Онлайн-экскурсии, аудиокниги: какие альтернативные варианты использования гаджетов можно предложить детям на каникулах
06.06.2025Как обеспечить ребенку полезную занятость летом и какие основные правила поведения в виртуальном пространстве он должен знать, корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказала заведующий сектором координации и методического обеспечения профилактики преступлений и правонарушений среди обучающихся Академии образования Маргарита Суховенко.
Специалист подчеркнула, что в последние дни мая педагоги уделяли повышенное внимание профилактике. В каждом учреждении образования на классных, информационных часах в преддверии летних каникул в доступном формате доводились правила поведения в быту, пожарной безопасности, дорожного движения. Воспитательные мероприятия были направлены на формирование у детей устойчивых навыков здорового образа жизни и выработку отрицательного отношения к вредным привычкам.
— Лучший метод профилактики несчастных случаев, противоправного поведения — полезная занятость учащихся, а также контроль взрослых за их времяпрепровождением, — убеждена М. Суховенко. — С целью эффективной организации отдыха несовершеннолетних в учреждениях образования в апреле — мае проведено анкетирование родителей: изучалось их мнение о формах и видах занятости детей в летний период. До законных представителей доведена информация о работе пришкольных оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха, бригад вторичной занятости, палаточных лагерей круглосуточного пребывания.
На официальных сайтах учреждений образования размещена ссылка на портал государственной службы занятости, а также содержится актуальная информация о летнем отдыхе: распорядок работы школьного лагеря, объединений по интересам, библиотек, спортивных площадок, стадионов, бассейнов, тренажерных залов.
Не секрет, что во время каникул дети много времени проводят за гаджетами. Именно поэтому задача и педагогов, и родителей — обеспечить безопасность ребенка в виртуальном мире.
Системой образования проводится большая работа, чтобы школьники были хорошо осведомлены о происходящем в онлайн-пространстве. М. Суховенко отметила, что данное направление включает организацию мероприятий, ориентированных на информирование учащихся о видах запрещенной для распространения информации и ответственности за ее размещение, развитие навыков защиты от негативного контента.
— Мы ориентируем учреждения образования на то, чтобы на профилактические мероприятия с родителями они приглашали сотрудников правоохранительных органов, — поделилась М. Суховенко. — На таких встречах законным представителям рассказывают, с какими нежелательными ситуациями могут столкнуться в интернете дети. Регулярные обучающие мероприятия, как формировать у школьников навыки безопасного и ответственного поведения в Сети, специалисты Академии образования проводят и для педагогов.
Несмотря на то, что учреждения образования занимаются постоянным просвещением учащихся, родителям стоит еще раз напомнить детям основные правила поведения в интернете.
— Первое — нужно предостеречь от общения с незнакомыми людьми, это касается не только реальной жизни, но и виртуальных контактов (в соцсетях, на форумах, в мессенджерах), — обратила внимание М. Суховенко. — Следующий важный момент: не выкладывать приватную информацию в публичный доступ. Ребенок должен понимать: любые сведения о нем впоследствии могут быть использованы злоумышленниками. Также следует обсудить с детьми возможность установки на их девайсы программы родительского контроля. Объяснить, каким образом это поможет обезопасить пребывание в виртуальном пространстве. Рассказать, почему нужно определять временные рамки на работу с тем или иным приложением — это позволит поддержать баланс между спортом, играми на свежем воздухе и использованием гаджетов. Чтобы дети не пропадали на игровых порталах и учились находить себе занятия в реальной жизни, необходимо организовать их домашний досуг: например, предложить вариант настольных игр. Если ребенок захочет уединиться, чтобы почитать, у него под рукой должна оказаться хорошая книга. Причем совсем не обязательно это будет произведение из школьной программы. Очень важно, чтобы книга оказалась созвучна настроению ребенка, помогла ему расслабиться, это мотивирует дальнейший интерес к чтению. Старшеклассники часто делают выбор в пользу аудиокниги, это тоже хороший вариант, особенно если учитывать, что при таком «чтении» отсутствует нагрузка на глаза. В настоящее время большинство крупных музеев поддерживают формат онлайн-экскурсий, на которых можно не только ознакомиться с экспозицией, но и узнать интересные факты о том или ином экспонате.
Специалист добавила: в каждом учебном заведении в течение каникул работают педагоги социальные, педагоги-психологи, которые оказывают поддержку и помощь всем участникам образовательного процесса. К ним всегда можно обратиться с любым возникшим вопросом.
— Занятость детей в летний период неразрывно связана с обеспечением их безопасности, и формальный подход здесь недопустим, — резюмировала М. Суховенко. — Залог успешной профилактической работы — только в тесном сотрудничестве семьи и всех заинтересованных структур. Совместными усилиями мы сможем достичь желаемого результата.
Источник: https://nastgaz.by