РУС БЕЛ ENG 中文

Как не пропустить детскую депрессию и бороться с расстройствами пищевого поведения у подростков

22.11.2024

Заболевая, мы идем на прием к врачу и ведем туда своих детей. Мы привыкли лечить свое тело, но что делать, если болит душа? Всегда ли в этом случае поможет психолог? На эти и другие чрезвычайно важные вопросы корреспондента “Настаўніцкай газеты” отвечают специалисты:

Елена Ивановна Скугаревская, ученый в области психиатрии, наркологии и медицинской психологии, доктор медицинских наук, профессор, врач высшей квалификационной категории, автор более 200 научных работ, автор учебника для медицинских университетов “Клиническая психиатрия. Детский возраст”, отличник здравоохранения Республики Беларусь;

Олег Алексеевич Скугаревский, профессор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии с курсом повышения квалификации и переподготовки Белорусского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор.

Защитить себя от травмы

— Елена Ивановна, вы много лет отдали работе с детьми с психическими расстройствами. Из вашей практики как специалиста, какие расстройства встречаются у современных детей и подростков чаще всего и почему?

Е.Скугаревская:

— Чаще всего попадают в поле зрения специалистов нашего профиля (а это психиатры, психотерапевты и психологи) дети из неблагополучных семей, дети, которые растут в сложной, психотравмирующей ситуации, которая не позволяет им самим себя защитить. Я консультировала детей разного возраста, с первых лет жизни и до 18 лет. Пришлось встретиться как с расстройствами невротического регистра, когда дети травмированы ситуацией, в которой находятся, так и с тяжелыми психическими расстройствами.

Наиболее частым психотравмирующим фактором является употребление родителями психоактивных веществ, наиболее доступный из которых алкоголь. Родители и дети обычно стесняются говорить об этом, уходят от ответов, утверждая, что дома у них все благополучно. Только позже по оговоркам детей специалист понимает, что происходит дома. Особенно тяжело в тех случаях, когда пьет мать. Нередко дети имитируют поведение родителей и пробуют спиртное, бывает, что так делают уже в 10-летнем возрасте. Бичом являются и другие психоактивные вещества — синтетические наркотики и употребление мака. Дома у таких детей обстановка всегда напряженная — скандалы, драки, побои, когда один родитель избивает другого в присутствии детей. Это все сказывается на воспитании, взрослении. Такие родители не знают, чем занимаются их дети, предоставленные сами себе.

Серьезно стоит проблема анорексии у детей и подростков. У меня в практике была 9-летняя девочка с развернутой клиникой нарушения пищевого поведения. Она стеснялась выходить на уроке к доске, потому что у нее было нарушено восприятие образа собственного тела, ей казалось, что она очень толстая, уродливая, что над ней будут смеяться. Поэтому она отвечала учителю в письменном виде или вообще молчала. Чтобы “помочь” дочери, мама купила ей очень тугой корсет, который девочка надевала в школу. Потом оказалось, что у этой девочки данная проблема уже давно. В семье мама взвешивала на лабораторных весах продукты перед употреблением. В психиатрическом отделении проходила лечение двоюродная сестра этого ребенка, которая так сбрасывала вес, чтобы быть красивой, что не смогла из-за слабости сдавать выпускные экзамены в школе. Радует, что девушка позже поступила в медицинский университет.

Наши пациенты — дети обез­доленные. Сначала они живо дискутируют с подругами, как себя удерживать в определенном весе, а потом утрачивают контроль в силу того, что их настигает депрессия. Их состояние им не нравится, оно тяжелое, гнетущее, болит душа, не могут спать, нет аппетита, начинают страдать внутренние органы.

О.Скугаревский:

— Проблемы психического здоровья детей — это проб­лемы их родителей. Разумеется, проб­лемы подростков могут быть связаны с особенностями развития их мозга. Если у мамы были проб­лемы во время беременности, они могут проявиться и в период полового созревания ее ребенка. Но они могут быть связаны и с внутрисемейными отноше­ниями и проблемным поведением родителей и с проблемным мик­росоциальным окружением.

Тревожный звонок: ребенок в беде

— Какие психологические проблемы ребенка поможет решить психолог, а с какими нужно обязательно обратиться к психотерапевту или психиатру?

О.Скугаревский:

— У большинства диагнозов психических и поведенческих расстройств есть критерий — нарушение социального функционирования. Это значит, что ребенок, подросток перестает быть включенным в процесс, как было раньше. Причин этому может быть масса. Он может не ходить с остальными детьми в столовую, сидеть в углу, злиться на уроке, плакать, быть в нестабильном настроении, легко срываться, быть гневливым, отказываться идти в школу. Нарушение этого обыденного функционирования — звонок о том, что что-то с ребенком не так.

— Где граница между психологической и психиатрической проблемой?

О.Скугаревский:

— Граница размыта, ее в принципе даже нельзя обозначать, потому что это будет очень формально. Психология — это нау­ка о душе, но в том месте, где это не касается диагноза. Психиатрия тоже касается проблем с душой, но тут речь идет о наличии болезненного состояния. Психологи и психиатры имеют дело с коррекцией, только тяжесть нарушений разная. Любая психологическая проблема, если она задержится надолго, может перерасти в психиатрическую.

— Сейчас много говорят о детской депрессии. На ваш взгляд, она существует? Как родителям и педагогам не пропустить детскую депрессию?

О.Скугаревский:

— Депрессия у младшего школьника и у подростка проявляется и выглядит по-разному.

Е.Скугаревская:

— Депрессия у годовалых малышей проявляется плачем. Когда из жизни ребенка исчезает мама, он плачет — долго и тяжело. Далее прибавятся соматовегетативные проявления: ребенок не хочет есть, похудел, плохо спит. Потом ребенок становится безучастным, безразличным к окружающему, не реа­гирует на то, что происходит вокруг. В моей практике была девочка, у которой погибли родители и которая прошла через несколько государственных учреждений для сирот. Как только ребенок привыкнет к персоналу учреждения, его переводят в другое. В конце концов, она стала мрачной, безэмоциональной, отрешенной от всего, что видит, ее ничто не интересовало, ни от чего она не испытывала радости, перестала разговаривать. Вела себя как маленький старичок. У ребенка притупились эмоции, а ведь человек стремится за эмоциями, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Эмоция — это окраска всех психических процессов. Эмоции являются движущей силой для того, чтобы выжить. Чтобы человек проявлял интерес к созиданию — к творчеству, видел будущее в положительном плане.

У младших школьников депрессия проявляется иначе. Девочка всегда играла с друзьями, у нее много игрушек, и вдруг она замыкается в себе, перестает играть, становится эмоционально невыразительной, а потом собирает свои любимые игрушки, пакует их и отдает подружке. Девочка отдает самое ценное — маркер того, что ребенок готовится к суициду. Поэтому так важно родителям это заметить и понять, какие мысли у ребенка в голове.

Иногда родители не могут найти контакт с подростком, успешным в учебе, докучают ему излишним контролем, не дают свободы, не считаются с его мнением. Один из моих пациентов во время семейного праздника пытался покончить с собой из-за жесткого и бестактного поведения отца. Родители не понимали, что подросток не простит унижения в присутствии родственников. Такие нюансы детской психики взрослым нужно учитывать.

О.Скугаревский:

— Другая ситуация. Успешный ребенок, отлично учится, целеустремленный, а дома проб­лемная семья, где папа пьет, а мама пытается решать папины проблемы таким образом, чтобы не выносить сор из избы. И когда ребенок в очередной раз приходит домой с десяткой, мама его хвалит мимоходом, формально и отправляет в свою комнату, потому что ей нужно заниматься проблемами мужа. Ребенка вроде бы и заметили, но фактически не до него. И получается, что он со всей своей успешностью все равно одинок. И это питательная среда для возникновения проблем, в том числе — пищевого поведения. У ребенка теряется мотивация! Это серьезная проблема.

— Значит, в детской депрессии всегда виноваты взрослые?

Е.Скугаревская:

— Нет, конечно. Человек живет в обществе, и без общения с окружающими он не выживет. Подростки в 14—16 лет вдруг начинают задумываться над тем, как выйти в центр внимания.

О.Скугаревский:

 Депрессию, как и любое психическое расстройство, сегодня принято рассматривать сквозь призму биопсихосо­циальной парадигмы. Биологический аспект — состояние здоровья ребенка, причем состоя­ния здоровья может быть достаточно, чтобы у ребенка возникла депрессия — сработает биологический фактор. Психологический аспект — буллинг в школе, отношения сиблингов в семье, отношения со сверстниками в дворовой команде. Так формируются черты индивидуального реагирования на стресс и характер ребенка. Социальный аспект — ребенок формирует свои модели реагирования на мир. Если он всегда в оппозиции к миру, может возникнуть депрессия. Разумеется, родители не во всем виноваты. Родители — это люди, которые окружают ребенка в ранние годы и иногда поддерживают его, а иногда они ответственны за формирование нездорового реагирования на мир.

В ловушке стереотипов

— Вы много консультировали детей с нарушениями пищевого поведения. Есть ли разница в нервной анорексии у девочек и мальчиков? И почему?

О.Скугаревский:

— Нарушение пищевого поведения — это не про еду, это про общение с миром. Тело подростка является объектом, через который он контактирует с миром, и это разменная монета здорового либо нездорового контакта. Бывает, что в семье ребенок чувствует себя изгоем или хотел бы вмешаться в родительскую дисгармонию, чтобы родители, например, не разводились. Получается, что анорексия — это неосознанный способ управления жизнью.

У мальчиков и девочек разный психологический смысл телесности, поэтому и причины анорексии разные. У девочки тело — это объект внимания, у мальчика тело — это объект, демонстрирующий деятельную позицию: добытчик, защитник, сильный, мужественный. Остро этот вопрос стоит в пубертате. У девочки в этот период так резко меняется тело, что она психологически еще не готова принять эти изменения. Тут важна мудрая позиция семьи, особенно мамы. Одна из психологических причин анорексии у девочек — остановить свое взросление. У мальчика в период пубертата возникает проблема с тем, что нужно заниматься спортом, иметь активную жизненную позицию, а он этого не делает, сидит в гаджетах. Понятно, что его фигура далека от эталона мужественности, он недоволен своим телом, самооценка понижается.

— Как педагог может понять, что у школьника проблемы с пищевым поведением?

О.Скугаревский:

— Анорексия заметна, педагогу важно увидеть такого ребенка. К примеру, ребенок не набирает в весе, не питается в столовой, ест отдельно. Еще у людей с анорексией появляются странные манеры в поведении. Чтобы снизить вес, подросток ходит пешком на большие расстояния (например, на переменках бесконечно ходит по коридору или по лестницам), надевает очень легкую одежду, чтобы мерзнуть и худеть через терморегуляцию. На уроках физкультуры такой ребенок дает себе чрезвычайную нагрузку. И первый отклик на отклонения пищевого поведения — это депрессия: голодный человек добрым не бывает. Ребенок оказывается в ловушке: он хотел красивую фигуру, а ее не получается. Появляется раздражительность, гнев, агрессия. Ребенок может швырнуть тарелку с некогда любимой едой маме в лицо. То, ради чего это все затевалось, перестает быть нужным. Ребенок оказывается в тупике. И это тот момент, когда ребенку необходима психологическая помощь.

Е.Скугаревская:

— Если тело начинает реагировать, оно способно довести пациента до инвалидизации. Когда мы смотрим в таких случаях на МРТ, то видим либо угрожающую атрофию коры головного мозга, либо уже состоявшуюся атрофию. Успешный ребенок — отличник и победитель республиканских олимпиад и конкурсов — становится фактически бездеятельным.

Стать независимым от деструктива

— Поговорим еще об одной зависимости — от культов и сект. Какова психотехнология вовлечения в секты подростков? И какие психические последствия для подростка от вовлечения его в деструктивные культы?

Е.Скугаревская:

— Я несколько лет была членом экспертного совета Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. Работала с теми, кто прошел через чистилище сект, которые прятались под маской образовательных центров. Главная задача деструктивных сект — привлечь к себе рабов, которые выполняют примитивную рутинную работу, но приносят доход. Разумеется, в зоне риска молодежь. Участники сект действуют на эмоции, волю и сознание молодого человека — на основные психические процессы, подавляя все.

У меня в практике был случай, когда в сети секты попали два студента мехмата. Юношам запретили продолжать обучение, внушили необходимость пере­ехать в западный регион страны и ухаживать за коровами. Родители студентов, узнав об этом, пришли в ужас. Понадобилось много усилий, чтобы вырвать парней из цепких лап сектантов.

— Как вы относитесь к квадро­берам, о которых сейчас все говорят?

Е.Скугаревская:

— Квадробика — своеоб­разное течение, основанное на игровой деятельности. Суть его заключается в том, что людей стараются увести от привычных, реальных дел в сторону положительных эмоций, познания новизны. Это учение заявило о себе в 1982 году. Его основатель — японец Кеничи Ито, любитель физкультуры, как он себя позиционировал. Учение строится на том, что у людей есть повадки животных, они могут подражать, имитировать поведение животных. Этот любитель физкультуры отработал бег на 4 конечностях, причем ноги должны быть вытянуты, и стал устраивать соревнования по такому бегу. Человеку приделывали хохолок на голову и хвостик сзади. За свою скорость в таком беге Кеничи Ито даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. Необычно, шутливо, позволяет отвлечься от жизненных тягот — это привлекало людей. Течение было широко распространено в Англии и США, а сейчас Россия стоит на пороге того, что Государственная Дума принимает закон о запрещении квадроберов.

На мой взгляд, это своеобразное замещение детства у молодежи. Это не приносит никакой результативности. Ведь человек как личность живет в обществе, силы которого должны быть направлены на созидательный, преобразовательный процесс. Тогда эта деятельность значима и приносит плоды. Творчество — важнейший аспект в социально полезном развитии ребенка. Задача общества и школы — развить в ребенке любовь к творчеству и созиданию.

Источник: https://nastgaz.by

поделиться в: