РУС БЕЛ ENG 中文

Использование на уроках модели перевернутого обучения: методический семинар

12.11.2024

Для учреждений общего среднего образования актуальными являются задачи формирования у школьников умений гибко адаптироваться к изменениям в современном мире, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, грамотно использовать полученную информацию, критически мыслить и др. Их решению, на наш взгляд, способствует использование в педагогической практике модели перевернутого обучения.

Т.В.СПОГАР, заместитель директора по учебной работе СШ № 7 г. Новогрудка

Основная идея модели заключается в повышении мотивации учеников к активной деятельности на учебном занятии, в связи с чем меняется содержание работы: дома ребята предварительно изучают теоретический материал по видеоуроку, а на занятии прорабатывают этот материал, разрабатывают мини-проекты, проводят эксперименты.

В нашем учреждении образования был проведен семинар «Перевернутый урок и самообразовательная деятельность учащихся», который предлагается вашему вниманию.

Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности учителей в вопросах использования на уроках модели перевернутого обучения.

Задачи:

  • создать условия для изучения участниками особенностей перевернутого урока;
  • сравнить традиционный и перевернутый уроки, оценить их положительные и отрицательные стороны;
  • создать алгоритм подготовки учителя и ученика к перевернутому уроку и на его основе спроектировать учебное занятие на заданную тему.

Ход семинара

І. Организационно-мотивационный этап

Участники произвольно делятся на группы по 5–6 че­ловек. Ведущий предлагает выполнить задания.

Задание 1. Выберите правильный ответ (используется программа Plickers.com). Обсудите с коллегами результаты работы.

  1. Перевернутый урок – модель обучения, особенности которой заключаются в следующем:

а) один из учеников ведет урок, а учитель участвует в выполнении практических заданий совместно с остальными учащимися;

б) учитель предоставляет ученикам в электронном виде теоретический материал для самостоятельного изучения дома, а в классе организуется практическое закрепление изученного;

в) учитель предоставляет теоретический материал в классе, а ученики выполняют практические задания дома;

г) парты на уроке обычно перевернуты.

  1. Перевернутый урок предполагает, что:

а) учащиеся дома работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет;

б) ученики дома самостоятельно читают новый параграф в учебнике;

в) учитель в режиме онлайн объясняет детям новый материал, используя современные мессенджеры;

г) учащиеся ищут ответы на вопросы, заданные учителем.

  1. Использование перевернутого обучения дает возможность педагогу на уроке:

а) еще раз объяснить новый материал детям;

б) мотивировать учащихся на самообразование;

в) выделить большее количество времени для организации групповой и парной работы, совместного обсуждения изученного материала;

г) организовать контрольный опрос или тест максимально эффективно.

ІІ. Операционно-деятельностный этап

Ведущий. Зачем учителю «переворачивать» обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие ряда проблем, с которыми педагог сталкивается в ежедневной работе? (Организуется обсуждение.) «Перевороту» обучения обычно способствуют следующие факторы: 1) пассивность учащихся на уроке; 2) активное внедрение в образовательный процесс средств ИКТ; 3) неэффективность механического заучивания детьми учебного материала; 4) односторонность роли учителя на уроке (его функции заключаются в основном в передаче информации, контроле знаний и удержании дисциплины); 5) требования к формированию у школьников функциональной грамотности.

В перевернутом уроке предусматривается, что учащиеся во внеурочное время самостоятельно просматривают видеоуроки, изучают информацию из дополнительных источников, а затем в классе совместно с учителем обсуждают новые понятия и применяют полученные знания на практике.

Выделим особенности перевернутого урока:

1) роль учителя на учебном занятии остается ведущей, но деятельность его направлена на координацию взаимодействия учащихся, осуществление консультирования, оказание помощи и создание проблемных ситуаций для организации поисково-познавательной работы детей;

2) учебные материалы представлены в электронном виде, поэтому учебные пособия уже не являются единственным источником информации, а каждый ребенок в удобное для себя время может изучить качественный электронный образовательный контент;

3) растут требования к учебной деятельности школьников: содержание обучения уже не является самоцелью, а становится отправной точкой для углубления знаний, акцент ставится на процессе познавательной деятельности, открытии новых знаний;

Применение перевернутого урока позволяет учителю освободить время для активного общения с учащимися, больше внимания уделить тем ребятам, которым трудно дается изучение предмета или у которых возникают проблемы с выполнением самостоятельных работ и домашних заданий. При этом высокомотивированные ученики получают больше возможностей для того, чтобы учиться в своем темпе.

Задание 2. Сравните традиционную и перевернутую модели обучения: обсудите в группе и распределите предложенные варианты в соответствующие колонки таблицы, составьте на доске общую таблицу.

Варианты действий

1. Учебный материал передается от учителя к учащимся (лекция, рассказ, сообщение).

2. Учитель создает учебные ситуации для организации самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся.

3. Педагог на учебном занятии освобождает время для активного взаимодействия учащихся с целью создания учебного продукта.

4. Учитель объясняет новый материал, дети закрепляют полученные знания.

5. Знания приобретаются учащимися самостоятельно, а взаимодействие с педагогом организуется с помощью современных интернет-инструментов.

6. Учитель просматривает выполненные учащимися контрольные задания (тесты), определяет трудные вопросы, отбирает тренировочные и развивающие задания к следующему занятию.

Ведущий. Подготовка к перевернутому уроку – процесс довольно сложный и трудозатратный. Во-первых, необходимо очень серьезно подойти к выбору и формулировке цели (прочитав и осмыслив цель, ученик должен сам определить, каким образом он сможет ее достичь, т.е. цель должна быть конкретной, понятной, измеримой и выполняемой за определенный промежуток времени). Во-вторых, нужно тщательно спланировать деятельность учителя и ученика на каждом этапе урока. Например, на этапе введения в тему можно предложить детям проблемную задачу, для решения которой необходимы новые знания, или интересный факт, связанный с изучаемым материалом, при этом обязательным условием является обращение к жизненному опыту учащихся. Отметим также, что нужно дать четкую инструкцию для выполнения домашней работы, размещенную в общем доступе. В-третьих, домашняя работа должна предполагать самостоятельное изучение школьниками новой темы с использованием учебников, видеороликов, презентаций и др. Материал может быть подготовлен учителем самостоятельно или заимствован у коллег: самое главное – разделить его на короткие блоки и учесть, что основной информации должно быть достаточно для освоения темы в соответствии с программой по предмету. Процесс изучения материала целесообразно сопровождать специальными заданиями-шаблонами: например, можно предложить ребятам заполнить презентацию по заданному количеству слайдов, разместив на них конкретную информацию (определение понятия, список фактов, схему и т.п.), либо таблицу, каждая графа которой содержит вопросы и задания по учебному материалу. Необходимо разработать инструменты для самоконтроля: интерактивные дидактические игры и тесты (например, созданные в сервисах LearningАpps.org, master-test.net).

Таким образом, в рамках модели перевернутого обучения учителю важно заинтересовать учеников, обеспечить условия для самостоятельного осмысленного изучения темы урока, помочь при решении практических задач и оценивании полученных знаний.

Задание 3. Создайте алгоритм подготовки к перевернутому уроку учителя (группы 1, 2) и ученика (группы 3, 4), расставив в правильном порядке этапы работы (ниже приведены правильные варианты).

Алгоритм подготовки учителя: 1) формулировка задания и сроков его выполнения; 2) составление списка новых понятий по теме для приведения в соответствие с содержанием урока учебного видео (подкаст, видеоурок, видеолекция, видеокейс, научно-популярный, художественный или анимационный фильм, вебинар); 3) запись или отбор обучающего видео (примерно 3 мин.); 4) размещение обучающего видео на облачных сервисах или отправка ученикам ссылки на учебный материал; 5) отбор или разработка тестовых заданий (упражнений) по тематике учебного видео; 6) создание списка вопросов для контроля понимания детьми содержания учебного материала; 7) разработка инструкций к новому учебному материалу; 8) отбор задач для работы с учебником; 9) прогнозирование возможных вариантов обратной связи с учителем (по электронной почте или с помощью мгновенных сообщений).

Алгоритм подготовки ученика: 1) получение в качестве домашнего задания видео опорного конспекта для изучения нового материала; 2) изучение инструкций к новому учебному материалу; 3) ознакомление со списком новых терминов, определений, лексических фрагментов для понимания содержания учебного видео и электронных образовательных ресурсов; 4) просмотр обучающего видео; 5) выполнение тестовых заданий (упражнений); 6) выполнение базовых заданий по учебнику; 7) выполнение онлайн-теста; 8) осуществление электронной коммуникации с учителем (при необходимости).

Задание 4. Изучите методические рекомендации по использованию интернет-сервисов для создания перевернутого урока (материалы доступны через QR-код) и спроектируйте «перевернутый» урок по заданной теме.

Шаблон плана урока

 

Дома

На учебном занятии

Деятельность учителя

 

 

Деятельность учащихся

 

 

Группа 1. Биология, 10 класс (базовый уровень). Тема «Общий план строения клетки». Цели урока: сформировать у учащихся представление о строении клетки и о едином принципе организации клеток, развивать умения определять черты сходства и различия клеток, работать с текстом в парах и группах.

Группа 2. Русская литература, 6 класс. Тема «И. А. Крылов. Басня «Квартет». Цели урока: изучить текст басни, определить ее композиционные части, тему и главную мысль; развивать читательские компетенции.

Группа 3. География, 8 класс. Тема «Климатические пояса Земли». Цели урока: изучить климатические пояса Земли, выделить их отличительные особенности, развивать умение определять типы климата.

Группа 4. Русский язык, 10 класс (повышенный уровень). Тема «Дискуссия и корректные приемы ее ведения». Цели урока: ознакомить учащихся с приемами ведения дискуссии и правилами формулировки аргументов, формировать умение создавать тексты дискуссионного характера с применением корректных приемов ведения спора.

ІІІ. Подведение итогов. Рефлексия

Прием «SWOT-анализ». Участникам предлагается определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы модели перевернутого обучения.

Прием «Сакура настроения». Педагоги выбирают изображение цветка сакуры в соответствии с собственным настроением: розовый цветок – я узнал много нового, мне понравилось мероприятие, могу использовать новые знания на практике, мне бы хотелось познакомиться с технологией еще глубже; белый цветок – у меня не все получилось, я испытывал затруднения в ходе работы, было много непонятного; красный цветок – мне было сложно, мне было неинтересно, ничего нового – я это все знаю. Цветки крепятся на рисунок дерева на доске.

Литература
1. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017. – 166 с.
2. Курвитс, М. Что такое перевернутый класс и в чем его отличие от традиционного [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marinakurvits.com/perevernutii-klass/. – Дата доступа: 18.01.2024.
3. Фирсова, П. Перевернутый класс: технология обучения XXI века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: spring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka. – Дата доступа: 20.01.2024.
4. SWOT-анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/SWOT. – Дата доступа: 21.01.2024.

Источник: https://nastgaz.by

поделиться в: