Татьяна Аксамит рассказала, какие изменения ждут систему образования
29.12.2021
Национальный экзамен, обязательное получение общего среднего образования, дистанционное обучение… Какие еще важные изменения
в новом Кодексе об образовании? Об этом мы поговорили с начальником управления образования Гродненского райисполкома Татьяной Аксамит.
Опыт пригодится
– Систему образования в ближайшие годы ждут существенные преобразования. Как Вы считаете, чем это вызвано?
– Действующий Кодекс об образовании был принят в 2011 году, пришло время его актуализировать. За последние годы в стране сделано многое в системе образования: создана необходимая законодательная база, обеспечивается стабильное финансирование, учащимся и педагогам оказывается социальная поддержка. Но преобразования закономерны и необходимы, чтобы отвечать вызовам современного общества. Некоторые думают, что после того как Кодекс в новой редакции вступит в силу, в системе образования что-то перевернется. Это не так. Все происходящие и планируемые нововведения опираются на лучший педагогический опыт и созданы с учетом основных тенденций развития мирового образовательного пространства.
– Согласно обновленному Кодексу, изменения коснутся всех уровней образования – от дошкольного до высшего… Слышала, что дошкольные учреждения ждет оптимизация.
– Оптимизация действительно ожидается, но коснется она исключительно видов, а не количества дошкольных учреждений. Сегодня их всего шесть: ясли, ясли-сад, детский сад, санаторный ясли-сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. После вступления в силу новой редакции Кодекса останутся только детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. Последний отличается от остальных тем, что в нем на повышенном уровне реализовываются программы дополнительного образования. В Гродненском районе два дошкольных центра развития ребенка – в агрогородках Вертелишки и Поречье.
Кроме того, появится возможность получать дошкольное образовании на дому. Но для этого должны быть соответствующие медицинские показания.
– Одно из самых главных нововведений – обязательное получение общего среднего образования. На Ваш взгляд, действительно, назрела такая необходимость?
– Все школьники обязаны будут окончить одиннадцать классов. Уйти после девятого можно, только если планируешь поступать в колледж. Считаю данное решение вполне правильным. Ведь общее среднее образование – основа получения любой профессии. Согласитесь, уровень производства очень высок, соответственно, страна нуждается в высококвалифицированных кадрах. После окончания 11 класса учащийся более образован, социализирован, практико-ориентирован, осознанно выбирает будущую профессию.
Кодекс предусмотрит и предоставление права на обучение ребятам, находящимся в следственных изоляторах. Сейчас такую возможность имеют только те, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях.
– Выпускники школ и абитуриенты отныне будут сдавать экзамены по-новому… Нововведения ожидаются уже в этом учебном году?
– Нет. Изменения в проведении выпускных и вступительных экзаменов запланированы на 2023 год. В одиннадцатом классе предлагается ввести национальные экзамены по белорусскому или русскому языку (на выбор), математике и иностранному языку. Национальный экзамен объединит действующие сегодня выпускной в школе и централизованное тестирование по этому предмету. Делается это для того, чтобы снизить нагрузку на выпускников, исключить субъективность при оценивании и дать возможность повысить качество школьного аттестата.
Родителей пустят в школу?
– Помнится, в обществе активно обсуждалось предложение закрепить на законодательном уровне то, что родители и законные представители детей не имеют права вмешиваться в учебный процесс. Тогда это вызвало немало противоречий. Что в итоге решили?
– Статья о том, что родители имеют право получать полную информацию об учебном процессе, осталась нетронутой. Просто порядок предоставления информации будет определять учреждение образования. Данную норму уточнили, ведь на практике приходится сталкиваться с разными случаями. Некоторые родители считают, что они лучше знают, как нужно проводить урок или какую отметку выставить. Изменения вводятся, чтобы учитель мог спокойно работать. Вместе с тем, могу заверить, что у родителей нет повода для волнений. Как и сейчас, можно прийти в школу, задать волнующие вопросы классному руководителю, учителям.
– Сегодня всё чаще говорят о важности воспитательной работы в учреждениях образования. На этом, полагаю, будет сделан акцент в образовательном процессе?
– Приоритетными направлениями в работе учреждений образования всегда было и остается идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание. Так и должно быть, ведь нужно с малых лет прививать любовь и уважение к Родине, формировать ответственность и готовность ее защищать. Однако меняются формы и методы этой работы. Например, с текущего учебного года на базе каждой школы начали действовать военно-патриотические клубы. Во всех учреждениях появились руководители по военно-патриотическому воспитанию. Ранее этим занимался весь педагогический коллектив.
– Какие важные новшества коснутся систем профессионально-технического, среднего специального и высшего образования?
– Пожалуй, самое основное – сокращение срока получения профессионально-технического образования: от шести месяцев до года вместо одного-двух лет. Все учреждения среднего специального и профессионально-технического образования будут называться колледжами. По факту, изменится лишь название. Что касается вузов, то в этом плане всё без перемен: останутся институт, академия (консерватория), университет. Будет развиваться дистанционная форма обучения в вузах и ссузах. Но она не может заменить традиционную, ведь у нас ставка делается на практико-ориентированное образование. Вместе с тем обучение практически любой профессии можно сочетать с элементами дистанционного.
Планируется расширить возможности целевой подготовки специалистов, будут увеличены квоты на места для них в вузах. Отбирать таких абитуриентов собираются на основе внутренних вступительных экзаменов по профильному предмету до проведения ЦТ. Статус молодого специалиста смогут получать выпускники, которые учились платно и хотят получить распределение на первое рабочее место.
Совершенная система
– Есть ли необходимость, по Вашему мнению, менять подходы в системе дополнительного образования?
– В Гродненском районе она развивается по собственной модели и в преобразовании не нуждается. Особенность в том, что решением Гродненского райисполкома педагогическая нагрузка, предназначенная для организации дополнительной занятости детей, сосредоточена в центре творчества детей и молодежи. Это многопрофильное учреждение дополнительного образования, в которое входят филиалы в Скиделе, городском поселке Сопоцкин и агрогородке Подлабенье, а также объединения по интересам в каждой школе. Районный центр творчества является флагманом в системе дополнительного образования области и республики. Это подтверждается практикой и наградами. По итогам работы в этом году он признан лучшим в области.
– В последние годы образовательный процесс становится всё более «цифровым». В Гродненском районе тоже идут в ногу со временем?
– Определенно, цифровая трансформация идет активными темпами. Мы занимаем лидирующую позицию в области по информационному обеспечению. Все учреждения подключены к интернету, имеют собственные сайты. Повсеместно внедрен сервис «Электронный журнал/Электронный дневник». Во всех школах стремятся, чтобы в каждом кабинете были компьютер для учителя и один-три для учащихся. Все учреждения образования могут похвастаться наличием мультимедийных установок с проектором. Активно оснащаются и мультибордами. Педагоги района охотно подключаются к созданию единого информационно-образовательного ресурса. Внедряют в образовательный процесс современные электронные средства обучения.
– Если говорить о системе образования Гродненского района в целом, на что сегодня делается ставка?
– Безусловно, на качество образования и формирование у школьников духовно-нравственных качеств, гражданской ответственности и патриотизма. Также, исходя из специфики района и учитывая потребность страны в подготовке специалистов для сельскохозяйственной отрасли, ставку делаем на аграрные классы и группы. Функционируют также педагогические и спортивно-педагогические классы. Активно развивается молодежное предпринимательство. Школьники приобщаются к социально-значимой деятельности через создание и работу учебных фирм, бизнес-компаний, стартапов и других инициатив. Акцент делаем и на реализацию инновационной и экспериментальной деятельности. В настоящий момент у нас функционируют два областных ресурсных центра, реализуются пятнадцать инновационных проектов.
Источник: https://rgazeta.by