РУС БЕЛ ENG 中文

«Только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку». Вопросы образования и развития детей с ОПФР обсудили в Минске

22.04.2025

Показ документального фильма, фотовыставка и панельная дискуссия об инклюзивном образовании прошли на базе кинотеатра «Беларусь» с участием заместителя министра образования Александра Кадлубая, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Мероприятие состоялось в рамках информационно-просветительской кампании «Просто дети в школе», которая проводится Министерством образования Беларуси и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.

 Обеспечение равного доступа детей к качественному образованию в соответствии с их возможностями, потребностями и способностями — основная цель развития инклюзивных подходов в образовании, — отметил А. Кадлубай. — Среди составляющих успешности реализации принципа инклюзии — создание соответствующей образовательной среды, повышение уровня сформированности инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса и уровня профессиональной компетентности педагогов, партнерское взаимодействие учреждений образования, семьи, органов госуправления, общественных объединений, СМИ.

В документальном фильме, подготовленном в рамках кампании «Просто дети в школе», показаны реальные истории детей с инвалидностью, их родителей, педагогов и специалистов, которые ежедневно создают адаптивные условия в детских садах, школах, университетах. После показа прошла тематическая панельная дискуссия с участием представителей сферы образования, системы труда и социальной защиты, медработников, родителей.

— Когда впервые увидела сына в родильном зале, мелькнула мысль, что он не такой, как все, но сразу поняла, что люблю его, он — мой, — поделилась Татьяна Мисюль — мама Вани, одного из главных героев киноленты. — В больнице подтвердился диагноз — «синдром Дауна». Поначалу лила горькие слезы, жалела себя, не понимала, почему, за что, откуда. Поддержал супруг, сказал, что Ваня — наш, что он его любит любым. Когда сыну исполнилось два года, мы решили отправить его в обычный садик. Он быстро влился в коллектив, дети приняли его, начали помогать. Педагогам пришлось немножко перестроить игровую среду в группе, пересмотреть привычные методы и приемы работы, но всё получилось. Ваня такой же, как и все остальные ровесники. Единственное, что, наверное, больше всего его отличает, — бесконечное умение удивляться всему, что его окружает, восторженность. Сейчас сын учится в средней школе № 5 Вилейки во 2-м классе (3-й год обучения) по программе вспомогательной школы 1-го отделения. Проблем не возникает. Уверена, если бы Ваня не пошел в обычный детский сад, по-другому сложилась бы и его история в школе. Ему было бы сложно найти контакт со сверстниками и попасть в обычную школу. Считаю важным поддерживать совместное обучение разных детей, чтобы они взаимодействовали друг с другом, несмотря на свои особенности, узнавали о порядках и правилах, которые существуют в обществе, где им предстоит жить.

— Поскольку я перемещаюсь на коляске, для меня опыт обучения в обычной школе был непростым, я бы даже сказала, тернистым. Сегодня, когда узнаю, что возводят школы и детские сады с полностью обустроенной безбарьерной средой, туда приходят дети с инвалидностью и комфортно там себя чувствуют, искренне радуюсь за них, — отмечает Софья Празднова, студентка. — Я учусь в БГУ на инженера-конструктора, планирую поступать в магистратуру. Также профессионально занимаюсь плаванием. Мне всегда встречаются преподаватели и студенты, которые поддерживают, помогают в решении вопросов, связанных с моими ограничениями. Я им очень благодарна. Но этого недостаточно. Важно системно создавать и расширять безбарьерную среду как в школах, так и в университетах.

— Для образования детей с ОПФР при поддержке государства делается очень многое, в том числе приобретаются специальные средства обучения и учебное оборудование, — говорит Ольга Хруль, заведующая лабораторией специального образования Академии образования. — Что касается моей сферы деятельности, то это разработка научных исследований по различным направлениям: по формированию функциональной грамотности и социальных навыков особенных детей, воспитанию инклюзивной культуры и т. д. Совместно со специалистами дошкольного и общего среднего образования в нашей академии подготовлены новые поколения образовательных стандартов с учетом принципа инклюзии в образовании. Разрабатываются учебные пособия для детей с особенностями развития, в том числе с использованием увеличенного шрифта и шрифта Брайля, для детей с интеллектуальной недостаточностью на основе новых, усовершенствованных учебных программ и программ коррекционных занятий. Создаются дидактические материалы, которые обеспечивают коррекционную направленность образовательного процесса: по формированию двигательной активности, познавательной деятельности, по использованию комплексов двигательных и зрительных зарядок, коммуникативных альбомов в процессе проведения уроков и коррекционных занятий. Появились электронные научно-популярные издания «Родителям о разных детях», рекомендации о том, как можно обеспечить адаптивную среду в учреждениях образования, создать комфортные условия для детей, например незрячих, домакак выполнять с ними домашние занятия. Основные направления совершенствования образования лиц с ОПФР раскрыты в стратегии развития инклюзивного образования до 2030 года, которая была разработана учеными АО.

— Одним из направлений деятельности РИПО является реализация принципа инклюзивного образования. Вся необходимая информация по вопросам профессионального обучения молодых людей с инвалидностью размещена на нашем сайте, — рассказала Елена Фалевич, начальник отдела развития инклюзивного образования Республиканского института профессионального образования. — Указаны перечень учреждений образования, специальности и квалификации, которые можно получить. У нас есть своя электронная библиотечная система с учебной литературой, которой также легко воспользоваться. Ребята могут пройти «ПрофиТест» и узнать, какая профессия им подходит, определиться со своим выбором.

— Зоной моей профессиональной ответственности является раннее вмешательство — уникальная структура, которая является концептуальной основой инклюзии, — говорит Анна Симченко, заведующий мониторинговым информационно-методическим отделением детского здоровья Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя». — Инклюзия начинается с момента рождения ребенкас психологического сопровождения семьи, которая должна стать базисом, ресурсом для будущего развития малыша. С точки зрения медицинских аспектов развитие ребенка мы воспринимаем как механизм, который включает в себя моторное и когнитивное развитие, социализацию, адаптацию и другое.

В рамках мероприятия прошла фотовыставка «Инклюзия: образование для призвания», которая рассказывает о школьниках с инвалидностью из разных городов Беларуси. Все они развивают свои способности и делятся мечтами о будущей профессии. Каждый фотопортрет отражает силу характера, увлечения и веру в мечту, которая не знает границ.

— За последние два года в рамках совместного проекта с Министерством образования ЮНИСЕФ помогал школам и детским садам внедрять инклюзивные практики обучения, создавать инструменты для педагогов и проводить кампанию по повышению осведомленности и изменению отношения общества к детям с инвалидностью. Только совместные усилия могут вызывать значительные изменения в судьбе каждого отдельного ребенка, — отметил Рустам Хайдаров, представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси.

Источник: https://nastgaz.by

поделиться в: