Перспективные цели и задачи дальнейшего развития педагогического образования
31.03.2022
На базе ГУО «Лошницкая гимназия Борисовского района» сегодня состоялось республиканское совещание по вопросам подготовки педагогических кадров.
В центре внимания – современное состояние непрерывного педагогического образования в нашей стране, обсуждение проблемных вопросов, которые волнуют всех участников образовательного процесса, перспективные цели и задачи дальнейшего развития педагогического образования.
В совещании, которое проходило в формате круглого стола, приняли участие руководство Министерства образования, начальники главных управлений по образованию облисполкомов, председатель комитета по образованию Мингорисполкома, ректоры областных (Минского городского) институтов развития образования, представители НИО, АПО, руководители педагогических колледжей и учреждений общего среднего образования, в которых функционируют классы педагогической направленности.
Перед началом мероприятия была организована выставка-презентация учебно-научно-инновационного кластера, в рамках которой специалисты ознакомились с основными направлениями работы Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования, который был создан как действующий совещательный и экспертно-консультативный орган общественного самоуправления в структуре образовательного кластера.
Министр образования Андрей Иванец подчеркнул важность сегодняшнего разговора: «Именно правильно выверенная позиция педагогического образования, ее устойчивость в общей системе образования, нацеленная на обеспечение опережающего характера подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных педагогических кадров, готовых к осуществлению профессиональной деятельности, к личностному и профессиональному совершенствованию на протяжении всей жизни дает необходимые результаты и подвижки к развитию всей системы образования в нашей стране».
Во время круглого стола эксперты отметили, что в Республике Беларусь сложилась открытая многоуровневая система подготовки педагогических работников, которая обеспечивает уровень квалификации работающих педагогов, соответствующий современным достижениям науки и практики. Сохраняется позитивная тенденция повышения профессиональной компетентности педагогических кадров.
В сегменте дошкольного и общего среднего образования работает почти 173,3 тыс. педагогических работника. В сегменте высшего и дополнительного образования взрослых занято 19,7 тыс. преподавателей. Более 9 тысяч из них имеют ученую степень и почти 8 тысяч ученое звание.
Глава ведомства обратил внимание присутствующих на актуальную задачу, стоящую перед системой образования на сегодняшний день. Речь идет о закреплении педагогических кадров на местах. Министр убежден, что именно школа должна готовить качественных абитуриентов, а не система приема в ВУЗы идти на условия упрощения экзаменов, дабы выполнить контрольные цифры приема.
Участники круглого стола также подробно обсудили региональные аспекты непрерывного педагогического образования; участие профсоюзных организаций в повышении престижа педагогической профессии; деятельность учреждений дополнительного образования взрослых в системе непрерывного педагогического образования; роль педагогических классов в осознанном старте в профессию.
Определены положительные моменты в профориентационной работе. Так, ученики X-XI классов охотнее выбирают профильные педагогические классы. В 2021/2022 учебном году функционирует 556 педагогических классов, в которых обучаются 5 102 учащихся. По сравнению с 2020/2021 учебным годом количество педагогических классов возросло на 73, а обучающихся в них – на 859 человек. В целом, как было отмечено в ходе круглого стола, численность педагогических классов стабильная, а их распределение по областям и столице равномерное.
Ежегодно треть выпускников педагогических классов, высоко мотивированных на педагогическую профессию продолжают обучение в вузе. Специалисты уверены, что освоение содержания программы факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» и в целом специфика обучения в профильных педагогических классах позволяют учащимся делать осознанный выбор будущей специальности педагогической направленности.
Подводя итог серьезному разговору, Министр образования Андрей Иванец сделал акцент на важном: «Проделана большая работа, но это лишь начало пути, где необходимо видеть реалии сегодняшних перемен, следовать современным тенденциям и, засучив рукава строить «новые мосты» от педклассов к подготовке и формированию нового поколения специалистов, взаимодействию органов управления образованием и региональных ВУЗов. Сегодня недостаточно только озвучить проблемы. Их надо упредить, а если они уже возникли – устранять, не нарушая учебный процесс в системе».