Опыт, новаторство, профессионализм. Гродненский областной институт развития образования отмечает 80 лет со дня основания
01.11.2024За восемь десятилетий институт ни разу не останавливался на пути своего созидательного развития.
Руководство Гродненского областного института развития образования
Светлана Антоновна Сергейко, кандидат педагогических наук, доцент
Ректор
Елена Валерьевна Казановская, кандидат педагогических наук, доцент
Проректор по учебно-методической работе
Марина Иосифовна Добродушенко,
проректор по научно-методической работе
Андрей Анатольевич Шнипко,
проректор
Как все начиналось
История государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования» берет начало в 1944 году. Он был открыт 1 ноября – спустя месяц после того, как образовалась Гродненщина. С этого момента началась история образования взрослого населения Гродненской области, история научно-методической школы и само методическое сопровождение всех субъектов образования региона.80 лет назад главной целью деятельности института было становление и развитие педагогических кадров. На первых порах здесь организовывались вечерние курсы и курсы выходного дня для учителей. Сегодня список тех, кто повышает квалификацию и получает дополнительное образование в ГрОИРО, можно продолжать очень долго. Это педагоги, идеологические работники, члены общественных объединений, политических партий. Институт развития образования, являясь ядром профессиональной самореализации педагогических работников, считается крупнейшим научно-методическим и образовательным центром Принеманья, по праву получившим признание у отечественной педагогической и научной общественности.
За восемь десятилетий институт ни разу не останавливался на пути своего созидательного развития. На каждом этапе здесь трудились и продолжают трудиться истинные профессионалы. Люди, всем сердцем переживающие за общее дело, преподаватели, методисты и специалисты, благодаря которым учителя Гродненщины идут в ногу со временем, знают все и даже больше о том, как достойно подготовить учащегося, вложить в него не только знания, но и воспитать чувство патриотизма, взрастить талант, помочь самореализоваться и развить потенциал.
ФАКТ
Гродненский областной институт развития образования признан лауреатом 20-го юбилейного конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» 2021 года в номинации «Услуги населению», а также удостоен специальной награды «Лучший в регионе»
за достижения высоких результатов в обеспечении качества и безопасности продукции.
Миллион педагогов прошли через ИРО
В разные годы институт возглавляли Станислав Соколовский, Владислав Барков, Светлана Кострица. Уже 10 лет ректором Гродненского областного института развития образования является Светлана Антоновна Сергейко.Сегодня в институте сформирована достойная инфраструктура. В его структуре – факультет профессиональной самореализации и три кафедры, занимающиеся научными исследованиями в гуманитарной сфере знаний и осуществляющие экспериментальную и инновационную деятельность, два центра, четыре управления и два отдела. Обучение ведется по 200 авторским программам дополнительного образования. Ежегодно здесь обучаются свыше 16 тысяч слушателей.
ГрОИРО обладает емким научным потенциалом. Из 28 педагогов института девять имеют научную степень кандидата наук, два сотрудника представили диссертацию в совет по защите, два учатся в докторантуре, 10 – в аспирантуре, два профессора, семь доцентов. Среди приглашенных лекторов 38 процентов – ученые Республики Беларусь, 62 процента – практики высочайшей квалификации.
ФАКТ
В 2022 году Федерацией профсоюзов Беларуси институт признан лучшим социальным партнером в сфере образования и науки.
– За время своего существования институт повысил квалификацию свыше 1 миллиона руководителей и специалистов системы образования и осуществил переподготовку почти полутора тысяч педагогических работников. В числе слушателей и стажеров института – известные ученые, профессоры и доценты, заслуженные учителя и отличники образования, народные поэты и писатели, менеджеры высшего звена государственных органов и учреждений образования, депутаты, – рассказывает ректор Светлана Сергейко. – Институт достиг больших успехов в области международного сотрудничества. Установлены тесные научные связи с Россией, Казахстаном, Узбекистаном и другими странами. Особое внимание уделяется развитию въездной академической мобильности, а также привлечению иностранных преподавателей. Регулярно перед слушателями института с лекциями выступают ученые учреждений-партнеров: университетов, институтов развития образования из России, Казахстана, Узбекистана и других стран. Институт активно участвует в организации стажировок и повышении квалификации зарубежных партнеров, организовывает совместные научные исследования, является соучредителем международных научных конференций. Издает научно-методический журнал «Вестник образования. Гродненский регион», сборники научных работ.
Внедрение модели «Институт 4.0», реализация Концепции самореализации педагога в непрерывном образовании, переход к системе менеджмента качества, развитие межведомственного сотрудничества, создание единой системы «Наука – образование – практика», развитие стратегических партнерских отношений с зарубежными коллегами позволяют институту занимать лидирующие позиции среди учреждений дополнительного образования взрослых республики.
– В нашем активе уникальные достижения, значимые результаты, инновационные проекты – итог огромного труда талантливых, энергичных, увлеченных своим делом сотрудников института, – сказала ректор института. – Искренне благодарна коллегам за труд! Желаю нам еще долгие годы занимать лидирующие позиции в системе дополнительного образования взрослых, успехов в укреплении конкурентоспособности института, высоких позиций в рейтингах оценки качества образования, новых ярких инновационных идей.
Ведь институт – это место, где инновационные идеи имеют значение.
ФАКТ
За достижение высоких показателей, профессионализм и значительный вклад в развитие образования региона Гродненский областной институт развития образования занесен на областную Доску почета по итогам 2020 года.
«Институт 4.0»
Сегодня основной акцент в работе учреждения сделан на характеристике модели «Институт 4.0». Она включает четыре направления деятельности. Первое – это образовательный процесс, направленный на развитие профессиональной компетентности педагогических работников региона на протяжении всей их профессиональной карьеры. Второе – методическое сопровождение учителей, основные задачи которого – создание благоприятных условий для их профессионального развития с учетом задач региона, эффективного участия в фестивальном, выставочном, конкурсном и олимпиадном движении. Третий процесс модели «Институт 4.0» – научная деятельность. ГрОИРО проводит научные исследования, в основном прикладного характера. Создает и апробирует новые формы, методы и приемы воспитания и обучения подрастающего поколения, разрабатывает теоретико-методические основы дополнительного образования взрослых. Выявляет, обобщает и транслирует инновационный педагогический опыт. Четвертый процесс модели «Институт 4.0» – коммерциализация. Институт привлекает дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения своей деятельности.Сотрудники центра воспитательной, идеологической,
социально-педагогической работы
По словам ректора Светланы Сергейко, внедрение модели «Институт 4.0» позволяет не только качественно осуществлять повышение квалификации и научно-методическое сопровождение системы образования Гродненской области, но и, предвосхищая запросы общества, очень быстро отвечать на вызовы времени, ежегодно предлагать проекты, аналогов которых не существует. Ежегодно ряд инноваций, разработанных институтом, реализуются в нашей стране.
Сотрудники управления по сопровождению работы
с детьми, достигшими высоких показателей
в учебной и общественной деятельности
Вторая идея – авторская технология, которая принадлежит непосредственно Светлане Сергейко и которая легла в основу деятельности ИРО, – это «Стратегическая концепция самореализации личности в условиях непрерывного образования». Она позволяет каждому педагогу сконструировать собственную образовательную траекторию для достижения наивысшей точки профессионализма, полной и устойчивой реализации себя в профессии.
ФАКТ
Свыше 16 тысяч слушателей ежегодно обучаются в Гродненском областном институте развития образования.
Выявляют и внедряют лучший опыт
Выявление, обобщение, трансляция передового педагогического опыта – эти направления лежат в основе развития профессионально-образовательного пространства Гродненской области. На это направлена вся научно-методическая работа Гродненского областного института развития образования.– Мы выявляем самый лучший опыт, внедряем его в образовательное пространство. Таким образом, с одной стороны – повышаем компетентность педагогов, с другой – повышаем качество образования. В рамках выявления педагогического опыта проводится очень много мероприятий. Это инновационно-экспериментальная деятельность, поскольку педагоги, на местах реализуя инновационные проекты, получают методический продукт, который внедряется в учебный процесс другими учреждениями образования, – рассказывает
проректор по научно-методической работе Марина Добродушенко. – Развитие образовательно-профессионального пространства региона происходит посредством трансляции научно обоснованного и методически обеспеченного педагогического опыта, который включен в областной банк инновационного педагогического опыта, публикуется на страницах республиканских и областных научно-методических изданий, в сборниках научно-практических конференций, транслируется в международное образовательное пространство.
ФАКТ
В 2018 году институт стал лауреатом премии Гродненского областного исполнительного комитета за достижения в области качества 2017 года, а в 2020 году – дипломантом Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2019 года.
Коллектив института поздравили с вручением Премии Правительства
Республики Беларусь за достижения в области качества
Постоянно расширяют рамки
Что еще важно – научно-методическое сопровождение учителей происходит на основе синтеза педагогической науки и практики, с учетом достижений и ключевых тенденций в педагогической сфере, а также выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогов.– Гродненский областной институт развития образования как учреждение дополнительного образования взрослых ориентирован на компетентного специалиста с оперативно сформированной активной гражданской позицией, готового к реализации стратегии личностного и профессионального развития, – отмечает проректор по учебно-методической работе Елена Казановская. – Наше учреждение способствует формированию и развитию практико-и личностно-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей интеграцию в логике «педагог – учреждение образования – система образования».
