РУС БЕЛ ENG 中文

Комплимент-эстафеты, коврик примирения: педагог из Гродно рассказала, как создать дружный школьный коллектив

24.06.2025

 

Фестиваль «Призвание — педагог» в ГрОИРО стал ярким акцентом лета почти для 80 молодых представителей профессии из Гродненского региона, передает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

На два дня он объединил педагогов со всей области для обмена опытом, творчества и профессионального роста.

— В этом году мы немного изменили формат проведения традиционного, уже четырнадцатого по счету, фестиваля. Он стал своего рода этапом подготовки к конкурсам «Супер-профи» и «Педагогический дебют». Акцент сделали на презентации работы районных школ молодых педагогов, — отметила проректор по научно-методической работе Гродненского областного института развития образования Марина Добродушенко.

Несколько иным стал и подбор спикеров педагогической гостиной. Если раньше это были учителя с большим стажем работы, то в этот раз советами и секретами, как влюбить ученика в свой предмет, с участниками фестиваля делись молодые педагоги — те, кто в разные годы становился героем виртуальной книги почета молодых специалистов главного управления образования облисполкома и уже добился успехов в профессии.

В их числе учитель китайского языка гимназии № 1 Лиды Яна Валюк, которая, несмотря на небольшой стаж, уже подготовила победителя областного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам. Или учитель истории из гродненской гимназии № 7 имени В.Т. Колокольникова Кирилл Ананько, который работает над кандидатской диссертацией и увлекает детей исследовательской деятельностью.

— Во время встречи хотели подчеркнуть: чтобы добиться результатов, вовсе не обязательно проработать в школе тридцать лет. При наличии желания и соответствующих усилий дотянуться до звезд можно и на старте профессионального пути, — обратила внимание Марина Иосифовна.

Она добавила, что образовательная составляющая фестиваля в этом году формировалась с учетом опроса молодых специалистов области. Так, во время хакатона «Марафон решений» в центре внимания были темы буллинга и конфликтов в учреждении образования, выстраивания конструктивного и эффективного взаимодействия с родителями, а также психолого-педагогические аспекты развития личности.

Центральным эпизодом фестиваля по традиции стала творческая самопрезентация команд-участников. Тему выбрали следующую — «Образование 2035: репортаж из будущего». Молодые учителя продемонстрировали не только педагогическое мастерство, но и творческий подход, представив свое видение школы будущего.

Во второй день молодежь презентовала интересные наработки. Учитель белорусского языка и литературы из гимназии № 2 Волковыска Дарья Ляцевич поделилась необычным способом, как заинтересовать детей изучать родной язык и формировать богатый лексический запас:

— Нередко элементами моих уроков с пятиклассниками становятся фрагменты мультфильмов на белорусском языке. Именно в контексте лучше усваивается значение новых слов. После такого просмотра предлагаю ученикам пересказать увиденное своими словами, разумеется, на белорусском языке. Это весьма результативная форма работы с современными детьми, ее эффективность вижу на примере своих учеников. Причем растет не только их словарный запас, но и повышается средний балл по предмету примерно на 30 %.

Педагог Кристина Маршалок из самой молодой школы региона — № 42 в Гродно — представила эффективные формы работы классного руководителя:

— В профессии я всего два года, стараюсь всегда быть в поиске новых и интересных форм и методов работы с детьми. В прошлом году со своими первоклассниками столкнулась с проблемой. На одном из классных часов предложила поднять руки тем, кого обидели высказывания одноклассников. Ответом на мой вопрос стало семь поднятых рук из двадцати пяти. А на предложение аналогичным образом среагировать тех, кто услышал от одноклассника доброе слово, — всего три. Многие дети просто не замечают, что их реплики могут ранить других. С тех пор мы вместе учимся дружить осознанно.

Педагог постоянно проводит для своих ребят уроки дружбы и комплимент-эстафеты, когда, передавая мяч друг другу, учащиеся дарят соседу теплые слова. Ученики К. Маршалок «выращивают» также дерево доброты: листики-стикеры для него заполняют своими добрыми поступками. Каждое утро они знакомятся с новым героем эмоционального алфавита, где «р» — радость, «д» — дружба, «з» — забота…

— Всю неделю мы общими усилиями наполняем прозрачный контейнер добрых слов, а во время классного часа все вместе перечисляем эти «сокровища». Кроме того, в классе есть «коврик примирения». Дети садятся на него, чтобы разрешить конфликт, причем правила они сформулировали сами: кто на коврике — не кричит, — пояснила собеседница.

Одним из главных результатов такой работы молодой педагог считает особую атмосферу в классном коллективе. А аргументом в пользу используемых методов стали слова одного из учеников, отправленные голосовым сообщением: «Теперь я знаю, что меня ценят».

На вопрос, кто направлял в поисках оригинальных способов построения диалога с учащимися, молодой специалист с улыбкой уточнила:

— Что-то советовали более опытные коллеги в школе. И всё же по многим вопросам моим главным и самым авторитетным помощником является мама — педагог с 30-летним стажем работы из средней школы № 7 Волковыска Марина Антоновна Маршалок.

Дипломами по итогам нынешнего фестиваля педагогических идей были отмечены команды из Ленинского района Гродно, Островецкого, Щучинского и Слонимского районов. И всё же победителями могут считать себя абсолютно все участники встречи — они приобрели здесь бесценный опыт и получили вдохновение для реализации своего потенциала в самой нужной и благородной профессии.

Источник: https://nastgaz.by

поделиться в: