РУС БЕЛ ENG 中文

В Лиде с каждым годом растет число желающих делать роботов и изучать IT-сферу

23.11.2020

 

В стране, которая сделала ставку на IT-технологии, без сомнения, детей надо готовить к будущей профессии как можно раньше. В районном центре технического творчества почти тысяча девочек и мальчиков учатся писать компьютерные игры и алгоритмы, строят модели ракет.

Где можно отвлечься от уроков

Почти 15 лет в старинном розовом особнячке в центре Лиды готовят мастеров спорта и технарей, а с недавнего времени начали растить будущих айтишников. Только за последние три года в ракетомодельном кружке подготовлено три мастера спорта. Директор центра Валерий Грабовский — организатор международных соревнований по ракетомодельному спорту в Лиде. Лишь в этом году из-за пандемии соревнования были отменены.
 
Валерий Грабовский: «Идей много, главное — успеть их реализовать». 
 

— Традицию обязательно продолжим, как только улучшится эпидемиологическая ситуация, — уверяет Валерий Адамович. — К нам приезжают город посмотреть, замок посетить, ну и, конечно же, посоревноваться.

В августе нынешнего года директору вручили нагрудный знак «Отличник образования». 

— Пришел на работу в 1985-м сразу после службы в армии. До этого успел получить специальность, связанную с эксплуатацией автомобилей. Колледж окончил с красным дипломом, и передо мной встала дилемма: чинить машины или учиться дальше. Выбрал второе. К тому моменту предложили должность педагога дополнительного образования на станции юных техников, а уже через год стал ее директором. В 1991-м станцию переименовали в городской центр. А уже в 1999-м мы получили статус юридического лица, утвердили устав. В 2005-м нам выделили вот это здание, которое до сих пор потихоньку ремонтируем и переустраиваем.

Нынешним летом благодаря заработанным от внебюджетной деятельности средствам и активной помощи управления образования райисполкома центру удалось провести полную реконструкцию одного из кабинетов для занятий информационными технологиями, равного которому по уровню оснащенности современным оборудованием в районе нет. 

В советское время здесь учеба шла по пяти направлениям (сегодня 15), было около 25 кружков (теперь свыше 70). Да и число посещающих занятия выросло с 300 до почти 1000. Коллектив также подрос с четырех пед­работников до 16.

— Еще в строю те, кто начинал работать вместе со мной, к ним постепенно присоединяются молодые кадры, — рассказывает о коллегах директор. — Жаль, что только единицы из них задерживаются надолго. Безусловно, для иногородних главной проблемой является отсутствие жилья. Кроме того, не все кадры нам подходят. Это «штучный товар». Хотим видеть здесь людей творческих, небезразличных. Поверьте, не каждый школьный учитель может вести кружки. Ведь это, прежде всего, досуг. А значит, надо поговорить по душам, отвлечь от повседневных забот, при этом вложив знания и умения. Были такие учителя, которые переносили сюда школу, что в корне неправильно. Ребенку тут нужна отдушина, место, где можно отвлечься от уроков, даже от домашней обстановки. Творчество начинает развиваться там, где нет запретов и ограничений. Сегодня ученик испортит модель, что-то сломает, а завтра он с удвоенной энергией сделает все так, как надо. И это нормально. В этом вижу основной смысл работы. Родители отмечают домашнюю атмосферу, многие благодарят.

Модель будущего

На особом счету  — направления, связанные с робототехникой, информатикой, программированием и 3D-моделированием. Развивать их удается благодаря профессионалам и влюбленным в свое дело коллегам: 

— Очень быстро набрали популярность кружки, связанные с IT-деятельностью, — рассказывает Валерий Грабовский. — С 2015 года мы попали в проект, благодаря которому удалось закупить оборудование для развития робототехники. Сейчас у нас организовано 10 кружков этого направления. Несмотря на то что они проводятся на платной основе, количество с каждым годом будет расти. В группе по 7—8 человек, что является оптимальным для усвоения информации. Также у нас остаются востребованными занятия по ракетомоделированию, авиамоделированию, картингу. IT-сфера включает в себя и 3D-моделирование, и программирование. Развиваем два его вида — программирование C++ и программирование Scratch.  Кстати, месяц назад наш воспитанник Артур Янковский занял второе место в компетенции «системное администрирование» на республиканском соревновании Junior Skills Belarus. Недавно пришел приказ о том, что его победители будут поощрены из фонда Президента по поддержке талантливой молодежи.
 

Парк цифрового периода

Валерий Адамович воспитал двоих сыновей, один из которых поддержал дело отца и пришел в центр. Теперь он учит лидских мальчишек делать роботов, писать компьютерные программы. 

— Идей много, — улыбается собеседник. — Главное — успеть их реализовать. Хотим сделать виртуальный музей наших моделей и экспонатов, которых за десятки лет работы скопилось огромное количество. Планируем развивать IT-направление, добавляя другие виды. Например, графический дизайн. Вроде бы все есть, но не можем найти специалиста. Вы знаете, что в области от 10 до 70 % команд, которые представляют Гродненщину на республиканском уровне, — это учащиеся Лидского районного центра технического творчества? До пандемии ездили практически на все чемпионаты Европы. В 2017 году мой воспитанник занял первое место в одной из номинаций. Сейчас он курсант военно-воздушной академии. 

А еще в Лидском центре очень ждут открытия детского технопарка, который планируют сдать в эксплуатацию 1 января 2021 года. Ежегодно в нем будут проходить обучение около двух тысяч наиболее одаренных детей — учащиеся 6—­11-х классов из всех регионов страны. 

— Нашей задачей будет находить таких учащихся, создавать им условия для работы на местах и направлять в детский технопарк. В течение 21 дня они будут проживать и обучаться в Национальном детском техническом парке, а по возвращении домой — работать в дистанционной форме над собственными проектами. Могу с уверенностью сказать: у нас в Лидском районе есть потенциальные воспитанники, которые уже сегодня выбрали профессии, связанные со сферой науки и высоких технологий.

СБ