РУС БЕЛ ENG 中文

"Ничего менять пока не планирую". Людмила Ницкая о системе образования города Гродно

12.12.2024

 
Новый гость программы “По-женски” – начальник отдела образования Гродненского горисполкома Людмила Ницкая.  
 

Людмила Ницкая – белорусский педагог. Недавно назначена начальником отдела образования Гродно. Начала карьеру в системе образования более 20 лет назад, работая в качестве штатного педагога в одной из школ. В дальнейшем она занимала различные должности, включая руководителя образовательного учреждения.

Как Вы пришли в образование?  

– Наверное, как и все дети, сначала мечтала, наблюдала за своими родителями, а потом сделала такой выбор.  

Вы мечтали стать учителем? 

– Да, когда-то была мысль, что, если я хоть когда-нибудь стану учителем, сбудется самая большая мечта моей жизни. Но так вот случилось, что учителем я так и не стала, но стала работать на тех должностях, о которых даже и не представляла. Не знала, что есть такая должность начальника в отделе образования, что есть должность работы в комиссии по делам несовершеннолетних.  

Помогать детям – Ваше призвание?  

– Долг учителя – научить ребенка воспитать и, конечно, помочь. Потому что каким мы знаем ребенка, приходящим в школу? Не умеет читать, не умеет писать. Главная задача учителя – помочь ему овладеть всеми этими навыками. 

Чем вы занимались, когда работали в комиссии по делам несовершеннолетних?  

– Я, собственно, всю жизнь в системе образования, если брать профессиональную жизнь. Первая моя работа – в должности педагога-организатора в школе №18. Вот я в должности уже педагога-организатора в школе пыталась изучить, организовать, вовлечь детей, увлеченных, заинтересованных в эти общественные процессы. Далее я работала в детском доме. Здесь у меня, в общем-то, и сформировалось у меня желание помогать.  

Вы видели себя в системе образования в дальнейшем?  

– Я вам скажу, что никогда у меня не было желания получить некое иное образование, уйти в другую сферу деятельности и забыть о том, что я уже умею и чему я научена. Поэтому, наверное, выбор был все-таки сознан. Несмотря на то, что я этот выбор делала в 16 лет. На сегодняшний день я ни одного раза не пожалела о том, что я выбрала эту профессию и развиваюсь в ней.  

Какой подход требует современный школьник?  

– Самое, наверное, главное – это вот любовь. Любовь к профессии. Чтобы человек никогда не жалел о выбранном своем профессиональном пути. И если человек верит в то, что он научит, в то, что он достигнет, в то, что из его класса выйдет ребенок настоящим гражданином, значит мы качественно выполнили свою работу. 

Административная работа направлена на улучшение системы образования? 

– Административная работа нельзя представить без практики. Поэтому это основная задача руководителя, скажем, уровня городского исполнительного комитета. До этого я занимала должность начальника отдела образования в администрации Октябрьского района. И везде одна задача – распознать сильные и слабые стороны системы и внести коррективы. Внести те предложения, которые будут приняты обществом, которые будут обоснованы. Потому что неправильное решение на уровне отдела образования может привести к стратегическим ошибкам, в том числе и в воспитании, в обучении детей. Поэтому все взвешиваем, сверяемся со своими вышестоящими руководителями.  

Вы прошли несколько ступенек в системе образования. Какой опыт извлекли из каждой должности?  

– Разные работы были, разный опыт. И я часто анализирую, какой этап моей деятельности помогает мне в реализации дальнейших идей. Конечно, работа в школе особенная. И я ни разу о своём выборе не пожалела. И, наверное, если бы пришлось вернуться на какую-то из моих прежних должностей, я бы выбрала школу. Потому что там, я всегда говорила своим заместителям и педагогам, школа – это быстрый эффект радости от того, что ты делаешь. То есть сегодня принятое решение элементарно в работе с родителем, с учеником может перерасти в инициативу. Ты можешь внести предложения, и, если это понравится детям, значит, ты правильно решил.  

Чем сегодня может гордиться система образования Гродно? О достижениях системы образования Гродно  

– Школа же тоже меняется под современные реалии. Это и достижения в учебной деятельности наших детей, это их высокие показатели на централизованном экзамене, их достижения в олимпиадном движении. Мы удерживаем свои позиции уже много лет и тенденции на сегодняшний день, полагаю, что будут положительные. Это и большая работа в воспитательной работе. То есть вот чем больше создаются условия и предложения для школьника, тем лучше характеризуется деятельность системы. Потому что увлеченный ученик – это показатель. Чем больше мы сегодня можем предложить школьнику для реализации его способностей, для его талантов, тем выше оценка работы системы. Потому что мы вовремя увидели и своевременно предложили ребенку какой-то сегмент для его развития.  

Информационные технологии как средство обучения школьников? 

– Да, активно используется форма производственного туризма, если мы о ней говорим. Обсуждали вопросы гражданско-патриотического воспитания на уровне горисполкома. И говорили о том, что именно расширение сети профильных классов, профессиональной направленности, воспитательной направленности, это и есть такой уже большой шаг. Внешкольная деятельность, называется она “объединение по интересам”, – это уже предложение ребенку для определения, либо поиска себя во взрослую жизнь.  

Чего не хватает на данный момент в системе образования города Гродно 

– Я бы, наверное, не торопилась говорить о том, что надо внести что-то новое. Я как раз сейчас вот в процессе изучения деталей тех дел и вопросов, которые уже есть, тех традиций и тех форм работы в учреждениях образования, которые используют на данный момент. Что-то, возможно, надо повысить в качестве, что-то оставить как есть, где-то внедрить новые формы. Вот как с октября этого года у нас на базе учреждения дополнительного образования детей и молодежи “Спектр” на территории Ленинского района, было открыто объединение по интересам по обучению детей управлению беспилотными летающими аппаратами. Взяли небольшую группу вместе с воинской частью, проработали первый этап, такой пусковой, когда детей знакомили с информационными технологиями. И вот будем переходить на новый уже уровень, обучать непосредственно самому управлению, то есть практическим действиям. Планируется, что, если пойдет эта работа хорошо, значит мы будем подключать в этот процесс еще и учреждения образования, где обучаются такие ребята. Также, где потенциал в школе есть. Сейчас рассматриваем вопрос по расширению площади подготовки учебных кабинетов, приобретению дополнительной техники для того, чтобы каждый, придя на такое занятие, мог быть увлечен не просто лицезреть, а поучаствовать в этом процессе.  

Функционирование оптимизация школьного питания Тенденции новинки школьного питания  

– Мы изучаем очень тщательно, с какой целью. Для того, чтобы получить результат абсолютно довольных родителей и детей в обеспечении их питанием. Потому что дети много времени проводят в школе. И, конечно, вкусовые предпочтения у каждого ребенка разные и очень сложные. Они приходят в школу, кто-то хочет утром кашу, кто-то хочет с утра мясо, как дома приучили. Поэтому, конечно, рассматриваем предложения родителей. Спрос такой всесторонний. И родители выражают свои предпочтения, потому что они имеют более тесный контакт с детьми. Возможно, дети родителям рассказали больше. От этого корректируем меню. Сейчас проводим такой эксперимент на базе двух учреждений образования, одна из школ Ленинского района, одна Октябрьского, где вводим вариативное меню для того, чтобы дети при помощи своих родителей, могли сделать такой предзаказ тех вариантов блюд, которые бы они точно съели. Для того, чтобы расходы государства в первую очередь на питание сократить, если дети бесплатно питаются, хотелось бы, чтобы эти расходы были оправданы. И родительские взносы на питание, родительская оплата за питание – это, конечно, тоже очень важно, чтобы родители понимали, что их вклад абсолютно оправдан. 

Как отнеслись к нововведениям и шведскому столу? 

– Шведский стол – это форма, которая выбирается всеми детьми. Но предлагаем её только учащимся старшей школы. И надо понимать, что такая несколько индивидуальная организация питания, это экономический в том числе блок вопросов. Чтобы сделать прям вот так индивидуально под всех и обслужить ребенка, и убрать помещение, нужно дополнительное количество штатов. Поэтому не в каждой школе условия позволяют организовать, в том числе, из-за материально-технических условий и размеров помещений. 

На каком направлении в системе образования акцентируете особое внимание? 

