Александр Жук: абсолютное большинство школьников положительно оценивают обучение в педклассах
26.12.2024За последние восемь лет школы и гимназии страны выпустили 18 тыс. педклассовцев, рассказал на расширенном заседании Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Александр Жук, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
В текущем учебном году состоялся десятый набор в педклассы. Проанализировав их деятельность, можно говорить об устойчивой позитивной количественной тенденции реализации педпрофилизации. Количество классов с 2015 по 2024 год увеличилось почти в 9 раз (со 102 до 880), а количество учащихся — более чем в 6 раз (с 1350 до 8475). Максимальное количество педклассов и групп открыто в Минской области — 204, а больше всего учащихся в педклассах, находящихся в Минске, — 2313. В последние годы по стране наблюдается стабильный рост школ и гимназий с педклассами, особенно в Брестской и Витебской областях и в столице.
Фото из архива БГПУ
— В Беларуси вопросам отбора и подготовки будущих педагогов уделяется пристальное внимание. Охват учащихся профильным педобразованием за последние четыре года особенно вырос в Минске — с 998 до 2313 и в Брестской области — с 680 до 1182. В текущем учебном году количество школ, где открыты педклассы, выросло на 30 %, — отметил ректор БГПУ.
В 2023 г. в БГПУ был создан и активно используется республиканский банк данных педагогических классов, размещенный на сайте вуза. Этот банк позволяет любому субъекту педпрофилизации, представителям управлений образования, руководству школ, педагогам и родителям получать информацию о педклассах.
— К настоящему моменту состоялось восемь выпусков педклассов. С 2017 по 2024 год учреждения общего среднего образования выпустили уже более 18 тыс. педклассовцев. В прошлом учебном году школы и гимназии окончили более 3,5 тыс. педклассовцев, из них 25 % (почти 900 человек) получили рекомендации педсоветов для поступления на педспециальности в вузы по собеседованию, — сообщил А. Жук.
По его словам, в последние три года количество педклассовцев, получивших рекомендации педсовета, снижалось в Витебской и Могилевской областях. Однако динамичный рост наблюдается в Брестской области (с 27 % до 40 %) и Минской (с 19 % до 29 %). В 2023/2024 году лидировали Брестская, Гомельская и Минская области, где от 29 % до 40 % выпускников педклассов получили рекомендации педсовета школы.
— Однако минимальное количество выданных рекомендаций было в Минске и Могилевской области. Предлагаю при выдаче рекомендаций в июне не ограничиваться только желанием выпускников и все-таки выдавать их всем, кто имеет право на их получение. Это позволит будущим абитуриентам принять взвешенное решение вместе с родителями по поступлению во время приемной кампании. Мы видим по опыту, что порой ребята колеблются и принимают решение о поступлении в последний момент, но те, кто остался без рекомендации, теряют эту возможность, — отметил ректор педвуза.
За последние четыре года количество поступающих выпускников педклассов в вузы и ссузы на педспециальности значительно увеличилось. Однако выпускники столичных педклассов реже других регионов выбирают педспециальности. Всего же в вузы поступает порядка 80 % выпускников педклассов, что говорит об их хорошей общеобразовательной подготовке.
— По результатам приема 2024 г. количество поступивших педклассовцев в вузы составило 79 %, из них 41 % — на педспециальности (в прошлом году — 39 %), в ссузы — 15 %, из них 8 % — на педспециальности. В целом педспециальности в вузах и ссузах выбрал 1191 выпускник, что составляет 33,5 % от общего числа. Это достаточно хороший показатель, ведь выпускники, заранее погруженные в педпрофессию и прошедшие педпробы, сделали осознанный выбор. Но тем не менее мы сейчас работаем над тем, чтобы эту цифру довести до 50 % и более. Но для этого нужна целенаправленная работа всех субъектов: и школ, и вузов, и общественности, и органов управления образования, — убежден А. Жук.
В 2024 г. на первый курс вузов был зачислен 1281 выпускник педклассов. Из них на педспециальности — 639, в том числе по результатам собеседования поступили 350 человек. Наиболее популярными вузами стали БГПУ — его выбрал 21 % выпускников педклассов, ГрГУ имени Янки Купалы — 13 %, МГЛУ — 9 %, БГУ — 8,8 %, БНТУ — 8,4 %, ВГУ имени П.М. Машерова — 8,2 %. По количеству поступивших на педспециальности лидирует БГПУ — 40 %, ГрГУ — 11 % и ВГУ — 10,5 %.
В БГПУ в этом году зачислено 269 выпускников педклассов, что выше показателя прошлых лет (в 2023 г. — 196, в 2022 г. — 184). Это позволяет отметить позитивную тенденцию. Причем две трети из них — 67 % (181 человек) — поступили на льготных условиях по результатам собеседования, еще 63 — по целевому направлению. Всего же в БГПУ в 2024/2025 году обучаются 873 человека из числа выпускников педклассов — это каждый четвертый студент-бюджетник.
— Мы ежегодно мониторим, как выпускники педклассов реализуются в профессии после окончания университета. Руководители школ и гимназий оценивают уровень подготовки молодых специалистов из числа педклассовцев как отличный. Показатель их удовлетворенности за последние три года составляет 84 %, а показатель удовлетворенности самих молодых специалистов — 88 %. Кроме того, абсолютное большинство школьников (97 %) положительно оценивают обучение в педклассах, они отмечают развивающий потенциал факультативных занятий и признают, что полученные психолого-педагогические знания будут полезны им в жизни. Более 90 % из них планируют поступление в вузы, а 36 % — на педспециальности, — проинформировал ректор БГПУ.
Он уверен: работу по профориентации надо начинать со ІІ ступени общего среднего образования, что приведет к осознанному выбору в старших классах. В этой связи можно выделить два этапа организации педагогической профилизации: пропедевтический (5—9-й классы) и основной (10—11-й классы). Эффективность пропедевтического этапа подтверждена в ходе республиканского экспериментального проекта, проведенного в 2016—2019 гг. с участием 15 школ, и инновационного проекта (2019—2022 гг.) с привлечением 16 учреждений для апробации модели допрофильной педподготовки. Данный опыт стоит масштабировать.
— Анализ результативности педагогической профилизации в Беларуси за 10 лет позволяет утверждать, что созданная система в целом решает поставленную задачу по привлечению в профессию мотивированной молодежи. В нашей стране обеспечивается реализация преемственности и непрерывности на всех уровнях подготовки педагогов, в том числе и через кластерное взаимодействие. Оно позволяет нам осуществлять согласованные действия по обеспечению научно-методического и организационного сопровождения в педклассах, — подытожил А. Жук.
Источник: https://nastgaz.by