Изменения и новации в системе образования комментирует руководитель профильного ведомства Андрей Иванец
28.05.2025Вместе с министром образования Андреем Иванцом подводим итоги уходящего учебного года, напоминаем о нововведениях и обозначаем планы на следующий год.
Школьный навигатор
— Андрей Иванович, в конце апреля постановлением Министерства образования был утвержден новый типовой учебный план для школ и гимназий. Расскажите, пожалуйста, какие изменения вступят в силу с 1 сентября.
— Во-первых, напомню, что с нового учебного года мы заканчиваем переход на обучение по интегрированной дисциплине “История Беларуси в контексте всемирной истории”. Все учащиеся 10-х и 11-х классов будут изучать именно этот предмет вместо двух ранее изучаемых дисциплин “История Беларуси” и “Всемирная история”. Наша главная цель — формирование мировоззрения учащихся, основанного на уважении к нашему историческому и культурному наследию. Ведь если с 5 по 9 класс ребята изучают фактологическую историю, то в 10—11-м мы уже формируем мировоззренческое поле учащегося как гражданина и личности для последующей социализации.
Во-вторых, школа — это территория здоровья, и мы завершили почти десятилетний переход от занятия “Час спорта и здоровья” к полноценному третьему уроку физической культуры. Соответственно, внесены изменения в учебную программу и по данному предмету. В ней будут отражены элементы гимнастики, легкой атлетики, игровых видов спорта, которые будут сбалансированы с учетом возрастных особенностей развития детей. Никто не собирается делать олимпийских чемпионов из учащихся, но каждый выпускник школы должен обладать минимальным набором навыков по физкультуре, которые в последующем станут залогом как здорового образа жизни и саморазвития, так и повседневной активности.
Третье новшество в том, что с 2025/2026 учебного года начнем проводить учебно-полевые сборы для десятиклассников. К ним мы шли достаточно долго. Для этого даже переработали программу по предмету “Допризывная подготовка” и переиздали учебное пособие. В прошлом году кадеты уже прошли первые сборы на базе 72-го гвардейского Объединенного учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов в Борисове, в этом проведем их уже в Военной академии. А со следующего учебного года все юноши, оканчивающие 10 класс, будут проходить обязательные 10-дневные учебно-полевые сборы. Это позволит им закрепить теоретические знания и умения, полученные во время изучения “Допризывной подготовки”. Полевые сборы будут проходить сразу же после окончания учебного года — с 26 мая по 5 июня. Они поспособствуют подготовке юношей к военной службе, ведь за 60 учебных часов они пройдут тактическую, физическую, военно-медицинскую, строевую и огневую подготовку, научатся оказывать первую помощь и изучат общевоинский устав.
Наша главная цель — формирование мировоззрения учащихся, основанного на уважении к нашему историческому и культурному наследию.
Четвертое — в рамках развития инклюзивного образования, а также с учетом запросов родителей учащихся с ОПФР типовым учебным планом средней школы установлены часы для освоения предметов “Изобразительное искусство”, “Основы безопасности жизнедеятельности”, “Искусство (отечественная и мировая художественная культура)” и “Черчение” как на дому, так и в общих группах в учреждениях образования. В нашей стране небольшое количество ребят с достаточно тяжелыми поражениями, находящихся на надомном обучении. Но и для них мы предусматриваем возможность прихода в школу, где вместе с ровесниками они смогут осваивать эти предметы и социализироваться.
И пятое — мы уже завершаем работу над корректировкой учебной программы по предмету “Музыка”. Она будет включать в себя как обязательный, так и вариативный компонент. Основное внимание будет уделено пению, которое поспособствует гражданско-патриотическому воспитанию через утверждение обязательного перечня произведений для исполнения. В настоящее время существует достаточно широкий вариативный список рекомендованных композиций. Все выбранные произведения будут способствовать формированию гражданина и личности учащегося.
