Время выбрало их, или где находятся кузницы патриотов. Рассказываем о работе военно-патриотических классов в области
18.07.2025Военно-патриотические классы – это отличная форма воспитания гражданина.
Потребность каждого государства в сознательных, активных, патриотически настроенных гражданах была и остается актуальной темой во все времена. Современные геополитические события, быстро меняющаяся общественно-политическая ситуация в мире, новые вызовы и угрозы требуют уделять все более пристальное внимание воспитанию подрастающего поколения.
Поэтому государство считает делом чести защитить его от деструктивной, аморальной информации, не допустить формирования ложных ценностей и идеалов.
К сожалению, не всегда родители могут вовремя объяснить своему ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. А «охотников» за молодыми головами ой как много!
Военно-патриотические классы – это отличная форма воспитания гражданина с традиционными ценностями. Можно сказать, что это кузница патриотов. А еще – это первый шаг в будущую профессию.

Татьяна Слабыш, заместитель председателя Комитета государственного контроля Гродненской области:
– Класс Комитета государственного контроля действует в Гродненской городской гимназии имени А.И. Дубко с сентября прошлого года. Наша задача – помочь учащимся уверенно определиться с выбором будущей профессии и подготовиться к дальнейшему обучению по экономическому профилю в вузе. Поэтому ребята (их 27) углубленно изучают предметы экономической направленности.
Также учащиеся побывали в рабочих кабинетах сотрудников Комитета госконтроля, в залах заседаний, комнате приема граждан, ознакомились с музейной экспозицией. Во время встречи с председателем КГК Гродненской области Анатолием Дорожко ребята уточнили детали и принципы работы контрольного ведомства, узнали о требованиях, предъявляемых к госконтролерам.
А в декабре гимназисты получили первое профессиональное задание – проанализировать цены на любимую продукцию до и после наступления новогодних праздников. На мониторинг молодежь вышла вместе со своими опытными наставниками из КГК. Такое практическое занятие учит ребят не только собирать данные, но и анализировать их, что может стать полезным в их будущей профессии. И первая полноценная аналитическая работа их впечатлила.
Также они изучали стоимость товаров, на которые установлены предельные цены (картофель, лук репчатый, морковь, капуста белокочанная, свекла).
С уходом на каникулы юные контролеры получили еще задания. Например, изучить потребность в спортивных площадках, их состояние, а также цены на наиболее популярные товары при подготовке к школе.
Впрочем, не только профессиональным опытом делятся госконтролеры. КГК и гимназия участвуют в совместных мероприятиях. Так, в рамках акции «От всей души» поздравили подопечных Гродненского социального пансионата «Сосновый бор» с новогодними и рождественскими праздниками, вручили им подарки, презентовали концертную программу, подготовленную гимназистами.
Вместе принимали участие в республиканском турнире среди работников КГК по настольному теннису, республиканском субботнике, благоустраивали места захоронения, посадили аллею деревьев в коложском парке.
После окончания гимназии учащиеся профильного класса могут поступить на новую специальность «Государственный аудит», которая открыта в 2023 году на экономическом факультете БГУ. Там подготовка специалистов нацелена, в первую очередь, на финансово-экономическую деятельность государственных учреждений и органов государственной власти. Акцент делается на подготовке уникальных кадров, профессиональные навыки которых будут востребованы в сфере экспертно-аналитической, контрольной и аудиторской деятельности, а также в нормативно-методической и организационно-управленческой работе. Выпускникам присвоят квалификацию «Экономист. Специалист по аудиту».
Ежегодно на эту специальность набирают только 25 человек, включая студентов, поступающих по целевому направлению, которое ребята могут получить у нас.

