Как маленькие дети решают взрослые проблемы
23.04.2021
22 апреля мир отмечает День земли. Эта дата учреждена Организацией Объединённых Наций для того, чтобы обратить внимание на проблемы планеты Земля, трудности с экологией и важность повсеместного внедрения практики разумного потребления. В Гродно уже несколько лет подряд к этим проблемам относятся серьёзно и предпринимают определённые шаги для того, чтобы минимизировать количество отходов и максимально использовать возобновляемость тех или иных материалов. И пока взрослые сосредоточены на многочисленных проблемах, которые неизбежны в жизни человека, дети упорно идут по пути становления экологически ответственных личностей, и своим примером показывают взрослым, как нужно обращаться с планетой, чтобы было что оставить потомкам. Подробности в нашем материале.
Забавный и многим известный социальный ролик про енотов, которые озабочены вопросами раздельного сбора мусора больше, чем люди, на малышей – воспитанников детского сада №67 города Гродно – производит впечатление. Милые зверята нравятся ребятам, и при этом транслируют мысль, которую и дети уже хорошо усвоили – мусор должен быть разделён.
Яна Копач, воспитанник ясли-сада №67 города Гродно:
- Не мусорю Разделяю мусор. Выбрасываю мусор в разные контейнеры.
Обучающее мероприятие по экологической грамотности, приуроченное ко Дню земли, в этом детском саду проводят врачи Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии. Как и положено – для такой аудитории всё должно быть наглядно и упрощено – поэтому сортировать мусор и подбирать правильный отсек контейнера для нужного типа отходов учат тут же, на месте. И пусть всё действие происходит в импровизированном лесу, дети всё воспринимают вполне реально и эмпатично.
Ирина Копач, заведующий отделением Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии:
- Почему мы выбрали именно детей-дошколят? Потому что взрослого научить трудно разделять мусор, засорение идёт экологии. Но с юного возраста – это самый благоприятный период, когда ребёнка можно обучить, и показать, что мусор можно перерабатывать, нужно его разделять, чтобы его использовать опять.
Разделять мусор, разумно относится к ресурсам – простые истины, но и им нужно научить. Дети даже вместе с родителями, конечно, создают целые энергосберегающие проекты.Детский сад № 67 около года назад вступил в проект «Зелёная школа» и за это время здесь успешно внедрили различные инициативы. Например, ребята вместе с воспитателями уже подготовили рассаду и ждут подходящего момента, чтобы высадить её на клумбы на территории.
Елена Турлай, заместитель заведующего ясли-садом № 67 города Гродно:
- Во-первых, у нас научились раздельному сбору отходов. У нас почти в каждой группе стоят ведёрки для раздельного сбора отходов, и дети каждый день сортируют мусор. Когда они выходят на прогулку - первым делом они наводят порядок на своих участках. Сейчас наши родители сделали на весну скворечники, дуплянки, синичники. И мы вместе с детками наблюдаем за птицами.
К слову, в проект «Зелёная школа» вступил и детский сад № 3 города Гродно. Там также вместе с детьми родители и воспитатели активно занимаются озеленением территории, учатся заботиться о природе и птицах, сортировать мусор и экономит воду и электроэнергию. Но не только малыши – школьники за экологию ратуют ещё активнее, даже – из начальной школы.
Строчки известной песни в устах детей звучат особенно честно, чисто и пророчески. Так или иначе, это мир останется им в наследство. И они готовы это наследие принять с полной готовностью. В рамках заключительного этапа целого экологического марафона, который длился больше месяца, в средней школе № 12 – она, к слову, работает в эконаправлении уже давно – третьеклассники провели обучающее мероприятие и перфоманс, посвящённые Дню земли.
Ольга Колодко, заместитель директора средней школы № 12 города Гродно:
- Это так называемый экологический марафон. В этот экологический марафон у нас уже прошли экологический инклюзивный велоквест «Подари планете час». У нас проходят мастер-классы эко-дружественного образа жизни, у нас проходят разные квесты экологической направленности . В этом году поучаствовали в экологической акции «Неделя леса» - мы сажали с детьми в Гродненском лесхозе саженцы.
К третьему классу у них уже сформировались привычки и навыки экологически сознательной личности, и для них сортировка мусора, бережное отношение к ресурсам и экономия кажутся чем-то вполне логичным и естественным.
Павел Рудник, учащийся средней школы № 12 города Гродно:
- Собираем мусор, его сортируем. Экономить электричество – когда вы уходите – отключать электричество, не забывать отключать лампочки. Я подбираю всякие пакеты целлофановые, бутылки и всё такое.
Несмотря на то, что они – уже третьеклассники, они все же ещё дети, и довольно маленькие. И для того, чтобы их заинтересовало и «проняло», нужна наглядность. Вот ребята вместе с педагогом в масштабе пытаются осознать, как тесно 7 миллиардам людей на проценте суши, отведённом человечеству на планете, а вот в формате разыгранной ими же сказки «Грязная шапочка» они могут оценить, до какой кучи может разрастись небрежно брошенный мусор. Детская эмпатия развита по умолчанию, и многое они принимают близко к сердцу – и это хороший способ научить их хорошему.
Софья Пивоварчик, учащийся средней школы № 12 города Гродно:
- Нас в школе учат не вырубать деревья, собирать раздельно мусор. Дома я тоже раздельно собираю мусор – меня научили родители.
К детям взрослые прислушиваться не склонны. Они же ещё маленькие, что они понимают в жизни. Однако опыт последних лет показывает, что именно детская чистая мудрость может указать взрослым на то, что действительно важно. И пусть далеко не у каждого малыша есть возможность с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, как Грета Тунберг, увещевать старшим за их промахи, зато каждый ребёнок уже сегодня знает и умеет то, чему взрослым у них ещё только стоит научиться – сознательности и ответственности в вопросах экологического воспитания.
источник: https://www.grodnoplustv.by