РУС БЕЛ ENG 中文

На Гродненщине после отработки на рабочих местах закрепилось почти 70 процентов молодых педагогов

08.10.2020

 

«Работать учителем нельзя. Учителем нужно быть»

В августе практически во все школы страны пришли молодые специалисты. Есть среди них те, кто возвращается на малую родину. Учитель испанского языка Ирина Шишко приехала преподавать в волковысскую гимназию № 2 два с половиной года назад. После положенной отработки молодой специалист осталась на первом рабочем месте. Оказывается, таких примеров на Гродненщине немало. Последние три года на первых рабочих местах закрепляется плюс-минус 70 процентов молодых педагогов. Каково это — прийти в родную школу, стать коллегой для тех, кого не так давно немного побаивался, вести уроки у ребят, которые совсем чуть-чуть младше тебя?
 
Учитель испанского языка Ирина Шишко.

Достойный пример

Было время, когда Ирина Шишко сидела за партой средней школы № 6 (сейчас гимназия № 2). И вновь вернулась сюда после окончания Минского лингвистического университета уже в качестве учителя испанского языка.

— Моим классным руководителем была Юлия Костоломова, которая и привила мне любовь к испанскому. Хотелось на нее равняться. Она говорила, что учительство — это неустанный труд, в том числе и души. Работать учителем нельзя. Учителем нужно быть. У Юлии Владимировны это получается. В прошлом году ей присвоили звание «Человек года Гродненщины». И это на сто процентов заслуженно.

У самой Ирины в отношении с учениками уже выработались определенные правила. На первый план наставник ставит партнерские отношения, предоставляя детям достаточно большой выбор во всем, стараясь развивать в них самостоятельность и умение планировать свою деятельность.

— Очень сложно соблюдать субординацию, — уверена собеседница. — Особенно со старшеклассниками. Когда пришла сюда на работу, мне дали пятиклашек. Это очень сложный возраст. Дети переходят из начальной школы, знакомятся с новыми учителями, новыми предметами. С прошлого года я классный руководитель. Под моим крылом 20 девочек и 10 мальчиков. Этих ребят воспринимаю как своих. Иногда приходится разбираться с какими-то мелочами. Кто-то кого-то толкнул, кто-то кого-то обидел словом. Но в целом плохих детей не бывает. Это я уже точно знаю.

Молодая учительница даже внешне похожа на испанку. Так утверждают ее ученики и друзья.

— Говорят, что со временем становишься похожим на носителей языка, — шутит Ирина Сергеевна. — Может, и так. Когда училась в университете, мы сразу видели «немцев». Всегда такие собранные, в темной одежде. Испанцы — народ веселый. Поэтому моя студенческая жизнь была насыщена самыми разными событиями, в которых нравилось принимать участие.

Когда работа становится хобби

  Ирина признается, что профессия для нее — это еще и хобби. Ей просто интересно делать то, что она делает.

— Большим толчком к развитию послужила неблагоприятная эпидемиологическая ситуация с COVID-19, — вспоминает учитель. — Воспринимать ее можно по-разному, лично для меня она стала мотиватором профессионального роста. За это время многому научилась. Чтобы организовать дистанционное обучение, к которому, замечу, нас никто не обязывал, пришлось освоить массу инструментов. Думаю, профессио­нальное выгорание, о котором много сейчас говорят, мне пока не грозит. Чтобы этого не случилось, надо не только отдавать, но и что-то получать взамен. Источниками восполнения потраченной энергии для меня являются дети, их юношеский задор, эмоции и непосредственность. Ребятам, которые приходят в олимпиадное движение, говорю: состязания подобного рода организуют не ради победы над кем-то, а в первую очередь над собой. Это как будто вызов себе, выход из зоны комфорта. Поняв это, ты сразу начинаешь расти, потому что приходится учиться и работать еще больше.
 

Этапы профессионального роста

Директор гимназии № 2 г. Волковыска Александр Личик рад молодому пополнению:

— Очень здорово, когда в любую организацию приходят молодые целеустремленные люди. Тем паче когда в само учреждение образования возвращаются его выпускники. В данном случае руководству и педагогическому коллективу проще, потому что перед ними человек, знающий устои и традиции. Конечно, есть и некоторые трудности. Прежде всего позиционирование себя как учителя, изменение социальной роли. Здесь самым важным считаю индивидуальную работу с каждым молодым специалистом. Хотя за много лет административной работы пришел к выводу, что лучше всего действует политика невмешательства. Человек должен набить собственные шишки. И это становление происходит не за месяц или два. Что касается Ирины Сергеевны, то не все учителя, проработавшие 10–15 лет, имеют те результаты, которые сегодня имеет она. Во-первых, это олимпиадное движение, в которое она втянулась с первых дней работы. Кроме того, под ее руководством учащиеся 10-го класса стали победителями Республиканского конкурса научно-исследовательских работ. В прошлом году ребята победили в конкурсе «Хрустальная альфа». По опыту скажу, что дети совершенно по-другому относятся к молодым учителям, видя в них старших товарищей. Поэтому хорошо, что пополнение коллектива новоиспеченными педагогами происходит постоянно.

Начальник отдела общего среднего и дошкольного образования управления образования Гродненского облисполкома Светлана Ковалевская довольна молодой составляющей в рядах учительского состава:

— Для поднятия имиджа учителя на Гродненщине реализуется проект под общим названием «Автограф на карте родной Беларуси». В каждой школе, городской или сельской, появились информационные стенды, рассказывающие о выпускниках, которые достойно трудятся в том же городе или районе, где они учились. Базовый смысл идеи — рассказать учащимся школ о земляках, добившихся признания на уровне страны или даже за ее пределами. Поверьте, каждой школе есть кем гордиться. Кстати, достойное место на стендах отводят и школьникам, показывающим в течение года значимые результаты в учебе, творчестве, общественной жизни. Немало случаев, когда выпускники возвращаются в родную школу работать учителями. Такие примеры также есть в каждом учебном заведении. Для поднятия престижа учительской профессии учрежден фестиваль педагогических идей.

В этом году на первых рабочих местах закрепилось 69,2 процента молодых учителей, в прошлом — 68,9, в позапрошлом — 70,9 процента. Это достойный показатель. Среди районов лидирует Сморгонский, где работать на первом рабочем месте осталось 91,3 процента педагогов. На втором месте Лидский, а на третьем — Волковысский.
 
https://www.sb.by/