– Сложно сказать, потому что на самом деле у каждого человека есть свой набор качеств, которым он будет пытаться устремлять к такому единству в этих подходах. Поэтому я думаю, что главная задача – это обеспечить вот это единство в двух районах нашего города, чтобы мы принимали примерно одновременно и схожие решения, возможно, одинаковые, чтобы мы в одни периоды реализовывали какие-то важные мероприятия. Собственно, оно так и происходит, но принцип единства, он заключается во всяких моментах, и в том числе, возможно, мы наполним нашу деятельность какими-то совместными встречами, обсуждениями текущих вопросов. Может быть, обеспечен взаимодействием между двумя отделами образования, чтобы они делились своими уже обоснованными, оправданными, эффективными практиками друг с другом. Также дисциплина. Для меня главная дисциплина. Я человек дисциплинированный. И поэтому всегда на всех своих должностях, просто работах, я всегда хотела от своих подчиненных этого.  

Как справляетесь с нарастающей нагрузкой? Где берёте энергию?  

– Ну да, энергии надо много. Я становлюсь жертвой своего, наверное, личного пространства и личных интересов. Я всегда, приходя на любую должность, нахожу всякие средства, формы, методы для того, чтобы ее полюбить. Люблю, и потом я это все делаю с удовольствием. В школе я говорила своим работникам, что я прихожу на работу не как на работу, а как в дом, в котором мне комфортно, легко, и я чувствую себя абсолютно счастливой. Я очень надеюсь, что и на этой должности мне будет очень комфортно. Я верю в успех. Считаю, что успех – это не просто слово. Для меня три составляющие, потому что все, что делаешь, надо, в первую очередь, уметь знать и понимать, что это кому-то надо. И вот, наверное, вот это убеждение, что все, чем я профессионально занималась в своей жизни, оно приносило пользу людям.  

Как Вам удаётся при такой нагрузке находить время на семью и хобби 

– Пока не плету макраме, не занимаюсь кулинарным искусством, но иногда замечаю, что мне это начинает нравиться. Но, наверное, радость в детях, когда радуешься тому, что им хорошо, что им легко, что мы понимаем друг друга. Также радуют домашние животные. Друзья мои, работа моя. Потому что я много думаю. Каждый день, приходя, я рефлексирую свой рабочий день, вижу все его плюсы, минусы, что-то меня вдохновляет. Я стараюсь найти даже в каких-то осечках, в небольших проколах возможность усовершенствоваться. Бывает, значение слова не знаю. Вроде бы и возраст, кажется, знать должен все, но не попадаю в подростковый возраст.  

Какой бы совет дали Людмиле Ницкой в роли учителя-методиста? 

– Не бояться. Я и сейчас боюсь, но мне не страшно. Вот предложение руководителей, которые поступают, вот такая ситуация, хочется и рассказать, чтобы не быть хвастливым, да, двойственное чувство.  Поэтому не бояться, не бояться перемен. Банальное “инстаграмное” выражение «выходите из зоны комфорта», но это правда. Это правда, надо человеку всегда выходить из зоны комфорта для того, чтобы расти над собой, преодолевать эти трудности, не бояться идти вперед и в личной, и в профессиональной жизни, и в любых сферах своей жизни.  

Что пожелаете молодым специалистам, которые приходят сейчас в систему образования? 

– Я пожелала бы им сразу продолжать повышать свой уровень образования в магистратуре, в аспирантуре. Также наблюдать за опытными людьми. Это самый верный путь. Выбрать для себя идеал того педагога, коллеги уже получается, и просто посмотреть, как он развивался в своей деятельности, спросить у него совет. От этого совета уже делать свои выводы. Конечно, учиться. Раньше, я помню, когда сама была молодым учителем, и позднее, у нас был такой порядок. Мы каждый месяц директору должны были сообщить, что мы сделали по саморазвитию. Это был конкретный доклад, это должна была быть прочитанная книга, какое-то средство периодического издания касательно направления образования, пусть даже художественная книга. Но ты должен был постоянно держать это на своем контроле и изучать досконально, так, чтобы можно было заразить потом окружающих. 

Источник: https://grodnoplustv.by

поделиться в: