РУС БЕЛ ENG 中文

Руслан Абрамчик – о присвоении имен школам, проекте «Директорская среда» и портрете идеального учителя

30.08.2023

В проекте “Диалоги об образовании” говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, об акцентах объявленного в стране Года мира и созидания, о воспитании детей и молодежи. Сегодняшний собеседник главного редактора “Настаўніцкай газеты” — начальник главного управления образования Гродненского облисполкома Руслан Абрамчик.

Традициями сильны

— Каким выдалось лето для образования Гродненщины? Появились ли новые форматы работы с детьми, которые лично вам представляются достойными продолжения?

— Лето — это всегда пора полезных дел для наших детей, пора заботы об их здо­ровье со стороны общества и педагогов. Оздоровление в области было организовано на самом высоком уровне, оно коснулось примерно около 50 тысяч ребят за весь сезон. Очень важным элементом нынешней летней кампании была работа 44 лагерей военно-патриотического профиля, в том числе на базе воинских частей и пограничных застав. Отмечу любопытный момент в их проведении — просмотры и обсуждение видео и художественных фильмов, в том числе старой советской классики (“В бой идут одни старики”, “Летят журавли”, “Отец солдата”). С целью приобщения к труду и сохранения исторической памяти проходили многочисленные трудовые акции по наведению и поддержанию порядка в памятных местах каждого района. Не прерывалась летом и работа проекта “ШАГ”, она нашла свое развитие в просветительской акции “Шаг к успеху” — в гости к ребятам приезжали многие известные в нашей стране люди.

Гродненщина традиционно славится своими летними профильными лагерями. Лагерь “Наука” уникален не только занятиями с преподавателями университета, учеными, но и встречами с выпускниками прошлых лет, которые стремятся поддержать своим примером тех, кто только становится на путь олимпиадного движения.

Речь идет о своеобразном братстве участников профильных лагерей. Организация лагеря “Проф­старт” на базе областного института развития образования с участием школьников аграрных и педагогических классов тоже наша находка. Этим летом продолжилась и работа проекта “Выходи играть во двор”, когда наши учреждения дополнительного образования с интеллектуально-развлекательной программой приходят туда, где дети проводят свое свободное время. Как правило, позже осенью дети уже сами с интересом идут в знакомые им центры дополнительного образования.

Экскурсионная программа — еще один блок летней воспитательной работы. Назову только одну цифру: для ребят проведено более 4 тысяч экскурсий за пределы своего населенного пункта. При этом летом работали все музеи, музейные комнаты в учреждениях образования, подчеркну, действительно работали, а не просто стояли открытыми. К слову, в сентябре планируем дать старт проекту “Идем в музей”, когда дети не только придут в школьный музей, узнают о судьбе героя, чье имя носит школа, но и сами снимут ролики, подготовят публикации и тем самым станут участниками областного музейного конкурса.

“Директорская среда” приглашает…

— Вернемся, Руслан Юрьевич, в прош­лый учебный год, непростой по своим масштабным нововведениям. Каким он выдался для образовательной отрасли Гродненской области, над чем предстоит потрудиться в этом году?

— Год действительно был полон нововведений: мы разрабатывали, обосновывали, апробировали и внедряли новую модель итоговой аттестации за курс средней школы. Непросто было и выпускникам второй ступени, которым пришлось писать ­изложение вместо диктанта, сдавать экзамен по истории Беларуси. Это было сложно не только для детей — важно было качественно организовать подготовительную работу со стороны педагогов. Отмечу, что аттестация прошла без осложнений, нарушений не было, получена высокая оценка качества ее проведения со стороны детей и родителей. ­Безусловно, никто не почивает на лаврах, уже сегодня мы видим определенные технические недостатки, информируем о них Министерство образования. В том числе и по поручению главы государства идет изучение мнений участников образовательного процесса, круглые столы прошли в каждом регионе.

Предстоит внедрение новой модели организации питания детей. В прошлом учебном году в качестве эксперимента она охватывала отдельные учреждения, но все увидели, что она собой представляет. Продолжим работу с высокомотивированными и одаренными детьми. Хочу отметить тот факт, что в прошлом году каждый четвертый, кто обучался в детском технопарке, был родом из Гродненской области. Надеемся сохранить этот темп, поэтому — много планов по развитию олимпиадного движения.

Подводя итоги сделанного, не могу не назвать наш проект “Директорская среда”, в образовательный интенсив которого были вовлечены все руководители учреждений образования региона. Ни одной отмены или переноса за учебный год, формат видеоконференции в 15.00 каждую среду, десятки полезных спикеров из различных служб и органов. Параллельно директорам и их заместителям был доступен чат, в котором можно получить ответы и ссылки на актуальные документы. Этот полезный формат позволяет достаточно оперативно взаимодействовать с теми, кто трудится на местах.

Участники школы молодого педагога, которая традиционно проводится ГрОИРО

Темой отдельной публикации может стать работа в Год мира и созидания нашего кластера военно-патриотического воспитания на базе областного Дворца творчества детей и молодежи. В ряде инициатив в воспитательной сфере отмечу продолжение работы над присвоением имен учебным заведениям. Хотим активизировать эту деятельность, обратить внимание школ, гимназий не только на героев войны, но и труда. При этом не просто присвоить имя, подготовить документы, но и непременно создать музей или музейную комнату, наладить связь с семьями или близкими героев. Имя героя должно становиться определенной осью для развития учреждений. К слову, наш опыт по присвоению имен уже обобщен областным институтом развития образования, разработаны методические материалы. Они опубликованы и доступны для коллег из других регионов. Обобщен и доступен другой опыт: к примеру, организации знаменных групп учреждений образования.

— В школах страны не первый год работает факультативный курс, посвященный основам духовности и патриотизма… Какими лично вам видятся перспективы духовно-нравственного воспитания молодого поколения в области, где традиционно сильны позиции сотрудничества сферы образования и церкви?

 Да, мы отмечаем растущую роль нашего соработничества с епархиями, любые вопросы решаем в прямом диалоге. Среди ярких совместных достижений отмечу учреждение премии имени Героя Беларуси митрополита Филарета, первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси за высокий уровень организации духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. Названия номинаций говорят сами за себя: “Труд педагога как служение”, “Лучшая инновационная разработка года”, “Лучшая система духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи”. Отрадно, что по итогам прошлого года премии были удостоены педагоги и педагогические коллективы из разных уголков области: Новогрудка, Ивья, Мостов, Волковыска, Слонима, Лиды, Гродно.

Хорошим начинанием стало присвоение гродненским школам имен святителей Белорусской Православной Церкви — Кирилла Туровского, владыки Филарета. Эти школы стали базой для ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, всего центров в области 12. Есть ряд литературных, музейных, познавательных совместных начинаний. Главным залогом их успешной деятельности, без сомнения, является яркая личность как педагога, так и священнослужителя. Мы нашли таких людей и в учреждениях образования, и в епархиях области. Контакт есть, дело хорошее и перспективное.

В поиске стимулов развития

— Знаю, образование Гродненщины особенно тепло дружит с образованием Минщины. В новом учебном году обмен полезным опытом продолжится?

— Безусловно, мы видим потенциал развития сотрудничества как между областями, так и между районами внутри них. И наша дружба, замечу, никогда не прекращалась. Могу вспомнить взаимные приемки школ, взаимное обучение тому или иному аспекту образовательной деятельности, ее методическому сопровождению. Кстати, близко сотрудничаем не только с Минщиной — с рядом районов Могилевской области обменялись делегациями. Есть и другие обменные перспективы. Несмотря на единые в стране образовательные подходы, единые инструктивные методические материалы, роль личностей, традиций, новаций в передаче опыта несомненна и очевидна. Не только у области, района — у каждого учреждения образования есть свое лицо, свои подходы к оформлению территории, к материально-технической базе, к ведению воспитательной работы, работы с одаренными детьми. Список можно продолжить. К слову, на одной из последних коллегий министр образования Андрей Иванец поддержал практику обменов и даже просил ее активизировать. Очевидно, что нельзя, образно говоря, каждому вариться в своем котле — так и возгордиться можно! Нужно всегда иметь возможность сравнивать себя с другими. Даже если такой вывод не всегда будет в твою пользу, он стимулирует к развитию.

— В сентябре — республиканский конкурс “Учитель года”. Насколько активно идет подготовка к нему педагогов региона?

— Подготовка к финалу конкурса находится в той самой активной стадии, когда каждую неделю для всех наших восьми участников проводятся занятия, и не только в дистанционной форме. Был организован большой обучающий семинар в Минске, в области сейчас проводим обучение ­с привлечением участников конкурса прошлых лет, тренеров, которые готовят педагогов в самых разных направлениях, в том числе психологически. Я сам был членом жюри областного этапа и наблюдал очень большую конкуренцию, понимаю степень ответственности каждого педагога. Наши журавли, как мы их называем, — достояние каждого региона. Они активно участвуют в методической работе, заражают других желанием двигаться вперед. Справедливости ради отмечу и важность подготовки к конкурсу “Педагогический дебют”. Для молодых наставников он, несомненно, будет определяющим в их дальнейшей судьбе.

Не удивлюсь, если звездочки “Педагогического дебюта” позже вырастут в звезд именитого конкурса “Учитель года”.

“Судьба страны в руках учителей”

— Руслан Юрьевич, вы начинали свой путь учителем, работали директором школы, есть в вашем багаже и специальность “Менеджмент в сфере образования”. Обладая таким опытом, каким нарисуете портрет идеального учителя Беларуси?

— Учительство неоднородно, идеал недосягаем, но точно можно говорить о профессионале, который следит за новыми тенденциями в отрасли, предан детям, профессии. А еще учитель должен стремиться к развитию. Наш институт образования определил и обосновал множество траекторий профессионального развития педагогов: можно найти себя и как предметник, и как организатор воспитательной работы, и как хороший методист и учитель других учителей. Можно развиваться по вектору работы заместителя директора, госслужащего в отделе образования. Допустим вариант строительства карьеры на смежных образованию культуре, идеологии, журналистике. Можно стать активистом общественных движений, членом депутатского корпуса. Главное тут — услышав себя, ответственно определить свой путь.

Про педагогические династии сказано и написано немало. Всегда впечатляешься, когда смотришь на совокупные цифры педагогического стажа той или иной семьи. Сотни лет! Определенное программирование на нашу профессию происходит с самого детства. Согласитесь, это хорошая профессия, раз дети идут за родителями. Кстати, к Дню учителя на сайте областного института развития образования появится большой раздел “Судьба страны в руках учителей”, где один из блоков будет посвящен педагогическим династиям области.

Что еще добавить в портрет идеального учителя?.. Целенаправленный выбор профессии. Солидарен с ректором нашего ведущего отраслевого университета Александром Ивановичем Жуком, считающим, что лучшие студенты — это выпускники педагогических классов. Потому что они высоко мотивированны, их выбор неслучайный.

Можно вести речь об определенном наборе личностных характеристик идеального педагога: умении разговаривать с людьми, видеть их потребности, помогать эти потребности удовлетворить. Неслучайно же так много педагогов среди тех, кто сегодня определяет вектор развития нашей страны в политике, управленческой сфере, науке, экономике. Все они чувствуют в себе внутреннюю потребность изменить наш мир, нашу реальность в лучшую сторону.

Источник: https://nastgaz.by