекомендуем сделать акцент на российско-белорусский патриотический культурно-образовательный проект «Поезд памяти».

 Примерные информационные материалы и вопросы к станциям

 Станция «Культурно-образовательный проект Поезд Памяти»

В канун годовщины начала Великой Отечественной войны, 21 июня 2023 года, уже второй год культурно-образовательный проект «Поезд Памяти» отправился по маршруту Брест – Гродно – Полоцк – Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Уфа – Самара – Волгоград – Ясная Поляна – Тула – Могилев – Жлобин – Минск – Парк Патриот – Москва. Протяженность путешествия составила 9 375 км.

Участниками проекта стали 200 учащихся – победители олимпиад и конкурсов из России (90 учащихся), Республики Беларусь (70 учащихся), Республики Армения (20 учащихся), Кыргызской Республики (20 учащихся).

Проект инициирован главами Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентиной Матвиенко и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальей Кочановой и направлен на объединение молодежи всех стран, формирование уважительного отношения и понимания значимости героических подвигов наших дедов и прадедов, знакомство с культурой̆ и традициями соседнего государства.

Проект стартовал в Бресте, где 22 июня 1941 года в 4 часа утра Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Далее в каждом городе была запланирована насыщенная культурно-образовательная программа, просветительские мероприятия, посещение мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне, возложение цветов. Мероприятие завершилось возложением цветов к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду и посещением Музея Победы на Поклонной горе в Москве.

Вопросы для обсуждения:

  • Откуда и когда стартовал «Поезд Памяти»?
  • Почему началом пути выбран город Брест?
  • Представители каких государств стали участниками культурно-образовательного проекта «Поезд Памяти»?
  • Назовите города, которые посетили участники проекта.

Станция «Общенациональная акция Дети Беларуси – ветеранам и будущим поколениям»

В 2021 году благотворительным фондом имени Алексея Талая была инициирована общенациональная акция «Дети Беларуси – ветеранам и будущим поколениям». Акция нацелена на приобщение учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны в ходе участия в проектах по увековечиванию истории Великой Победы.

За это время было создано (https://detiveteranam.by/) коллекционное издание эссе (45 томов), написанных детьми о Великой Отечественной войне на основе семейных рассказов, писем с фронта, истории родного края, собран архив из трехсот видеоинтервью с ветеранами и участниками войны «Как это было», открыта скульптурная композиция в г. Минске; обрабатываются материалы для интерактивной карты памятников Великой Отечественной войны (https://pobedanavsegda.by/).

Одним из проектов акции является установка памятных знаков «Живая память благодарных поколений» в Минске, Бресте и Москве. Его цель – средствами монументального искусства отразить благодарность ветеранам, участникам войны, работникам тыла, партизанам, подпольщикам, медикам, водителям, местным жителям – всем, кто в нелегких условиях приближал день Победы. Первый такой знак был установлен 3 июля 2022 года на набережной в парке Победы в городе Минске ко Дню Независимости Республики Беларусь.

Особенностью данного проекта является сбор советских монет учащимися, молодежью и взрослыми для сплава металла памятника. Это позволит в том числе заложить новую семейную традицию: молодые участники проекта в будущем смогут приводить своих детей и внуков к памятному знаку и рассказывать о том, что в создании памятника есть и их вклад.

Также учащиеся и молодежь имеют возможность принять участие в создании памятного знака путем сбора макулатуры для последующей организованной сдачи учреждением образования в пункты приема вторичного сырья и перевода вырученных средств в местный благотворительный фонд имени Алексея Талая.

Справочно:

Для установки памятного знака в г. Минске было собрано более 130 000 монет. В данной акции участвовал и Глава государства – от его семьи были переданы монеты для установки памятников в Минске, Бресте и Москве. За время создания памятника в г. Минске проект поддержало более 500 организаций и более 100 000 семей Беларуси.

Монеты от Александра Григорьевича Лукашенко и его семьи переданы Алексею Талаю для создания памятного знака «Живая память благодарных поколений» (belta.by).

«Живая память благодарных поколений». Всенародный памятный знак открыли в парке Победы Минска (belta.by).

http://milglory.gomel.museum.by/node/67369

Вопросы для обсуждения:

  • Почему акцию «Живая память благодарных поколений» можно назвать всебелорусской?
  • Какой посильный вклад может внести каждый белорус  участник акции?
  • Назовите своих родственников, героическими поступками которых гордится ваша семья.

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь продолжается расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. В чем заключается важность этого расследования для сохранения исторической правды и памяти? (вопрос для учащихся 5-7 классов).

Станция «Зроблена беларусамі. Сельская гаспадарка»

 При организации работы с разделом “Зроблена беларусамі. Сельская гаспадарка” учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» следует обратить внимание на работу аграриев в уборочный период (белорусский хлебный каравай – 2023).

Учителю необходимо подготовить для ознакомления учащихся актуальную информацию о ходе уборочной кампании в стране (регионе).

Владимир Орлов «Колосок»

Каравай земли и неба

На твоем столе.

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на хлебном колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы,

Летом и зимой,

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему говорят, что хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь? Люди каких профессий заняты в выращивании и уборке зерновых, производстве зерна и муки, выпечке хлеба?
  • Каким образом мы можем принести пользу нашей стране?
  • Какой у вас сейчас главный труд? В чем его польза?

Станция «Фізічная культура і ўмацаванне здароўя»

 При организации работы с разделом “Фізічная культура і ўмацаванне здароўя” учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» и книги из серии “Я горжусь!” (“Достижения белорусского спорта”) необходимо обратить внимание на II Игры стран СНГ, проходившие в Республике Беларусь.

Главной изюминкой II Игр стало проведение соревнований в 11 городах разных регионов Беларуси.

Городами соревнований стали Минск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жлобин, Могилев, Молодечно, Орша и Солигорск.

Состязания прошли по 20 видам спорта: легкая атлетика, волейбол, художественная гимнастика, пулевая стрельба, пляжный футбол, современное пятиборье, баскетбол 3 х 3, мини-футбол, греко-римская, вольная, женская борьба, пляжный волейбол, гандбол, плавание, таиландский бокс, бокс, дзюдо, самбо, хоккей на траве, тяжелая атлетика, стрельба из лука, карате.

В большинстве видов спорта за награды боролись молодежь и юниоры. А самбо, тяжелая атлетика, художественная гимнастика, пляжный футбол и хоккей на траве были представлены взрослыми спортсменами.

Талисман игр – белорусская рысь по имени Рыся. Слоган – «Сильный характер – яркая игра!» – в краткой и емкой форме передает основную цель Игр. В символе логотипа отражен ряд характерных для Беларуси элементов – орнаментальная восьмиконечная звезда, которая расцветает в яркий василек.

Вопросы для обсуждения:

  • Какова результативность выступления белорусской команды на II Играх стран СНГ? Назовите имена белорусских спортсменов, которые прославили Республику Беларусь своими достижениями.
  • Когда состоялось торжественное открытие II Игр стран СНГ? Назовите основные элементы символики этих игр.
  • Какие мероприятия Ваша семья посетила? Чем был продиктован выбор?

Приложение 2.

Мини-игра «Город Мира»

Вступительное слово учителя

Представьте себе, что вы живете в городе Мира. Город Мира – это город-мечта, в котором мирно и счастливо в дружбе и согласии живут люди самых разных возрастов и поколений. Жители города Мира умеют трудиться и веселиться, создавать творческую атмосферу и заботиться друг о друге. Здесь нет места злу и насилию.

В городе Мира живет память о трудном времени – о Великой Отечественной войне, о людях, освободивших мир от фашизма. Здесь всегда помнят о тех, кто отдал свои жизни за Родину и свой народ. Здесь чтят и продолжают героические традиции отцов, дедов, прадедов.

Утро каждого жителя и гостя города Мира начинается с улыбки и волшебного слова “Здравствуйте!”.

Днем город Мира становится городом тружеников и созидателей, мыслителей и мудрецов. Здесь каждый может освоить любую профессию. Но самая главная профессия, которую здесь осваивает каждый, – это профессия Достойного Человека.

Вечером город Мира становится городом общения, встреч с родными и друзьями, городом добрых и веселых игр, забав и развлечений.

Ночью жизнь в городе Мира на время затихает, а его жители, пожелав друг другу спокойной ночи, мирно засыпают.

Девиз жителей города Мира определяет цели и содержание их жизни: “Сделаем нашу планету планетой Мира, Добра и Разума!” В жизни жители города Мира руководствуются своими законами, заповедями и традициями.

Далее учитель делит класс на четыре группы и предлагает им придумать возможные законы, заповеди, традиции и символы города Мира (по 3-4).

По завершении мини-игры группы презентуют свои разработки (на доске, листе ватмана или другим удобным способом). При наличии времени можно организовать небольшое обсуждение.

Приложение 3.

Вопросы для обсуждения в ходе беседы «Мы в ответе за будущее нашей страны» (для 5-8 классов):

  1. Что нужно делать для развития и процветания города, страны?
  2. Для чего трудится человек?
  3. В чем заключается наш основной труд?
  4. В чем гражданский смысл учебы? Принесет ли она пользу для общества?
  5. Что значит учиться на совесть?
  6. Каким образом учеба связана с вашим будущим?

Вопросы для обсуждения в ходе беседы «Достижения мирных лет» (для 9-11 классов):

  1. Назовите наиболее значимые, по вашему мнению, достижения нашей страны и народа за годы независимости.
  2. Как вы думаете, какие факторы способствовали благополучному развитию нашей республики?
  3. Почему мир для белорусского народа является одной из высших ценностей?
  4. Последние данные, полученные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, свидетельствуют о том, что количество уничтоженных полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, сельских населенных пунктов составляет не менее 11 726, количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 270. Расследование продолжается. Как вы считаете, почему так важно сохранить историческую память? Какое значение для нашего поколения она имеет?
  5. Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь: «Если мы хотим жить на своей земле, своим умом и трудом, по своим законам и традициям, если мы хотим быть единственными хозяевами на земле Беларуси, жить в мире, покое и благополучии, то все и каждый должны понять: заботы страны, сбережение ее независимости – это наше общее дело»? В чем может заключаться ваша роль в общем деле?

Источник: https://nastgaz.by