РУС БЕЛ ENG 中文

От самодельных бумажных карт к QR-кодам. Елена Заневская, педагог с 37-летним стажем и рецензент школьных учебников, рассказывает о тонкостях профессии

09.03.2021

 

Елена Заневская – учитель истории и обществоведения ГУО «СШ №32 города Гродно».

Для нее педагогика и школа – это намного больше, чем просто уроки. Как тренер областной команды, сейчас она помогает ребятам подготовиться к заключительному этапу республиканской олимпиады по истории. Как учитель-методист пишет рецензии на учебные пособия: без одобрения ее и других ее коллег новые учебники в школы не придут. Как педагог-новатор и участник республиканской творческой группы учителей истории при Академии последипломного образования активно внедряет в учебный процесс современные технологии. И как один из лучших учителей области с 37-летним педагогическим стажем является автором видеоматериалов для единого информационно-образовательного ресурса страны, который размещен на сайте eior.by

IMG_1303.JPG

ИТ приходят на урок

А на недавнем областном смотре-конкурсе кабинет истории, которым заведует Елена Заневская, занял первое место. К слову, он является районным ресурсным центром по истории и обществоведению.

Оценивались кабинеты по многим критериям, одним из важнейших стало наполнение. Помимо богатой коллекции карт по самым разным периодам и вехам истории, книг и хрестоматий, учебных пособий, репродукций картин, оснащен кабинет и современными компьютерами. А без малого год назад появился мультиборд – подарок администрации Ленинского района за работу учителя, а также успешное участие учащихся в олимпиадах по истории, республиканских и международных научно-практических конференциях.

IMG_1361.JPG
– Создаем с учащимися презентации, снимаем фильмы, разрабатываем тематические игры, для наглядности строим диаграммы и графики. Все это помогает визуализировать материал, сделать сложное простым для восприятия и запоминания, – рассказывает педагог.

 

Елена Заневская всегда понимала: без наглядности никуда. А потому с первого дня работы не ограничивалась лишь тем, что было доступно.

– Когда после окончания ГрГУ имени Янки Купалы пришла в педагогику, главными «технологиями» были мел и доска, сами вручную делали пособия с детьми, плакаты… Незаменимым инструментом стала печатная машинка, на которой я по ночам набирала под копирку тексты, чтобы использовать на уроке разнообразные источники по истории. А сегодня в моем распоряжении готовые пособия, красочные энциклопедии, принтер, где достаточно нажать кнопку и получить столько копий материала, сколько необходимо. То же самое с картами: если раньше рисовала их от руки (до сих пор хранятся карты важных сражений), то сейчас у нас в кабинете около 200 карт по всемирной истории и истории Беларуси, и все они оцифрованы – можем делиться с коллегами, использовать в презентациях. Собрали большую коллекцию презентаций, репродукций картин, отражающих исторические события и периоды. Они также в цифровом формате, используем с коллегами из других школ района на экзаменах.

IMG_1310.JPG

Так что главное, что изменилось за последние десятилетия – это подача материала и технологии, которые помогают заинтересовать ребят и научить их учиться. К тому же у школьников стало больше возможностей проявить себя: олимпиады, научно-практические конференции, проектная деятельность и так далее. 

Через классический учебник – в виртуальную реальность

Заметно отличаются и нынешние учебники: они тоже шагают в ногу со временем. В этом году во все школы страны поступит новый учебник по истории Беларуси для 11 класса. Елена Заневская уже прочитала его от начала и до конца – делала его экспертизу.

IMG_1328.JPG

– Мне лично очень нравится учебник по обществоведению для 9 и 10 класса: прекрасно структурирован, наполнен разнообразным материалом, схемами, там много ссылок на мультимедийные презентации, размещены QR-коды. Он современный, и, по сути, содержание выходит далеко за пределы печатных страниц. 

Лучший подарок – по-прежнему книга

Среди учеников Елены Заневской – более тридцати победителей олимпиад различного уровня, областных и республиканских научно-практических конференций. А еще практически каждый год среди них есть те, кто вслед за любимым педагогом выбирают непростую, но такую интересную специальность – учитель истории.

IMG_1372.JPG

Хоть и не был ее учеником в классическом понимании, но все же выбрал мамину стезю и сын Елены Заневской Сергей. Для коллег и учеников – Сергей Викторович, учитель истории и кандидат исторических наук. Сегодня они работают бок о бок в СШ №32.

– Прекрасно, что у меня есть такой компаньон, близкий мне человек. Можно сказать, мы разделили «обязанности»: Сергей в большей степени занимается с учащимися научно-исследовательской работой, конференциями, я – олимпиадами. Легче работать, когда есть единомышленник.

Вместе мама и сын собирают и библиотеку по истории – гордость кабинета. Монографии, хрестоматии, учебные пособия, справочные материалы часто приобретают за личные средства, ни одна поездка в Минск не обходится без покупок. Только в кабинете более двух сотен книг, домашняя библиотека куда внушительней. Впрочем, так же быстро, как пополняется, она и уменьшается. Но все для пользы дела. Есть у педагогов одна добрая традиция: дарить самые интересные книги победителям олимпиад и конференций. Так их общая любовь к истории становится еще прочнее.

 

источник: рэдакцыя газеты «Гродзенская праўда»