РУС БЕЛ ENG 中文

Руководитель спортивно-туристического клуба «Норд» Сергей Павленко: «Физкультура – главный предмет»

17.06.2022

Фото героя материалаФото героя материала

Вот уже 22 года трудится в Коптёвской средней школе учитель физической культуры и руководитель спортивно-туристического клуба «Норд» Сергей ПАВЛЕНКО. Сегодня он наш гость. Сергей Юрьевич рассказал об истоках своего увлечения спортивно-туристическим многоборьем, поразмышлял о причинах инфантилизма нынешних ребят, преимуществах палаточных лагерей и объяснил, почему школьников не нужно «душить» за плохие оценки.

Что значит педагог

– Вы работаете в Коптёвской средней школе уже 22 года. Чем объясняется ваша преданность именно этому учреждению образования? Не возникало мыслей что-то поменять в своей жизни за эти годы?
 
– Вы знаете, в любой работе бывают проблемы. Думаю, у многих возникают мысли: надоело, брошу, уйду в другое место. Да, я порывался несколько раз уйти. Были и приглашения в другие школы. Но как только задумывался о том, что надо что-то поменять в жизни, мне снились школа, ученики, спортзал… Просыпался, и мысли об уходе из школы уже не возникали. Хотя я люблю перемены. А еще хочу сказать спасибо директору Коптёвской средней школы Людмиле Николаевне Санюкович. Она меня в свое время пригласила на работу. И две трети того, чего я достиг, благодаря ее поддержке. Считаю, что без хорошего администратора ни один, даже золотой, работник ничего не сделает. Я ценю постоянную поддержку Людмилы Николаевны. Она интересуется всеми проблемами, которые возникают как в работе, так и жизни. Это дорогого стоит. Таких администраторов я еще не встречал.
 
– И чем вас привлекает работа в школе?
 
– Сам предмет, который преподаю, нравится. Да и, работая с детьми, молодеешь. Когда вокруг тебя эта малышня бегает, улыбается, что-то от тебя хочет, сам получаешь колоссальный заряд энергии. Конечно, при условии, если ты позитивно относишься к детям. Они тогда так же к тебе будут относиться. И нужно понимать, что не все могут стать математиками, филологами или физиками, поэтому не надо ребенка «душить» оценками. Если хочет, то возьмет знания, только помоги ему. Надо не столько учителем быть, сколько педагогом. Вот выполнил ученик задание на 3 или 4, на больше не может – похвали. Но поругай того, кто получил 6, 7, 8, но может больше и ленится. 
 
– А как у вас самого обстояли дела с учебой в школе?
 
– Если честно, она хромала. Я до восьмого класса был довольно-таки нерадивым ребенком. Потом уже, в девятом, задумался о том, что надо учиться, куда-то поступать. Кроме того, меня избрали секретарем школьного комитета комсомола. И меня это как-то мобилизовало: нельзя учиться плохо, когда такое поручили… Мы и дочь свою сейчас не «душим» за оценки, не ругаем. Да, она должна сделать уроки. Но если получила оценку ниже, чем хотелось бы – ничего страшного, на этом жизнь не заканчивается. 
 
– Как нынешние дети относятся к физкультуре? 
 
– Гораздо лучше, чем раньше. Все-таки политика государства по развитию физической культуры и спорта, их пропаганда дали свои результаты. Вспоминаю, как раньше было не загнать на физкультуру детей. Заставить девочку в мое время что-то делать во время урока было проблемой. А теперь они у нас играют в баскетбол, футбол, волейбол. Им нравится это. Что касается мальчиков, они тоже могут позаниматься, но не любят напрягаться. У них есть проблема с работой на результат. У нас с коллегой Дмитрием Александровичем Янковичем, который развивает в школе легкую атлетику, позиция такая: физкультура – это самый главный предмет в школе, остальные – важные. Давным-давно я услышал ее. И всё это время эту фразу культивирую. Надо понимать, если ты недоучил математику, а она нужна – доучишь, не умеешь грамотно писать – возьмешься за учебники и напишешь… Но если не получишь здоровья за детство, не нужны будут ни математика, ни биология, ничего…

«Качнется купол неба…»

– Если вспомнить ваше детство. Что приходит на память?
 
– Очень динамичное было время. Я сын военного, и мы постоянно переезжали с места на место. В детский сад ходил в Венгрии. Первый класс окончил в Тикси. Это в Якутии. Немного в Украине поучился. А так как родня по маме вся с Гродненщины, то здесь и осели, и школу окончил. Чем я только не занимался: в начальных классах пел в хоре, четыре года – в цирковой студии, затем на греблю академическую записался, в старших классах увлекся авторской песней… 
 
– Кто вам привил любовь к туризму?
 
– Мой классный руководитель, Валентина Михайловна Данилова, в средней школе № 5 города Гродно. Она часто организовывала выезды с палатками. Да и в школе проводились турслеты с проживанием на турбазе и соревнованиями на два-три дня.
 
– Вы и в оздоровительных лагерях, наверняка, отдыхали?
 
– Я ребенок советского времени. Поэтому лагеря у меня, естественно, были. Стационарные мне не были интересны: большое количество детей, стандартные мероприятия… Сейчас они намного интереснее. Ну и отряды были по 30-40 детей, это тоже надо учесть. Не то что теперь – 15-20 человек. А вот палаточные лагеря я обожал. Природа, песни под гитару, звездное небо... В студенческие годы я уже сам начал работать в лагерях вожатым. Тогда и понял, что педагогика – это мое. Мне нравилась атмосфера лагерей, работа с детками, подготовка творческих мероприятий. На протяжении 20 лет у меня функционирует палаточный лагерь «Норд». Через него проходит уже третье поколение учеников Коптёвской средней школы. Приятно, что родители детям рассказывают, как там здорово.
 
– Наверняка, есть родители, которые сомневаются в том, отдавать ли ребенка в лагерь. Каковы его плюсы?
 
– Любой лагерь прививает самостоятельность, ведь дети отрываются от родительской опеки. Ту же кровать сами постелют, что-то уберут за собой… Что касается палаточных лагерей, то там и дров надо нарубить, и воды принести, помочь приготовить еду. А если постоянно дома сидеть, то во взрослую жизнь сложно будет входить. А еще лагерь закаляет. Ведь погодные условия бывают разные. В основном дети болеют не в этих лагерях, а дома: где-то сквозняком прихватило, попил холодного молочка…
 
Не было еще за 20 лет работы в палаточном лагере «Норд» ни одного случая, чтобы ребенок простыл. В любой экстремальной ситуации (чужая местность, лес, комары, дожди, грозы) организм начинает защищаться.
 
– В палаточных лагерях ребята сплачиваются?
 
– Вы знаете, по-разному бывает. Незнакомая местность, замкнутое пространство, небольшая группа. И через три-четыре дня в любом коллективе начинаются проблемы. Люди друг другу надоедают. В походных условиях всё выползает: если хороший человек – в нем добрые начала проявляются, если нет – плохие качества. Стараюсь не вмешиваться в детские конфликты. Это жизнь. Главное, чтобы это не переходило рамки дозволенного.
 
– А если бы вам предложили поехать на необитаемый остров, какие бы три вещи взяли с собой?
 
– Самое нужное. Друга бы взял, чтобы было интереснее. А еще топор и приспособления для разжигания костра. Всё остальное можно сделать. И жилище, и пропитание.

Инфантильное начало

– Почему вы выбрали такое необычное увлечение, как туристско-прикладное многоборье?
 
– Наверное, это идет от любви к туризму. Туристские навыки я имел. А когда стал работать в школе, впервые попал на педагогический турслет в составе команды Ленинского района города Гродно, где получил навыки туристического многоборья. Меня увлекло. Решил попробовать, получилось. Что нравится в этом спорте? Во-первых, лес, природа, спортивное ориентирование, во-вторых, красота и динамика веревочной техники, организации и преодоления препятствий.
 
– Обратила внимание, что девочки из вашей школы хорошо выступают в туристско-прикладном многоборье, даже заменяют в парах ребят.
 
– Это парадокс времени. Родители очень опекают мальчиков. Это беда. Нас с вами родители так не опекали. Нужно было сделать уроки, маме и папе помочь, а в деревне – коров пасти, в огороде поработать. Родители боятся, чтобы ребята не перетрудились, для них главное, что ребенок дома. И садится мальчик дома с телефончиком на диван или за компьютер и в игры играет. Я смотрю по школе: девочки боевые, энергичные. Они хотят чего-то добиться если не в учебе, то в спорте. Мальчикам в основном ничего не надо. Раньше если девочку для туристского многоборья найдешь – это праздник, то теперь в группе три мальчика и шесть девочек. Девчата более трудолюбивы в спорте. А у мальчиков очень тяжело выламывать это инфантильное начало. 
 
– Вашу семью можно назвать спортивной?
 
– Думаю, да. Летом на «Немново» я провожу сплавы, турслеты, жена в судействе участвует. А дочь рядом со мной уже растет как инструктор. Видно, что ей это нравится. Она не по-детски умеет управлять людьми, рассказывает, как надо правильно гребок веслом сделать, направить лодку.
 
Источник: rgazeta.by