Кроме того, мы внесли изменения в нормы оценки. Они не означают снижение требований к качеству образования, а отражают право ребенка на ошибку. Если ученик допустил ошибку, но сам ее исправил, его не следует наказывать. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Эти изменения в системе оценивания направлены на то, чтобы мотивировать учащихся быть более смелыми и инициативными, не бояться ошибиться. Аналогичные требования действуют при сдаче ЦЭ и ЦТ, где допускаются исправления, которые абитуриент может внести в соответствующие графы бланка ответов и при этом набрать 100 баллов. Мы убеждены: подходы к оценке должны быть едиными. Что касается требовательности к ошибкам — они остаются прежними.
Когорта одаренных
— Сегодня работа с одаренными ребятами вышла на новый уровень, в том числе и благодаря открытию очно-дистанционной школы олимпиадного движения. Каким получился первый год ее работы?
— Очень плодотворным. Было проведено четыре дистанционных и один очный этап. Даже в четвертом — заключительном — дистанционном этапе, который проходил в конце апреля, когда девяти- и одиннадцатиклассники уже активно готовились к выпускным экзаменам и ЦЭ, к поступлению в колледжи и вузы, приняло участие более 8 тысяч ребят, что говорит о популярности данной олимпиады.
Однако в следующем году мы немного изменим формат ее проведения. Так, заочных дистанционных этапов станет восемь, а значит, фактически получится круглогодичная олимпиада. Количество очных туров увеличится до четырех. Кроме того, будут введены две номинации: “Учитель” и “Ученик”. Ведь очно-дистанционная олимпиада в первую очередь направлена не на выявление сильнейших, для этого у нас есть республиканская предметная олимпиада, а на круглогодичную подготовку талантливых ребят, которые учатся в школах во всех уголках нашей страны.
При этом нет требования, чтобы ребенок либо педагог участвовал в каждом этапе. Кто-то может начать со второго или четвертого тура, а кто-то — принять участие без официальной регистрации. Ведь не все дети уверены в своих силах, но прорешать олимпиадные задания дома может каждый. Напомню, после каждого этапа мы публикуем видеоразбор заданий и ответы к ним. Таким образом школьник потренируется, а когда почувствует, что готов войти в когорту официальных участников, то заявит об этом. Очно-дистанционная олимпиада — это тренировка, направленная на раскрытие потенциала учащихся.
С другой стороны, олимпиада должна способствовать и подготовке педагогов, которые затем будут находить и развивать одаренных ребят. Ведь программа и уровень сложности заданий выходят далеко за пределы школьной программы, что требует особой подготовки и учителей. Поэтому мы прекрасно понимаем: чем больше педагогов привлечем, простимулируем и создадим для них необходимые условия, тем больше ребят они смогут подготовить. Тренировать учителей будут лучшие преподаватели БГУ, которые занимаются подготовкой наших национальных команд к международным олимпиадам. Ведь не секрет, что не в каждой школе есть условия, где старшие коллеги готовы работать именно с учителями.
По индивидуальному маршруту
— Принято новое Положение о центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Что изменится в функционале и задачах ЦКРОиР и как это поспособствует индивидуализации образовательных маршрутов детей с особенностями?
— Сегодня специальное образование интегрировано со всеми уровнями, но в первую очередь с дошкольным и общим средним. Новое Положение о центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации дорабатывалось на протяжении почти 15 лет. За этот период изменилось очень многое и в стране, и в системе образования, и в работе с ребятами с ОПФР — все шагнуло далеко вперед. То, что вчера воспринималось как достижение, сегодня уже обыденность и повседневность. Планка, которую ставят перед нами родители, очень высока. Поэтому было решено значительно расширить функционал областных ЦКРОиР, в том числе и при помощи создания диагностико-консультативных отделений, которые начнут работать с 1 сентября. Родители могут обратиться в них в любое время учебного года и получить консультацию по образовательному маршруту своего ребенка либо по корректировке его обучения, а также сами получить рекомендации, как им себя вести со своими особенными детьми.
Напомню, ранее заседание психолого-медико-педагогических комиссий проходило раз в год, где и определялся маршрут ребенка с ОПФР на весь учебный год. Однако те или иные особенности детей могут как прогрессировать, так и выправляться, что требует постоянного контроля. Так мы переходим на индивидуализацию траектории обучения этих ребят.
Кроме того, в новом постановлении сделан акцент на деятельности ПМПК, которые отныне будут действовать на протяжении всего учебного года — с 1 сентября по 31 августа. Хотя ранее такая комиссия собиралась в конце учебного года, диагностировала ребенка с ОПФР и определяла, переходит ли он на следующую ступень обучения. Сейчас же, если в процессе обучения педагоги увидят, что у ребенка есть улучшения либо, наоборот, ухудшения, требующие определенных корректировок обучения, они смогут повторно зайти в ПМПК и внести их.
К тому же ЦКРОиР начнут не только выполнять функцию учреждения образования, работающего с наиболее тяжелыми детьми, которые не могут обучаться в общеобразовательной школе в рамках интеграции, но и оказывать учебно-методическое сопровождение всей вертикали обучения детей с ОПФР в учебных заведениях — от детсада до колледжа. Таким образом, новое положение делает акцент на своевременной помощи, индивидуальном подходе и интеграции детей с ОПФР в общество. ЦКРОиР станет надежным партнером для семей, помогая детям и взрослым раскрыть свой потенциал.
Свобода от смартфонов
— Почему было принято решение об ограничении использования мобильных устройств в школах и гимназиях?
— Мы провели большую работу и на основании Государственного школьного стандарта в дополнение к правилам педагога утвердили и правила для школьников и их родителей. В самое ближайшее время они будут утверждены нормативно-правовым актом — постановлением Минобразования, которое будет обязательным к выполнению всеми участниками образовательного процесса.
В это же постановление входят и обновленные Правила безопасности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, согласно которым с 1 сентября все наши школы станут свободными от гаджетов. Учащиеся будут в обязательном порядке оставлять свои смартфоны в специальных ячейках перед началом занятий.
Нами уже проведена достаточно большая разъяснительная работа. Но еще раз подчеркну, что главная цель — забота о здоровье наших детей. Причем это не только вопросы зрения и осанки, но и психологического комфорта и личностного роста, ведь, проводя огромное количество времени в интернете, дети приобретают зависимость, с которой крайне сложно бороться.
Мы плотно поработали с медиками, у которых имеются наработки, показывающие, что если ребенок в процессе взросления и формирования личности будет без мобильного телефона хотя бы шесть часов в день (а в школе он примерно столько времени и проводит), то это существенно снизит риски последующей смартфонной зависимости. Причем мы это отчетливо видим в рамках летней оздоровительной кампании. В детских лагерях существует давняя практика неиспользования смартфонов. Дети после смены возвращаются домой и уже могут спокойно жить без гаджетов.
Порядок организации данной работы определен и регламентирован, подходы и исполнение мы уже отрабатывали в течение этого учебного года во многих школах. Что же касается связи и контроля со стороны родителей за ребенком, то у классного руководителя всегда можно уточнить. Ведь все мы понимаем, что детям телефон нужен не как средство связи, а как средство жизни в интернете. Однако у детей с сахарным диабетом, у которых должен быть постоянный мониторинг уровня глюкозы в крови, никто не будет забирать мобильный телефон, чтобы не ставить под угрозу здоровье и жизнь ребенка. Напомню, эти же новации внедрены и при проведении ЦЭ и ЦТ.
Лицеи: инновации и постоянство
— Как система контроля и оценки знаний в лицеях способствует повышению качества образования и развитию одаренных учеников?
— В стране функционируют 20 лицеев, 5 из которых входят в структуру высших учебных заведений, а остальные 15 находятся в подчинении райисполкомов или облисполкомов. В течение 2 лет проводилась системная работа по повышению качества образования в лицеях, включающая регулярные контрольные срезы знаний по профильным предметам. Например, учащиеся математических классов проходят срезы по математике, а биологических — по биологии. Эти срезы будут проводиться ежегодно, чтобы все участники и регуляторы образовательного процесса — Министерство образования, учредители УО и родители — могли отслеживать, насколько лицей соответствует заявленному уровню.
К слову, согласно Кодексу об образовании, каждый лицей должен создать условия для проживания и обучения иногородних учащихся. На сегодня эта норма не полностью реализована нашими лицеями. Однако с нового учебного года все будут обязаны создать необходимые условия для проживания таких учеников. Ведь одаренные дети из любой точки страны должны иметь возможность получить образование в выбранном лицее.
Кроме того, во всех лицеях с начала учебного года внедряются экспериментальные учебные планы, ранее апробированные в Лицее БГУ. Они существенно отличаются от стандартных программ 10—11 классов общеобразовательных школ. Лицей обязан реализовать полную учебную программу по всем предметам, однако порядок прохождения этих программ определяется самим учреждением. Например, учащийся физико-математического класса может пройти биологию или географию ускоренно за один учебный год, но обязательно без ущерба объему учебной программы. Такой подход создает гибкие условия для ранней профилизации учеников, помогает им осознанно выбрать профессию и участвовать в олимпиадах и проектной деятельности.
В следующем году планируется оценить эффективность внедрения новых учебных планов по итогам контрольных срезов и централизованных экзаменов. В рамках ежеквартального мониторинга от директоров лицеев мы получаем обратную связь о реализации программ и возникающих вопросах. Пока отзывы положительные, и даже от некоторых гимназий поступают запросы на реализацию таких планов. Однако окончательное решение о масштабировании этих подходов будет приниматься после завершения двухлетнего цикла пилота и анализа первых выпусков.
Колледжи: новый виток развития
— Расскажите о мерах, которые предпринимаются для повышения качества подготовки специалистов в системе профессионального образования.
— В современном мире профессиональное образование является одним из важнейших приоритетов подготовки квалифицированных кадров для экономики страны. Сегодня очевидно, что среднее специальное и профессионально-техническое образование востребовано как у учащихся, так и у работодателей. Это подтверждается растущими цифрами приема в колледжи и увеличением баллов аттестата поступающих. Для повышения качества подготовки специалистов ведется активная работа по созданию учебных классов и мастерских на предприятиях. На следующий учебный год запланировано открытие около 70 таких классов, а в перспективе их число может увеличиться за счет дополнительной работы с привлечением заказчиков кадров.
Практика показывает, что каждый колледж должен иметь собственный учебный класс на предприятии, поскольку подготовка кадров в основном ориентирована на региональные потребности. Ведь колледжи зачастую формируют кадры для конкретных предприятий своей области, поэтому 70—90% их выпускников распределяются и остаются на малой родине. В отличие от вузов, которые готовят специалистов для всей страны, потому что по ряду направлений у нас есть уникальные университеты. Например, ВГТУ — единственный вуз, готовящий специалистов для легкой промышленности, а БГУТ — для пищевой.
Кроме того, сегодня конкурсы профмастерства стали общемировой тенденцией, новым витком развития профессионального образования. В связи с этим следующий республиканский конкурс ProfSkills Belarus планируем провести по новым правилам. Согласно им, каждый регион организует отбор участников для республиканского этапа в формате фестиваля на одной площадке, как сейчас проходит финал конкурса. Это повысит мотивацию и дух состязательности участников и создаст условия для командных соревнований, где конкурсанты смогут демонстрировать свои навыки и поддерживать друг друга. Такой формат также позволит своевременно выявлять талантливых ребят для участия в международных конкурсах профмастерства.
Особое внимание уделяем и развитию инклюзивного образования в колледжах. Планируется увеличить количество УССО, реализующих программы для лиц с ОПФР. В каждом регионе должны быть колледжи, в которых смогут заниматься особые учащиеся, чтобы не было надобности из одной области в другую возить таких ребят, потому что это для них отдельные жизненные испытания.
Важно создать комфортные условия для обучения и социальной адаптации ребят с ОПФР. Мы полагаем, что в каждой области 2—3 колледжа ежегодно будут открывать свои двери для подготовки таких учащихся.
Таким образом, система профессионального образования развивается комплексно: создаются новые возможности для практической подготовки кадров, повышается мотивация участников конкурсов и расширяется инклюзивное обучение. Все это направлено на формирование конкурентоспособных специалистов для экономики страны.
Источник: https://nastgaz.by