По словам Елены Казановской, институт постоянно расширяет рамки межведомственного взаимодействия с главным управлением образования, главным управлением идеологической работы и по делам молодежи, главным управлением организационно-кадровой работы, управлением спорта и туризма Гродненского областного исполнительного комитета. На системной основе обеспечивается повышение квалификации не только педагогических работников, но и идеологических работников учреждений, организаций, предприятий региона, специалистов агропромышленного комплекса, работников госорганов.
– Вся наша работа направлена на создание динамичного единства учебного и воспитательного процессов. А наша главная цель – воспитать нравственно зрелых, творческих участников образовательного процесса с опорой на общечеловеческие, гуманистические ценности, культурные и духовные традиции белорусского народа, государственную идеологию. И все это – в рамках реализации учебных программ повышения квалификации и обучающих курсов, программ организационно-методических и научно-методических мероприятий, – сказала Елена Казановская.
Программы, конкурсы, интенсивы
Институт сопровождает педагога на протяжении всей его профессиональной деятельности. Так, например, учреждение работает в триаде (ГУО – отраслевой обкомом профсоюза – ИРО) с молодыми специалистами по повышению престижа педагогического труда. Создана Школа молодого педагога, проводится международный фестиваль «Призвание – педагог», создана виртуальная книга почета молодых специалистов. Вручается премия «Успешный старт», номинированная обкомом профсоюза совместно с РОО «Белая Русь». Молодые педагоги активно включаются в конкурсное движение, в проектную и инновационную деятельность. Индикатором качества совместной деятельности является закрепление более 70 процентов молодых педагогов в профессии после отработки обязательных двух лет.Институт регулярно проводит школу профессионального мастерства «От мастерства учителя к успеху учащегося», фестивали «Инновационные технологии в образовании», «Призвание – педагог», «Шаг в будущее», «Весна: радость познания», «Педагогический дебют», проводит конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», «Мастер года», «Т-мастер», образовательные интенсивы, творческие лаборатории, панорамы педагогического опыта, краудсорсинговые проекты, семинары. Кстати, регулярные победы учителей Гродненщины в республиканском конкурсе «Учитель года» – отдельная гордость и заслуга ГрОИРО.
ФАКТ
За достижение значительных результатов в области качества и конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ, внедрение инновационных технологий и современных методов менеджмента институт признан лауреатом Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2022 года.
Во время вручения Премии Правительства Республики Беларусь
за достижения в области качества, 2022 год
Для ребят и учителей, которые курируют классы профильной направленности, проводятся «Агрогиада», «Педагогиада», форум «ПедСтарт», профильный лагерь «ПрофСТАРТ». Сопровождает институт и школьников, участвующих в олимпиадном и конкурсном движении. Они – постоянные участники клуба «Хрустальная альфа», турнира юных физиков, математиков, олимпиады по учебным предметам, финансовой грамотности.
Успешно работает клуб «Перспектива», образовательный интенсив «Директорская среда» и многие другие инновационные проекты, центры эффективных педагогических практик.
Со времени своего основания институт активно занимался общественной деятельностью. Учреждение было и остается флагманом общественно-социальных и гражданских активностей. Патриотические и духовно-нравственные ценности служат основой для общественных молодежных и политических движений в коллективе.
С БСЖ и ОО «Белая Русь» институт работает по повышению уровня компетентности родителей: организован информационно-консультативно-досуговый центр «Семейная академия» для молодых семей, работает областная школа успешных отцов папа-школа «ДАВЕР», создан сайт «Успешное родительство», впервые в республике начал функционировать чат-бот для родителей «Опора».
Совместно с силовыми структурами создана Школа безопасности. Занятия в школе проводятся с участием сотрудников УВД, КГБ, МЧС, Беларусбанка, областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, суда Ленинского района
г. Гродно. Совместные проекты есть с БПЦ, БРСМ, ветеранской организацией и многими другими социальными институтами.
Вместить на двух газетных страницах всю восьмидесятилетнюю историю, проекты, разработки и достижения Гродненского областного института развития образования, конечно, невозможно. Тем более, учитывая, что учреждение ни дня не стоит на месте. Здесь регулярно внедряются новые технологии, научные достижения, проекты, инициативы, постоянно расширяются горизонты. И нет сомнений, что созидательное развитие ГрОИРО на благо жителей Гродненщины и всей страны будет продолжаться и дальше. Особенно с такой командой мудрых, грамотных, талантливых, преданных делу профессионалов.
Гродненский областной институт
развития образования УНП 500055348
Источник: https://grodnonews.by