«Можно ли научить ребенка Родину любить?» Разговор о патриотизме с руководителем кадетского корпуса
29.04.2023Встречаемся на четвертом этаже
Средняя школа № 9 Слонима находится в спальном микрорайоне. Когда-то здесь получали квартиры военнослужащие, вышедшие на пенсию. По их инициативе 25 лет назад именно в этом учебном заведении появились первые в стране кадетские классы, проводит ликбез Василий Георгиевич:
– Это первый в стране кадетский корпус, который, правда, не имеет официального статуса. Долгое время его пытался сформировать из двух старших классов, набранных в 1997 году, основатель движения Виктор Пенза. Изготовили знамя, погоны и другие атрибуты, но… не вышло. Единственное – нам разрешили оставить все наработки и название «Слонимский кадетский корпус». С 2007 года в наши военно-патриотические классы мы стали набирать пятиклассников. Сейчас у нас 164 воспитанника, среди которых 38 девочек.
Как вычислить маменькиного сынка
Василия Георгиевича окружают восьмиклассники. Ребята надели белые рубашки, начистили пряжки на кожаных ремнях. Шутят:
– Сейчас мы просто красивые. А вот когда в парадной форме!..
Василий Рапьевец обращает внимание, что не каждый может стать кадетом:
– Специальных экзаменов нет, но если ребенок окончил 4-й класс с плохими оценками, к нам ему путь закрыт. За учебу спрашиваем строго, «слабенькому» будет тяжело осваивать дополнительную военную науку. Проводим собеседование. Все-таки ассоциируем себя с Вооруженными Силами. Строевая и огневая подготовки, туристические походы на каникулах, спортивное ориентирование. Дружим с 11-й гвардейской отдельной механизированной бригадой. В прошлом году они отмечали 80-летие. Вы бы видели, какие эмоции (и даже слезы на глазах) вызвал у военных в отставке во время концерта неожиданный выход нашего корпуса в полном составе.
– В лагере интересно? – задаю вопрос парням.
– Конечно, – хором отвечают дети. – Нам даже разрешают заниматься на тренажерах танков и боевых машин пехоты. На каждом симуляторе отрабатываем разные навыки: от вождения до стрельбы.
Заглядываем в школьный тир. Кто-то из парней демонстрирует умение обращаться с оружием, кто-то рассказывает о себе. К примеру, 13-летний Дмитрий Данилюк хотел бы стать разведчиком или танкистом:
– Мне нравится смотреть военные фильмы, где показывают подвиги настоящих героев.
А старшина класса Илья Левый решил сказать несколько теплых слов о своем педагоге:
– Василий Георгиевич старается каждому уделить внимание, может всему научить. Строгий, но справедливый. Если я стану военным, это будет уже пятое поколение в моей семье.
Можно ли научить Родину любить?
В Слониме Василий Рапьевец дослужился до подполковника. С должности начальника метрологической службы 11-й механизированной бригады ушел на пенсию. В 2014 году стал воспитателем кадетского корпуса средней школы № 9.
– Желание возникло еще во время службы, благодаря тесному общению с отцом Владимиром, который сотрудничал с нашей 11-й бригадой. Он как-то пришел ко мне с предложением помочь организовать детский военно-патриотический клуб. Командование во многом пошло навстречу, оказывало материальную поддержку. Но потом дети стали потихоньку расходиться... Видимо, педагог тогда из меня был не очень хороший. Почему-то я думал, что старшие школьники – те же самые солдаты. Ошибался. Постепенно переосмыслил кое-какие вещи, и с первым своим выпуском прощались как родные. Очень помогло обучение в Слонимском духовном училище, где постигал первые азы педагогики. Позже окончил заочно БГПУ имени Максима Танка.
Василий Рапьевец признается, что его до сих пор мучает вопрос: можно ли научить ребенка Родину любить? Как бы там ни было, подполковник уверен в одном: в основе воспитания нравственно-духовной культуры и патриотизма лежит любовь к ближнему.
– Спрашиваю у детей: кто такой ближний? Не знают. А ближний – тот, кто рядом, кому нужна помощь. Одно время сослуживцы, повстречав меня на улице, спрашивали: куда бежишь такой счастливый? А я им отвечал: куда-куда – на работу. Сейчас уже, конечно, немного поостыл, потому что появились другие обязанности. С прошлого года руковожу военно-патриотическим воспитанием всех учеников нашей школы, а это огромный пласт работы. Тем не менее при такой нагрузке ничего не хочу менять. Чувствую, что нужен этим детям, а они – мне.