Юлия Савоняка, старший советник юстиции, начальник отдела кадров и идеологической работы прокуратуры Гродненской области:
– В феврале 2024 года в средней школе №28 г. Гродно открыли класс правовой направленности «Юный прокурор». Его учащиеся получили право носить форму, схожую с формой прокурорского работника. Упор в обучении – на обществоведение и юриспруденцию. Также в рамках учебного процесса ребята будут посещать выездные судебные заседания по уголовным и гражданским делам, музей истории прокуратуры Гродненской области, торжественные церемонии принесения присяги, принимать участие в раскопках, которые проводятся по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа.
В этих классах обязательными для посещения являются такие факультативные занятия, как «Готовы Родине служить!» или «Юный пограничник», а также на повышенном уровне обеспечивается изучение отдельных учебных предметов.
Следует отметить, что на Гродненщине военно-патриотические классы имеют давнюю историю и традиции.
Например, в средней школе №3 им. В.М. Усова г. Гродно еще в 1992 году создана детская организация «Юные усовцы», объединяющая учащихся 3-6-х классов, на базе некоторых из них впоследствии сформированы военно-патриотические классы, в которые отбираются учащиеся, осознанно стремящиеся продолжать и чтить традиции воинов-пограничников.
В средней школе №9 имени И.М. Сухомлина г. Слонима в 1997 году открылся военно-патриотический класс, с 2006 года сформирован школьный кадетский корпус, в состав которого вошли кадетские и военно-патриотические классы.
Востребованным направлением являются военно-патриотические профильные классы МЧС с повышенным уровнем изучения физики и математики, где обучают будущих пожарных-спасателей. Ребята проходят спортивную подготовку на спортивных базах МЧС, а также формируют навыки безопасной жизнедеятельности. Такие классы есть в лицее №1 г. Гродно, средних школах №28 и 33 г. Гродно.
Учеба в профильных классах позволяет ребятам более осознанно подходить к выбору профессии и лучше подготовиться к поступлению.
Например, по итогам 2023-2024 учебного года более четверти выпускников военно-патриотических классов поступили в профильные вузы структур, обеспечивающих национальную безопасность (в том числе на военные факультеты).
Но, пожалуй, самый лучший способ узнать, что дает обучение в этих классах, – это спросить мнение тех, кто так или иначе связан с ними.
– Более 30 лет моей жизни связаны с Вооруженными Силами. Много работал с ребятами, проходившими срочную военную службу. Сейчас – со школьниками. И уверен, что формировать мировоззрение у людей нужно как можно раньше.
Нашей школой соглашение с Белорусской военной академией о создании классов военно-патриотической направленности подписано еще в 1997 году. С тех пор эти классы закончили около 600 учащихся. Почти половина из них сегодня работают в системе национальной безопасности Республики Беларусь. Служат в Следственном, Таможенном комитетах, на границе, в других подразделениях. Многие из них весьма успешны в своей профессии, имеют высокие воинские звания и соответствующие должности.
В последнее время существует тенденция к росту интереса юношей и девушек к воинской службе. Поэтому если вначале в школе военно-патриотическая направленность вводилась только в старших классах, то с начала будущего учебного года эта работа у нас начнется с 5-го класса.
Это именно тот возраст, когда можно в хорошем смысле слова «заразить» ребят военной романтикой. Уделить внимание их состоянию здоровья и физической подготовке (что иногда является единственным препятствием шагу в профессию военного).
Хочу отметить, что у нас работа с ребятами не ограничивается стенами школы. Мы посещали Музей истории Великой Отечественной войны, военно-исторический комплекс «Старая граница», Полоцкое кадетское училище, где учился Герой Беларуси Никита Куконенко, чье имя носит наша школа, встречались с его преподавателями, родственниками.
Учащиеся проводят большую поисковую работу, связанную с увековечением памяти героев-подпольщиков и партизан Лидской пограничной зоны, а также с геноцидом белорусского народа в период Великой Отечественной войны.
Недавно с шестиклассниками принимали участие в республиканской военно-патриотической игре «Зарница», которая проходила под Брестом, на полигоне 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады, и заняли второе место. Ребята три дня жили в лесу в палатках, ели солдатскую еду. И конечно, посетили Брестскую крепость.
Я видел глаза этих детей и верю, что ростки любви к Родине, желание защищать белорусский народ с годами будут лишь крепнуть в их умах. И они будут менее подвержены влиянию деструктивных идеологических воздействий.
– Мой дедушка был военным летчиком. Очень много рассказывал о своей службе, показывал документальные материалы, комментировал происходящие события, брал с собой на аэродром. Все это сформировало мое представление о будущей профессии. Решил связать жизнь со службой в Вооруженных Силах страны.
Поэтому с 10-го класса продолжил обучение в классе военно-патриотической направленности. Там только укрепился в своем выборе. Особенно после посещения в составе белорусской делегации мемориального комплекса в Беслане – школы №1, где 1 сентября 2004 года произошел террористический акт. Террористы три дня держали в заложниках более 1100 человек, 333 из них погибли. Та поездка оставила очень тяжелые впечатления и убеждение, что такое не должно повторяться никогда и нигде.
– Поскольку по роду службы мне приходится много внимания уделять кадрам, заметил, что именно те специалисты, у которых за плечами не только специальное образование, но и учеба в военно-патриотических классах, являются наиболее ответственными, терпимыми к сложностям, с которыми приходится сталкиваться во время дежурств. Видно, что такие понятия, как патриотизм, честь, долг, заложены в них с детства. Многие из них являются продолжателями семейных династий военнослужащих.
Александр Мосевич, майор, офицер отдела идеологической работы Лидского пограничного отряда:
– Лидский погранотряд длительное время сотрудничает с СШ №6 г. Лиды, где действуют классы военно-патриотической направленности. Мы приглашаем ребят на наши значимые мероприятия: прием присяги молодым пополнением, вручение ему оружия, увольнение в запас. Проводим для них экскурсии в музей истории нашего отряда, который расположен на территории части, занятия в тире.
С завершившегося учебного года при отряде начал действовать военно-патриотический клуб «Лидский дозор», в работе которого принимают участие ребята из разных школ города. На занятиях они знакомятся с азами пограничной службы, изучают ее историю, биографию героев-пограничников и многое другое.
Наблюдая за ребятами, которые приходят к нам на срочную службу, мы видим, как в хорошем смысле выделяются те, кто учился в военно-патриотических классах. Они меньше подвержены стрессу в новой обстановке, знают оружие, имеют навыки строевой ходьбы. Да и в целом они наиболее результативны при охране государственной границы.
Считаю, что такая форма патриотического воспитания молодежи достаточно эффективна и позволяет уверенно определиться с выбором профессии.
– Учеба в классе военно-патриотической направленности позволила мне самому себе ответить на вопрос, что такое патриотизм, ближе познакомиться с воинским уставом, узнать о специфике профессии военного.
Решение связать свою жизнь с медициной можно назвать спонтанным. Просто несколько раз приходилось лежать в стационаре и на собственном опыте понять важность профессии врача, степени его профессионализма. Вместе с тем было интересно наблюдать за работой медиков. Так возникло естественное желание самому помогать людям.
Что касается выбора военной медицины, здесь уже было обдуманное решение. Дело в том, что ее специфика – это оказание помощи в экстремальных ситуациях. Для этого нужны не только глубочайшие знания, но и умение быстро и без паники принимать решения.
Им легче понять свое место в государственной структуре и работать так, чтобы быть максимально полезными не только для себя и своих близких, но и для страны в целом. Это люди с государственным мышлением. Они понимают, что время выбрало их, чтобы сохранить и приумножить достижения предков, тем самым создав условия для счастливого будущего уже своих детей, в своей Беларуси.
Поэтому государство считает делом чести защитить его от деструктивной, аморальной информации, не допустить формирования ложных ценностей и идеалов.
К сожалению, не всегда родители могут вовремя объяснить своему ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. А «охотников» за молодыми головами ой как много!
Военно-патриотические классы – это отличная форма воспитания гражданина с традиционными ценностями. Можно сказать, что это кузница патриотов. А еще – это первый шаг в будущую профессию.
