Три работы учащихся Вороновского района, представленные на заключительном этапе республиканского конкурса работ исследовательского характера по учебным предметам, отмечены дипломами
07.03.2023Школьные исследовательские тандемы нацелено работают на результат. Три работы учащихся Вороновского района, представленные на заключительном этапе республиканского конкурса работ исследовательского характера по учебным предметам, отмечены дипломами. В банк юных исследователей страны вошли имена Максима Руселевича, Анастасии Добродей и Валерии Карпинской. Заслуженное признание получили их педагоги Валентина Чеславовна Кветень, Иван Иванович Фесенко, Екатерина Петровна Бучинская.
— Годовой цикл этапов республиканского конкурса работ исследовательского характера по учебным предметам мы прошли достойно, — комментирует главный специалист отдела образования райисполкома Людмила Запасник. — За последние пять лет это лучший результат — три успешных выступления. Этот факт играет роль в повышении рейтинга системы образования района на областном уровне, престижа региона в целом. Кроме того, дает возможность претендовать на государственную поддержку из спецфондов Президента.
Для понимания обывателя хочу отметить, что за такими плодами стоит усердие не одного десятка людей, и удача улыбается лишь единицам. На районный этап в среднем подаются около 80 работ, направленных на исследование малоизученных и неизвестных событий и фактов истории малой родины, объектов архитектуры, памятников археологии, этнографии и фольклора, исследования по топонимике, гидрологии, экономике, промышленности и др. Пройдя экспертный анализ, до области доходит в лучшем случае их четверть. Рецензирование отсеивает еще не менее десятка. В нынешнем цикле на области наши учащиеся не только взяли больше мест, но и повысили качество. Ну а сильнейшие громко заявили о себе на республике.
Явный прогресс
— Любое исследование — это поиск. И важнейшие компетенции, которые пригодятся в любой профессии, — определяет главную цель исследовательского направления для старшеклассников педагог белорусского языка и литературы Жирмунской средней школы В.Ч. Кветень. — За тридцать лет работы в школе нашла то, что мне по душе, и что действительно дает результаты. Большую помощь мне всегда оказывала некогда руководитель моей дипломной работы кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики ГрГУ им. Я. Купалы Инна Войтеховна Пивоварчик. После подписания соглашения о сотрудничестве нашего района с Купаловским вузом профессиональные взаимоотношения лишь укрепились.
С Максимом Руселевичем педагог начала работать еще в седьмом классе. И до 11 класса амбициозный мальчишка вырос во всех смыслах. Выпускником Валентина Чеславовна гордится как классный руководитель, школьный «менеджер», ведущий ребят к успеху, и просто как землячка. Максим пополнил звездную плеяду не только ее учеников, но и одаренных ребят Беларуси. В этом конкурсе юноша не новичок. В прошлом году совместный с педагогом труд был оценен дипломом 3-й степени, а в нынешнем — жирмунский дуэт с работой по изучению икон признан безоговорочным победителем. Несмотря на то, что нынешняя деятельность связана с гуманитарным профилем, парень видит себя студентом БГУИР.
— Ребятам-последователям советую использовать любую возможность для развития, — говорит Максим. — Хочу сказать, что основной пласт работы в исследовании выполняет все же учитель, поэтому ученик обязан выложиться на все 100% — нужно уважать труд человека.
Двойной триумф
Сразу два призовых места на республике у участников из Радунской средней школы.
— Процент качества научно-исследовательской работы в нашей школе стабильно высокий — 90-100%, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Ирина Викторовна Удаева. — И секрет успеха — в «апантаных» педагогах и одаренных детях. Если ты нацелен на результат, работа не может писаться несколько месяцев, для ее проработки требуются годы. Пример — нынешний проект Ивана Ивановича Фесенко готовился три года с участием нескольких учеников, которые уже покинули стены школы. Представить наработки довелось Анастасии Добродей. И ее заслуга не только в подготовке материала, но и в умении четко донести информацию, с легкостью ориентироваться в фактах и убедить жюри в ценности и практическом применении исследований на современном этапе. Девушка — активная и увлекающаяся личность: поет, танцует, пробует себя в журналистике… Без сомнения, все это так или иначе помогло ей во время презентации. Но главный аспект — вдохновленность темой водяных мельниц, их мистической стороной.
— Исследовано 79 водяных мельниц! — обрисовывает масштабы изучения руководитель проекта, краевед с почти 50-летним стажем И.И. Фесенко. — Уникальность работы — в комплексном подходе. Исследования охватывают территорию Вороновского и соседних районов, временные рамки — несколько столетий. Было привлечено большое количество картографического материала. Сложность подготовки — практически в отсутствии письменных источников по теме. Проведенная колоссальная работа может стать отличным подспорьем для воспитательного процесса, для публикации в энциклопедии и другой краеведческой литературе, может использоваться для разработки туристических маршрутов и создания культурных объектов.
Мое кредо на этой стезе — пройти с учащимися путь от самопознания до самосовершенствования, от краеведения до краесоздания, — подытожил собеседник.
— Екатерина Петровна Бучинская — продолжатель педагогической династии, в деле — олицетворение интеллигентности, скромности и требовательности к себе. Она умеет увлечь детей и настроить на плодотворную работу, — знакомит еще с одной коллегой Ирина Викторовна.
Начало профессиональной и исследовательской деятельности у молодого педагога Екатерины Петровны Бучинской совпало. К такому успеху на конкурсе исследовательских работ со своими учениками руководитель пришла спустя восемь лет. Постепенно, нарабатывая опыт.
С 10-классницей Валерией Карпинской они проработали не одну тему. В основном они связаны с немецкой и белорусской культурой. При подготовке нынешнего проекта анализ охватил десятки тысяч фольклорных материалов Германии и нашего региона.
— Я — гуманитарий, — четко обозначила свои интересы школьница. — Планомерно готовлюсь к поступлению в Минский лингвистический вуз, подготовка многовекторная: исследовательская деятельность, олимпиадное движение… Хочу увеличить свои шансы на поступление и успешное освоение будущей профессии. К слову, мои планы на поступление именно в этот вуз подкрепляются давними мечтами моей мамы — в свое время она очень хотела там учиться.
Подведенные итоги конкурса автоматически дали старт подготовке к следующему его циклу. Интересные исследовательские проекты не заставят себя ждать.
Источник: https://www.voran.by