РУС БЕЛ ENG 中文

В системе образования снова реформы. Журналисты "Перспективы" обсудили одну из самых горячих тем года

18.01.2023
 

фото носит иллюстративный характер

Одной из самых обсуждаемых тем последних месяцев стали реформы в сфере образования. И хотя о них говорили не один год, у выпускников школ, а также их родителей возникает множество вопросов в связи с этими изменениями. Корреспондентам «Перспективы» тоже есть что сказать по этой теме. Мама одиннадцатиклассника Оксана Сиводедова, не так давно покинувшая школьные стены Алина Лицкевич и активно следящая за всеми новостями Тамара Рудак подискутировали на эту тему.
 
А. Л.: – Мне кажется, что выпускники этого года только и делают, что со вздохами повторяют: «Почему реформы пришлись именно на этот год?» Оксана, так ли это?
 
О. С.: – Выпускники, конечно, бывают разные. Но в целом – нет, не вздыхают. Просто им сравнивать не с чем. Вздыхают как раз родители, особенно те, которые уже проходили этап поступления со старшими детьми. На мой взгляд, слишком часто вводятся какие-то новшества. Хотя, казалось бы, школьное образование – это фундамент, база. Ну что там всё время менять? То учебники переписывают, то предметы убирают, потом снова возвращают. Я бы так сказала: имитация бурной деятельности, результат – никакой.
 
А. Л.: – А какие изменения вы хотели бы видеть в нашей образовательной системе?
 
О. С.: – В том-то и дело, что школа в вопросах образования должна быть довольно консервативной. Советская система была неплохой. Те, кому не хватало базы или хотели более углубленного изучения, могли посещать специальные кружки, уроки, самообразовываться. И по предметам всё было оптимально. Помню, когда дети пошли в школу и на каком-то этапе отменили черчение. В моем представлении это было очень неправильно.
 
А. Л.: – Я окончила школу почти 6 лет назад, и уже в те годы шла речь о том, что экзамены в скором будущем претерпят изменения. Сами изменения меня радуют, но вот скорость принятия решения подкачала. Обычно желающие поступить в университет начинают подготовку к экзаменам в августе-сентябре. Первое репетиционное тестирование, на котором ученики познакомились с новым форматом экзамена, началось только в октябре. С учетом того, что в разных регионах тестирование проходило в разные дни, многие школьники получили на руки свои итоговые баллы вместе с подробным разбором заданий лишь в ноябре. А ведь ноябрь традиционно считается одним из самых сложных месяцев для школьников. Потому это неудачное решение. На мой взгляд, уже летом Министерство образования и РИКЗ должны были предоставить примеры тестов для решения.
 
О. С.: – Действительно, хотелось бы тесты видеть пораньше. Непонятно, насколько оправдана необходимость в них что-то менять? Их долго не было. Может быть, уже и не спешили бы вводить новые, а запустили их с начала нового учебного года. Иначе такое чувство, что тесты корректировали наспех. Я не удивлюсь, если через пару лет снова будут что-то переделывать.
 
А. Л.: – Не думаю, что РИКЗ делал тесты наспех, а вот как эти изменения будут интегрированы в школьную программу чуть ли не посреди учебного года – непонятно.
 
О. С.: – Что-то мне подсказывает, что никак не будут интегрированы. До экзаменов осталось полторы четверти. Не думаю, что спешно будут корректироваться образовательные планы. Просто более совестливые, ответственные учителя сами обратят внимание детей на какие-то нюансы.
 
А. Л.: – На самом деле, белорусская система поступления и до изменений была крайне хороша. За счет автоматизированной проверки бланков с ответами у нас нет поступления «по блату». К сожалению, от этого в той или иной степени страдают абитуриенты в России и Украине. Кроме того, безусловным плюсом нашего тестирования было тематическое соответствие школьной программе. Если вы откроете документ с разбором экзамена (его высылает РИКЗ вместе с вашими результатами), вы увидите ссылки на школьные учебники к каждому варианту ответа на задание. Другой вопрос, конечно, как это изучается в школе. Для сравнения: в соседней России нет единых учебников по предметам, поэтому школьная программа значительно отличается по регионам. И ФИПИ, местный аналог РИКЗа, не утруждает себя тем, чтобы ЕГЭ соответствовало школьной программе.
 
