Школа без барьеров, или Как устроено инклюзивное образование в СШ №38 в Гродно
07.12.2020На занятии по арт-терапии девятиклассница Елена Крупович рисует картину своего мира. Девочка учится в гродненской СШ №38 в интегрированном классе. Это не просто школа: учреждение образования является опорным по социализации детей-инвалидов в городе. В момент творения Елена необычайно воодушевлена: рисование наряду с чтением – ее любимые хобби. На этот раз в ход идут не краски и кисти, а материал необыкновенно приятный на ощупь, успокаивающий и податливый – мелкий и сухой песок. Спустя пару минут на полотне карамельного цвета начинают вырисовываться отчетливые песочные сюжеты. Несколько штрихов в виде точечного добавления миниатюрных фигурок вверху – и взору открывается уже целая объемная композиция.
Рисует Елена действительно хорошо, но не меньше художественного мастерства увлечена изучением английского языка и истории. С выбором профессии учащаяся пока не определилась, говорит, времени на размышление вдоволь. Поступать намерена после 11 класса.
Система интегрированного обучения и воспитания, когда ребенок с особенностями может обучаться вместе с другими детьми, в области не нова. Практика инклюзивного обучения в СШ №38 города Гродно внедрена с момента ее открытия, в 2011 году. Как рассказала Кристина Маркевич, заместитель директора по учебной работе, сейчас в школе функционирует пять классов интегрированного обучения и воспитания для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
– В нашей школе обучается 35 детей-инвалидов, из них 17 – с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, – говорит она. – Конечно, кто-то скажет, а не удобнее ли получать знания таким детям в домашних условиях. Учиться на дому, безусловно, можно, но лучше всего, когда у ребенка с особенностями развития есть возможность общаться со своими сверстниками, не чувствовать с ними никакой разницы. Именно в школе, взаимодействуя с другими детьми, ребята с особенностями развития получают новый жизненный опыт налаживания контакта и общения друг с другом. Здесь их переполняют новые позитивные эмоции и впечатления, они испытывают радость от совместного участия в школьных мероприятиях, различных творческих делах. Им важно чувствовать себя принятыми, важно, чтобы их способности и интересы учитывались, а успехи обязательно были отмечены и оценены.
Впрочем, социализация в интегрированном классе важна не только для таких ребят, как, к примеру, Елена или Сережа, но в том числе и для их одноклассников, учителей. Такой подход способствует формированию инклюзивной культуры и толерантного отношения к детям с особенностями в обществе.
– Могу сказать с уверенностью, что в классе царит хорошая эмоциональная атмосфера. Дети дружат, они добры и внимательны друг к другу, если нужно – всегда помогут своему товарищу. Благодаря такому общению у детей меняется представление о людях с ограниченными возможностями, – говорит классный руководитель 4 «Г» класса Анна Расилевич, и уточняет, что не менее важный аспект социализации детей с особенностями психофизического развития – это работа с родителями. Они имеют возможность познакомиться с методами работы с ребенком, если требуется, получить консультации от специалистов, которые занимаются с детьми, а также наладить контакт с другими родителями.
Для детей с особенностями развития требуются и особые условия для обучения, воспитания, занятий физической культурой, спортом. И в школе №38 они есть. Здесь создана и успешно функционирует безбарьерная среда: предусмотрены пандусы, для инвалидов-колясочников, к примеру, в актовом зале, обустроены специальные подъемники, а свободному передвижению по этажам способствует наличие лифтов.
– Для занятий адаптивной физкультурой в специализированном спортзале есть весь необходимый инвентарь, тренажеры. Комната арт-терапии позволяет детям отдохнуть, переключиться с учебы на более приятный для них вид деятельности – творчество. Есть у нас центр китайского языка и культуры, а также свой лего-центр. Посмотрите, как здесь хорошо, уютно, – проводит экскурсию Кристина Маркевич и приглашает заглянуть в очередной кабинет.
Здесь за созданием красочного лего-проекта под названием «Гродно – моя малая родина» застаю группу сосредоточенных четвероклассников. Егор Ширмо, учащийся интегрированного 4 «Г» класса приходит сюда с удовольствием. Из небольших разноцветных деталей ему нравится создавать объекты, которые не раз видел на исторических улицах Гродно. Тут и Фарный костел, и Музей истории религии, и Новый замок, одним словом, – главные архитектурные жемчужины города над Неманом. Примечательно, что такое увлечение имеет еще и немалый познавательный эффект, ведь перед каждым новым «строительством» ребята обязательно изучают историю строения.
Несмотря на свой юный возраст, парень уверенно заявляет:
– В будущем хочу стать строительным бизнесменом.
В том, что у парня все получится, никто из учителей даже не сомневается. Говорят, таких ответственных и дисциплинированных еще поискать надо.
Успевает Лиза развивать не только творческие таланты, но и прилежно учиться. В ее дневнике отметки ниже восьмерки не найдешь. Девчонка она общительная, не мудрено, что и одноклассникам с ней интересно, весело. Друзей хоть отбавляй.
С 2018 года на базе учреждения образования действует республиканский экспериментальный проект «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с особенностями психофизического развития». Он продлится до 2021 года, а результаты работы позволят выработать общие рекомендации по внедрению инклюзивного образования в другие школы, разработать алгоритм мероприятий по полному включению детей с ограниченными возможностями в жизнь школы.
– С нашими ребятами постоянно занимаются педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учитель адаптивной физкультуры, помощники воспитателя. У каждого их них своя задача. Кто-то оказывает коррекционную помощь, кто-то проводит диагностику развития ребенка. Проще говоря, выработан системный подход, – замечает Кристина Маркевич. – Налажено тесное сотрудничество с центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации области. На базе поликлиники №7 для ребят с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата еженедельно проходят коррекционные занятия по развитию двигательной мобильности. Подвоз детей к месту назначения специализированным транспортом, а также из дома в школу и обратно, организован.