В первый раз в первый класс. Как помочь ребенку адаптироваться в школе
03.09.2020
Школьный звонок позвал детей на занятия. Особенно волнительны первые дни учебы для первоклассников и их родителей. Как помочь малышу адаптироваться к новым условиям? На все школьные вопросы отвечает детский психолог областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Алла Мирон.
Учим самостоятельности
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. За это время дети привыкают к новой обстановке, новым требованиям, психологическим нагрузкам, заводят друзей. Существует два вида адаптации к школе: физиологическая и психологическая. Физиологическая связана со здоровьем и уровнем развития организма ребенка. В школе у деток совсем другой распорядок, организм к этому должен привыкнуть. Алла Мирон советует придерживаться режима даже в выходные дни и на каникулах, отправлять детей спать не позже 10 часов вечера. Семилетние дети должны спать не менее 11 часов в сутки. Не лишним будет научить ребенка усидчивости, ведь в школе урок идет 35 минут, и хоть предусмотрены физкультминутки, это поначалу будет непривычным для ребенка.
– Нужно обязательно научить ребенка самому одеваться, подсказать, как это быстрее сделать. Естественно, ребята должны уметь сами кушать и не затягивать прием пищи на долгое время. Потренируйтесь дома все это делать, тогда ребенок не потеряется в новой обстановке.
Спокойствие и общение
Привыкнуть к новым условиям нужно и на психоэмоцональном уровне. Многие взрослые думают, что ребенок не может быть в депрессии и подавленном состоянии. Да, в классическом понимании они не проявляются, но дети могут переживать серьезные психоэмоциональные потрясения. Это может проявляться как в слишком спокойном и молчаливом поведении, так и в активном и агрессивном.
– В первую очередь на адаптацию к школе влияет микроклимат в семье. Если он будет спокойным, то и ребенок адаптируется быстро и легко. Любые конфликты между родителями остро воспринимаются детьми. Если у мамы и папы есть разногласия, решать их нужно в отсутствие малыша. На первоначальном этапе важна поддержка. Говорите чаще первокласснику, что он умница и что у него все получится. Обязательно говорите что-то приятное перед школой. Общайтесь с ребенком, интересуйтесь его жизнью, классом.
Алла Мирон советует не задавать вопрос «Как дела?». Скорее всего, ребенок ответит «хорошо» или «нормально». Спросите, с кем первоклассник играл, что на уроках запомнилось ему больше всего. Можете тоже рассказать ему немного о своем дне.
Баланс между похвалой и критикой
Формирование адекватной самооценки – залог здоровой психики. Ребенка нужно чаще хвалить, замечать его успехи, помогать разбираться в неудачах. Дети могут легко опустить руки, если у них что-то не получилось. Они начинают переживать, что мама и папа их будут ругать.
Поговорите с ребенком о его неудаче, укажите на ошибку, но затем отметьте позитивный опыт и попросите ребенка попробовать еще раз. Если не разбирать ошибки, можно взрастить в ребенке завышенную самооценку, что тоже нехорошо. Важен баланс между похвалой и критикой.
Поддерживайте связь с учителем, но никогда не обсуждайте ребенка в его присутствии. Также не стоит прилюдно детей отчитывать, ругать. Не позволяйте другим родителям отчитывать вашего ребенка и повышать на него голос. Да, аккуратно указать на неподобающее поведение можно, но все остальное – только с родителями.
– Если нарушать это правило, у ребенка срабатывает определенный поведенческий механизм. Раз меня так ругают и я такой плохой, значит, и буду вести себя нехорошо. Кроме того, у малыша может сформироваться заниженная самооценка.
Всему свое время
Часто в погоне за интеллектуальным развитием родители упускают важность психоэмоционального роста. Некоторые взрослые уже с двух лет учат ребенка чтению, счету и письму, но здесь нужен индивидуальный подход. Наилучший возраст для знакомства с буквами – 4-5 лет. Алла Мирон отмечает, что всему свое время. До трех лет малышам нужно много двигаться и познавать окружающий мир посредством 5 чувств. В этот период важно активно развивать мелкую моторику рук, много играть, разговаривать с малышом. Эмоциональное развитие не должно запаздывать, позвольте ребенку быть ребенком.
– Случается так, что дети приходят в школу, отлично все схватывают по учебе, но общаться не умеют, им не хватает навыков коммуникации. Из-за этого отдаляются от коллектива, что может плохо сказаться на общем развитии.
Советы педагога и психолога Симона Соловейчика. Чему нужно научить ребенка родителям, чтобы адаптироваться в школе
-Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
-Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
-Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
-Играй честно, не подводи своих товарищей.
-Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
-Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
-Из-за отметок не плачь.
-С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
-Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
-Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
-Старайся быть аккуратным.
-Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Рэдакцыя газеты «Гродзенская праўда»