О. С.: – Большой плюс нынешней вступительной кампании – меньше нужно сдавать экзаменов. А это означает – меньше стрессов. Мой старший сын, который в этом году оканчивает университет, четыре года назад сдавал три экзамена в школе, а затем еще писал три теста для поступления в вуз. Получилось шесть. То, что сейчас два экзамена учтут при поступлении, на мой взгляд, очень хорошо.
 
А. Л.: – Единственной проблемой централизованного тестирования было отсутствие синхронизации с обучением в школе. Именно по этой причине огромным спросом пользуются репетиторы. Это не значит, что в школах плохо учат – я убеждена в обратном. Однако специалист по подготовке к сдаче любого стандартизированного экзамена в первую очередь скажет вам, что для получения высокой отметки нужно не просто изучить необходимые темы, но и понять принцип экзамена.
 
О. С: – Пожалуй, соглашусь с этим специалистом. Хотя и раньше в школьной программе не было всего того, что входило в билеты при поступлении. Тем, кто хотел поступить в вуз, нужно было посидеть в библиотеке, походить на подготовительные курсы. Другой вопрос, что современная школа слишком снизила планку. Хороших педагогов явно недостаточно. Даже сильные ученики вынуждены искать репетиторов. И желательно, чтобы они были не из числа школьных учителей, которые загружены больше отчетами, чем методиками преподавания.
 
А. Л.: – Приведу пример того, почему учеба в школе и подготовка к ЦТ шли параллельно друг с другом. Одна из самых сложных тем для школьников, которые сдают ЦТ по русскому языку, – правописание Н и НН. Эта тема активно изучается в школе на протяжении всех лет учебы, однако правильный ответ в экзаменационный бланк вписывают немногие. Практически всегда в задании, посвященном этой теме, есть ловушка: отглагольные прилагательные при наличии зависимого слова пишутся с двумя буквами Н. Ученики, которые не знают об этом, по привычке пишут слово с одной Н и теряют ценные баллы. Хотя в школе изучают этот вопрос, школьники просто не знают о том, что эта информация принципиально важна для успешной сдачи экзамена. А всё потому, что школа не обязана готовить ученика к сдаче централизованного экзамена.
 
О. С.: – Готовить к ЦТ школа, конечно, не должна. Но учить качественно в рамках программы – обязана. Остальное за родителями и учеником. Сегодня те, кто хочет продолжения развития для своего ребенка, сами ищут способы мотивации, лучшие методики, хороших репетиторов. Я говорю своим детям: никто ничего вам не принесет на блюдечке и не разжует, поэтому не нужно ждать манны небесной, а полагаться только на себя.
 
Т. Р.: – Действительно, белорусская (читай. советская) система образования была всегда на высоте. Помнится, когда моя сверстница Элла Малкина, попав к своей тете в Израиль, щелкала арифметические задачки как орешки, а еще довольно успешно могла поддерживать беседы на английском языке, что вызывало у родственников легкий шок. Кстати, после окончания десятого класса мы сдавали выпускные экзамены по семи дисциплинам. На подготовку отводилось всего два-три дня. И какой радостью светились глаза, когда в аттестат шла заветная пятерочка. Без всяких репетиторов мы, тогдашние выпускники, поступали в вузы. А всё потому, что школьные учителя проявляли заинтересованность в том, чтобы мы знали их предметы. Совершенно бесплатно ученики могли ходить на дополнительные занятия. И сегодня очень приятно вспоминать, что конкурс в вуз, а тогда он составлял 4,8 человека на место, был выдержан исключительно благодаря школьной подготовке. А вот с дочерью моей занимались репетиторы. Она сдавала не четыре экзамена при поступлении, а два. Любопытно, что в вузовских экзаменационных билетах были вопросы, на которые мог ответить только студент после окончания первого курса. Вопрос: кому это взбрело в голову?
 
Не буду хулить нынешнюю систему образования, но она довольно сложная. Многие родители не в состоянии помочь своим детям разобраться в лабиринтах задач и упражнений. А между тем они, считай, вчерашние выпускники. Да, в вузы стало проще поступать, но почему-то нанимателям с каждым годом все сложнее отыскать хорошего специалиста. Выпускники вузов растворяются как сахар в воде. Неудивительно, что высшее образование теперь стало наподобие всеобщего среднего... 
 
Источник: https://rgazeta.by