Изучаем экономику в классе КГК

Татьяна Слабыш, заместитель председателя Комитета государственного контроля Гродненской области:
– Класс Комитета государственного контроля действует в Гродненской городской гимназии имени А.И. Дубко с сентября прошлого года. Наша задача – помочь учащимся уверенно определиться с выбором будущей профессии и подготовиться к дальнейшему обучению по экономическому профилю в вузе. Поэтому ребята (их 27) углубленно изучают предметы экономической направленности.
Также учащиеся побывали в рабочих кабинетах сотрудников Комитета госконтроля, в залах заседаний, комнате приема граждан, ознакомились с музейной экспозицией. Во время встречи с председателем КГК Гродненской области Анатолием Дорожко ребята уточнили детали и принципы работы контрольного ведомства, узнали о требованиях, предъявляемых к госконтролерам.
А в декабре гимназисты получили первое профессиональное задание – проанализировать цены на любимую продукцию до и после наступления новогодних праздников. На мониторинг молодежь вышла вместе со своими опытными наставниками из КГК. Такое практическое занятие учит ребят не только собирать данные, но и анализировать их, что может стать полезным в их будущей профессии. И первая полноценная аналитическая работа их впечатлила.
Также они изучали стоимость товаров, на которые установлены предельные цены (картофель, лук репчатый, морковь, капуста белокочанная, свекла).
С уходом на каникулы юные контролеры получили еще задания. Например, изучить потребность в спортивных площадках, их состояние, а также цены на наиболее популярные товары при подготовке к школе.
Впрочем, не только профессиональным опытом делятся госконтролеры. КГК и гимназия участвуют в совместных мероприятиях. Так, в рамках акции «От всей души» поздравили подопечных Гродненского социального пансионата «Сосновый бор» с новогодними и рождественскими праздниками, вручили им подарки, презентовали концертную программу, подготовленную гимназистами.
Вместе принимали участие в республиканском турнире среди работников КГК по настольному теннису, республиканском субботнике, благоустраивали места захоронения, посадили аллею деревьев в коложском парке.
После окончания гимназии учащиеся профильного класса могут поступить на новую специальность «Государственный аудит», которая открыта в 2023 году на экономическом факультете БГУ. Там подготовка специалистов нацелена, в первую очередь, на финансово-экономическую деятельность государственных учреждений и органов государственной власти. Акцент делается на подготовке уникальных кадров, профессиональные навыки которых будут востребованы в сфере экспертно-аналитической, контрольной и аудиторской деятельности, а также в нормативно-методической и организационно-управленческой работе. Выпускникам присвоят квалификацию «Экономист. Специалист по аудиту».
Ежегодно на эту специальность набирают только 25 человек, включая студентов, поступающих по целевому направлению, которое ребята могут получить у нас.
Юные прокуроры в СШ №28
Юлия Савоняка, старший советник юстиции, начальник отдела кадров и идеологической работы прокуратуры Гродненской области:
– В феврале 2024 года в средней школе №28 г. Гродно открыли класс правовой направленности «Юный прокурор». Его учащиеся получили право носить форму, схожую с формой прокурорского работника. Упор в обучении – на обществоведение и юриспруденцию. Также в рамках учебного процесса ребята будут посещать выездные судебные заседания по уголовным и гражданским делам, музей истории прокуратуры Гродненской области, торжественные церемонии принесения присяги, принимать участие в раскопках, которые проводятся по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа.
Готовы Родине служить
В Гродненской области в прошедшем учебном году почти 900 старшеклассников обучались в 42 профильных военно-патриотических классах и 19 военно-патриотических группах по следующим направлениям: МЧС, таможенное дело, налогово-экономическое, правовое, военно-патриотическое, прокурорское, пограничное и другим.В этих классах обязательными для посещения являются такие факультативные занятия, как «Готовы Родине служить!» или «Юный пограничник», а также на повышенном уровне обеспечивается изучение отдельных учебных предметов.
Следует отметить, что на Гродненщине военно-патриотические классы имеют давнюю историю и традиции.
Например, в средней школе №3 им. В.М. Усова г. Гродно еще в 1992 году создана детская организация «Юные усовцы», объединяющая учащихся 3-6-х классов, на базе некоторых из них впоследствии сформированы военно-патриотические классы, в которые отбираются учащиеся, осознанно стремящиеся продолжать и чтить традиции воинов-пограничников.
В средней школе №9 имени И.М. Сухомлина г. Слонима в 1997 году открылся военно-патриотический класс, с 2006 года сформирован школьный кадетский корпус, в состав которого вошли кадетские и военно-патриотические классы.
Востребованным направлением являются военно-патриотические профильные классы МЧС с повышенным уровнем изучения физики и математики, где обучают будущих пожарных-спасателей. Ребята проходят спортивную подготовку на спортивных базах МЧС, а также формируют навыки безопасной жизнедеятельности. Такие классы есть в лицее №1 г. Гродно, средних школах №28 и 33 г. Гродно.
Учеба в профильных классах позволяет ребятам более осознанно подходить к выбору профессии и лучше подготовиться к поступлению.
Например, по итогам 2023-2024 учебного года более четверти выпускников военно-патриотических классов поступили в профильные вузы структур, обеспечивающих национальную безопасность (в том числе на военные факультеты).
Но, пожалуй, самый лучший способ узнать, что дает обучение в этих классах, – это спросить мнение тех, кто так или иначе связан с ними.
Выпускники идут в силовики
Михаил Лукеш, полковник, руководитель по военно-патриотическому воспитанию СШ №6 г. Лиды им Н.Б. Куконенко:– Более 30 лет моей жизни связаны с Вооруженными Силами. Много работал с ребятами, проходившими срочную военную службу. Сейчас – со школьниками. И уверен, что формировать мировоззрение у людей нужно как можно раньше.
Нашей школой соглашение с Белорусской военной академией о создании классов военно-патриотической направленности подписано еще в 1997 году. С тех пор эти классы закончили около 600 учащихся. Почти половина из них сегодня работают в системе национальной безопасности Республики Беларусь. Служат в Следственном, Таможенном комитетах, на границе, в других подразделениях. Многие из них весьма успешны в своей профессии, имеют высокие воинские звания и соответствующие должности.
В последнее время существует тенденция к росту интереса юношей и девушек к воинской службе. Поэтому если вначале в школе военно-патриотическая направленность вводилась только в старших классах, то с начала будущего учебного года эта работа у нас начнется с 5-го класса.
Это именно тот возраст, когда можно в хорошем смысле слова «заразить» ребят военной романтикой. Уделить внимание их состоянию здоровья и физической подготовке (что иногда является единственным препятствием шагу в профессию военного).
Хочу отметить, что у нас работа с ребятами не ограничивается стенами школы. Мы посещали Музей истории Великой Отечественной войны, военно-исторический комплекс «Старая граница», Полоцкое кадетское училище, где учился Герой Беларуси Никита Куконенко, чье имя носит наша школа, встречались с его преподавателями, родственниками.
Учащиеся проводят большую поисковую работу, связанную с увековечением памяти героев-подпольщиков и партизан Лидской пограничной зоны, а также с геноцидом белорусского народа в период Великой Отечественной войны.
Недавно с шестиклассниками принимали участие в республиканской военно-патриотической игре «Зарница», которая проходила под Брестом, на полигоне 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады, и заняли второе место. Ребята три дня жили в лесу в палатках, ели солдатскую еду. И конечно, посетили Брестскую крепость.
Я видел глаза этих детей и верю, что ростки любви к Родине, желание защищать белорусский народ с годами будут лишь крепнуть в их умах. И они будут менее подвержены влиянию деструктивных идеологических воздействий.
На выбор профессии повлиял дедушка
Кирилл Пащенко, абитуриент Военной академии Республики Беларусь:– Мой дедушка был военным летчиком. Очень много рассказывал о своей службе, показывал документальные материалы, комментировал происходящие события, брал с собой на аэродром. Все это сформировало мое представление о будущей профессии. Решил связать жизнь со службой в Вооруженных Силах страны.
Поэтому с 10-го класса продолжил обучение в классе военно-патриотической направленности. Там только укрепился в своем выборе. Особенно после посещения в составе белорусской делегации мемориального комплекса в Беслане – школы №1, где 1 сентября 2004 года произошел террористический акт. Террористы три дня держали в заложниках более 1100 человек, 333 из них погибли. Та поездка оставила очень тяжелые впечатления и убеждение, что такое не должно повторяться никогда и нигде.
Выгодно отличаются от других
Вадим Быков, подполковник, заместитель начальника Лидского РОЧС:– Поскольку по роду службы мне приходится много внимания уделять кадрам, заметил, что именно те специалисты, у которых за плечами не только специальное образование, но и учеба в военно-патриотических классах, являются наиболее ответственными, терпимыми к сложностям, с которыми приходится сталкиваться во время дежурств. Видно, что такие понятия, как патриотизм, честь, долг, заложены в них с детства. Многие из них являются продолжателями семейных династий военнослужащих.
Александр Мосевич, майор, офицер отдела идеологической работы Лидского пограничного отряда:
– Лидский погранотряд длительное время сотрудничает с СШ №6 г. Лиды, где действуют классы военно-патриотической направленности. Мы приглашаем ребят на наши значимые мероприятия: прием присяги молодым пополнением, вручение ему оружия, увольнение в запас. Проводим для них экскурсии в музей истории нашего отряда, который расположен на территории части, занятия в тире.
С завершившегося учебного года при отряде начал действовать военно-патриотический клуб «Лидский дозор», в работе которого принимают участие ребята из разных школ города. На занятиях они знакомятся с азами пограничной службы, изучают ее историю, биографию героев-пограничников и многое другое.
Наблюдая за ребятами, которые приходят к нам на срочную службу, мы видим, как в хорошем смысле выделяются те, кто учился в военно-патриотических классах. Они меньше подвержены стрессу в новой обстановке, знают оружие, имеют навыки строевой ходьбы. Да и в целом они наиболее результативны при охране государственной границы.
Считаю, что такая форма патриотического воспитания молодежи достаточно эффективна и позволяет уверенно определиться с выбором профессии.
Принимать решения быстро и четко
Вадим Самускевич, курсант 2-го курса Военно-медицинского института Белорусского государственного медицинского университета:– Учеба в классе военно-патриотической направленности позволила мне самому себе ответить на вопрос, что такое патриотизм, ближе познакомиться с воинским уставом, узнать о специфике профессии военного.
Решение связать свою жизнь с медициной можно назвать спонтанным. Просто несколько раз приходилось лежать в стационаре и на собственном опыте понять важность профессии врача, степени его профессионализма. Вместе с тем было интересно наблюдать за работой медиков. Так возникло естественное желание самому помогать людям.
Что касается выбора военной медицины, здесь уже было обдуманное решение. Дело в том, что ее специфика – это оказание помощи в экстремальных ситуациях. Для этого нужны не только глубочайшие знания, но и умение быстро и без паники принимать решения.
Мыслить в масштабах государства
Безусловно, не все выпускники военно-патриотических классов связывают свою жизнь с силовыми структурами. Но в результате они становятся мотивированными специалистами гражданских специальностей: госслужащими, врачами, педагогами, промышленниками.Им легче понять свое место в государственной структуре и работать так, чтобы быть максимально полезными не только для себя и своих близких, но и для страны в целом. Это люди с государственным мышлением. Они понимают, что время выбрало их, чтобы сохранить и приумножить достижения предков, тем самым создав условия для счастливого будущего уже своих детей, в своей Беларуси.
Источник: https://grodnonews.by