РУС БЕЛ ENG 中文

ВОЖАТЫЕ-ТЬЮТОРЫ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

21.07.2021

Летняя пора, как говорится, в разгаре. Сотрудники центра идеологической воспитательной работы института, посещая детские оздоровительные лагеря, отмечают в целом грамотную организацию летнего отдыха детей и подростков, красочно оформленное пространство, высокий уровень удовлетворенности отдыхающих.

И все же проблема подбора и обучения педагогических кадров является одной из самых важных для любого воспитательно-оздоровительного учреждения. Ведь именно от вожатого-воспитателя в большей степени зависит, запомнится ли детям смена, и какое впечатление останется от пребывания в лагере у каждого конкретного ребенка.

Интересное решение этой проблемы нашли педагоги Гродненского районного центра творчества детей и молодежи в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений». Здесь отрабатывается система обучения и сопровождения вожатых-тьюторов в соответствии с запросом детского оздоровительного лагеря «Сузорье» Гродненского района.

Консультант инновационного проекта Людмила Кивлюк, заместитель начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы, побеседовала со Светланой Буйновской, методистом Гродненского РЦТДиМ, по вопросам трансляции инновационного опыта по подготовке кадров вожатых-тьюторов как представителей нового поколения педагогов воспитательно-оздоровительных учреждений.

 

Откуда появилась такая продуктивная идея?

Светлана Станиславовна пояснила, что в «Сузорье» на протяжении нескольких лет 80% педагогического состава составляют студенты педагогических факультетов университета имени Я. Купалы. Однако анализ их работы показывает, что одного желания работать с детским коллективом недостаточно. У студентов-практикантов уже в начале смены возникает множество конкретных вопросов: как заинтересовать ребят в том или ином деле? Что нужно делать, чтобы они поверили тебе и пошли за тобой? Как организовать работу в отряде?

Выясняется, что у будущих педагогов не сформированы необходимые профессиональные компетенции и личностные качества воспитателя для работы с детьми и подростками. Ведь подготовка студентов к летней практике в университете, как правило, ограничивается получением теоретических знаний.

 

Что предложили педагоги-инноваторы РЦТДиМ как альтернативу существующим университетским программам?

Новый формат подготовки предполагает организацию образовательной деятельности на протяжении всего учебного года. При поддержке методистов центра творчества и с участием ребят – лидеров молодежных организаций – осуществляется максимальное погружение будущих вожатых-воспитателей в активную практическую работу.

В процессе сотрудничества Гродненского районного центра творчества детей и молодежи, ГУО «Детский оздоровительный лагерь «Сузорье» и Гродненского государственного университета имени Янки Купалы разработан расширенный курс занятий «Школа вожатского мастерства» для студентов педагогических факультетов университета.

Он состоит из трех основных блоков и включает широкий круг вопросов по воспитанию детей, развитию временного детского коллектива, творческих навыков, лидерских качеств, эстетическому, физическому развитию. Большое внимание уделено формированию таких профессионально важных качеств будущих педагогов, как стрессоустойчивость, развитие коммуникативных и организаторских умений.

Курс первого блока «ПЕДАГОГиКа» ведет практик – методист Гродненского районного центра творчества детей и молодежи в формате лекционных занятий на базе университета (2 часа в неделю).

Второй блок программы – «ПрофСТАРТ» – подразумевает практическую «прокачку» студентов в роли вожатого-воспитателя и предусматривает овладение навыками конкретной работы с конкретным детским коллективом. «Пробы» проходят при активном включении  школьников и студентов  в коллективную творческую деятельность на базе школ Гродненского района, филиала центра по месту жительства г. Скиделя с участием лидеров детских и молодежных организаций Гродненского района. Организуются коллективные творческие дела «Оформительский практикум», «Игровой батл», «Питчинг-сессия творческих идей» и др.

Итоговый блок «Профпогружение» реализуется в формате «коллективной творческой учебы» непосредственно перед открытием профильной смены. Это одна из наиболее эффективных форм работы, в которой принимают участие не только студенты-новички, но и студенты старших курсов, имеющие опыт работы в детских оздоровительных лагерях. «Без пяти минут» вожатые-тьюторы как бы заочно «проживают» будущую смену, благодаря игровому формату, активному включению в тренинговые занятия. Студенты также получают профессиональную поддержку педагога-психолога детского оздоровительного лагеря «Сузорье». 

Какова результативность предложенных мер?

Предлагаемые «Школой вожатского мастерства» формы взаимодействия запускают нужные трансформационные процессы, которые помогают студенту в роли вожатого-тьютора начать педагогическую деятельность без стресса и страха неудачи, а также без проблем пройти трудные этапы педагогического становления в условиях лагерея.

Позитивные результаты подготовки вожатых-тьюторов мы уже сейчас видим при организации смен в «Сузорье».

Например, в рамках профильной лидерской смены «БРПОтур: #СПОРТ#ЗДОРОВЬЕ#ПОЗИТИВ» в «Сузорье» ребята в течение 18 дней общались не со «строгим воспитателем», а со старшим другом, идейным вдохновителем, который всегда рядом, готов поддержать любую инициативу и помочь ее реализовать. К концу профильной смены у ребят-лидеров повысился уровень мотивации к организации социально значимых дел,  ярче проявились организаторские умения и навыки, наблюдалась более четкая выраженность активной жизненной позиции.

Мы уверены: полученный опыт продуктивного взаимодействия станет залогом конкурентоспособности будущего специалиста.

Источник: https://groiro.by