РУС БЕЛ ENG 中文

Как маленькие дети решают взрослые проблемы

23.04.2021

 

 

22 апреля мир отмечает День земли. Эта дата учреждена Организацией Объединённых Наций для того, чтобы обратить внимание на проблемы планеты Земля, трудности с экологией и важность повсеместного внедрения практики разумного потребления. В Гродно уже несколько лет подряд к этим проблемам относятся серьёзно и предпринимают определённые шаги для того, чтобы минимизировать количество отходов и максимально использовать возобновляемость тех или иных материалов. И пока взрослые сосредоточены на многочисленных проблемах, которые неизбежны в жизни человека, дети упорно идут по пути становления экологически ответственных личностей, и своим примером показывают взрослым, как нужно обращаться с планетой, чтобы было что оставить потомкам. Подробности в нашем материале.

Забавный и многим известный социальный ролик про енотов, которые озабочены вопросами раздельного сбора мусора больше, чем люди, на малышей – воспитанников детского сада №67 города Гродно – производит впечатление. Милые зверята нравятся ребятам, и при этом транслируют мысль, которую и дети уже хорошо усвоили – мусор должен быть разделён.

Яна Копач, воспитанник ясли-сада №67 города Гродно:

- Не мусорю Разделяю мусор. Выбрасываю мусор в разные контейнеры.

Обучающее мероприятие по экологической грамотности, приуроченное ко Дню земли, в этом детском саду проводят врачи Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии. Как и положено – для такой аудитории всё должно быть наглядно и упрощено – поэтому сортировать мусор и подбирать правильный отсек контейнера для нужного типа отходов учат тут же, на месте. И пусть всё действие происходит в импровизированном лесу, дети всё воспринимают вполне реально и эмпатично.

Ирина Копач, заведующий отделением Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии:

- Почему мы выбрали именно детей-дошколят? Потому что взрослого научить трудно разделять мусор, засорение идёт экологии. Но с юного возраста – это самый благоприятный период, когда ребёнка можно обучить, и показать, что мусор можно перерабатывать, нужно его разделять, чтобы его использовать опять.

Разделять мусор, разумно относится к ресурсам – простые истины, но и им нужно научить. Дети даже вместе с родителями, конечно, создают целые энергосберегающие проекты.Детский сад № 67 около года назад вступил в проект «Зелёная школа» и за это время здесь успешно внедрили различные инициативы. Например, ребята вместе с воспитателями уже подготовили рассаду и ждут подходящего момента, чтобы высадить её на клумбы на территории.

Елена Турлай, заместитель заведующего ясли-садом № 67 города Гродно:

- Во-первых, у нас научились раздельному сбору отходов. У нас почти в каждой группе стоят ведёрки для раздельного сбора отходов, и дети каждый день сортируют мусор. Когда они выходят на прогулку - первым делом они наводят порядок на своих участках. Сейчас наши родители сделали на весну скворечники, дуплянки, синичники. И мы вместе с детками наблюдаем за птицами.

К слову, в проект «Зелёная школа» вступил и детский сад № 3 города Гродно. Там также вместе с детьми родители и воспитатели активно занимаются озеленением территории, учатся заботиться о природе и птицах, сортировать мусор и экономит воду и электроэнергию. Но не только малыши – школьники за экологию ратуют ещё активнее, даже – из начальной школы.

Строчки известной песни в устах детей звучат особенно честно, чисто и пророчески. Так или иначе, это мир останется им в наследство. И они готовы это наследие принять с полной готовностью. В рамках заключительного этапа целого экологического марафона, который длился больше месяца, в средней школе № 12 – она, к слову, работает в эконаправлении уже давно – третьеклассники провели обучающее мероприятие и перфоманс, посвящённые Дню земли.

Ольга Колодко, заместитель директора средней школы № 12 города Гродно:

- Это так называемый экологический марафон. В этот экологический марафон у нас уже прошли экологический инклюзивный велоквест «Подари планете час». У нас проходят мастер-классы эко-дружественного образа жизни, у нас проходят разные квесты экологической направленности . В этом году поучаствовали в экологической акции «Неделя леса» - мы сажали с детьми в Гродненском лесхозе саженцы.

К третьему классу у них уже сформировались привычки и навыки экологически сознательной личности, и для них сортировка мусора, бережное отношение к ресурсам и экономия кажутся чем-то вполне логичным и естественным.

Павел Рудник, учащийся средней школы № 12 города Гродно:

- Собираем мусор, его сортируем. Экономить электричество – когда вы уходите – отключать электричество, не забывать отключать лампочки. Я подбираю всякие пакеты целлофановые, бутылки и всё такое.

Несмотря на то, что они – уже третьеклассники, они все же ещё дети, и довольно маленькие. И для того, чтобы их заинтересовало и «проняло», нужна наглядность. Вот ребята вместе с педагогом в масштабе пытаются осознать, как тесно 7 миллиардам людей на проценте суши, отведённом человечеству на планете, а вот в формате разыгранной ими же сказки «Грязная шапочка» они могут оценить, до какой кучи может разрастись небрежно брошенный мусор. Детская эмпатия развита по умолчанию, и многое они принимают близко к сердцу – и это хороший способ научить их хорошему.

Софья Пивоварчик, учащийся средней школы № 12 города Гродно:

- Нас в школе учат не вырубать деревья, собирать раздельно мусор. Дома я тоже раздельно собираю мусор – меня научили родители.

К детям взрослые прислушиваться не склонны. Они же ещё маленькие, что они понимают в жизни. Однако опыт последних лет показывает, что именно детская чистая мудрость может указать взрослым на то, что действительно важно. И пусть далеко не у каждого малыша есть возможность с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, как Грета Тунберг, увещевать старшим за их промахи, зато каждый ребёнок уже сегодня знает и умеет то, чему взрослым у них ещё только стоит научиться – сознательности и ответственности в вопросах экологического воспитания.

 

источник: https://www.grodnoplustv.by