Интересно попробовать свои силы. В проекте «Поколение «цифры» знакомимся с Никитой Спарнюком, учеником 10 «Б» класса, и его классным руководителем, учителем истории средней школы № 7 г. Волковыска Ириной Заяц
28.10.2024Нынешнему молодому поколению выпало жить в непростое время перемен и стремительного развития технологий. В нашем проекте мы продолжаем рассказывать о ребятах, которые показывают хорошие результаты в учебе, мыслят творчески и используют нестандартный подход при решении возникающих вопросов. Все это позволяет им легче и эффективнее адаптироваться к быстроменяющемуся миру, полному возможностей для самореализации.
На этот раз мы поговорили с Никитой Спарнюком, учеником 10 «Б» класса, и его классным руководителем, учителем истории средней школы № 7 г. Волковыска Ириной Заяц.
— Никита, вы стали участником республиканского образовательного телевизионного проекта «Я знаю!» на канале «Беларусь-1». Как решили, что стоит поучаствовать?
— Вместе с мамой по телевизору увидели эту передачу. Понравилось, поиграли немного «с дивана», что называется. Я — участник интеллектуальных игр, и мне это все было интересно. Подумал, почему бы не попробовать? Подал заявку и прошел отбор.
— Что именно вам понравилось в проекте?
— Во-первых, сама концепция достаточно интересная, динамично идет отбор участников для ответа, как повышается уровень сложности вопросов. И, во-вторых, конечно же, хотелось попробовать свои силы. Соревновательный момент.
— Нужно было пройти предварительный отбор. Никита активно готовился по всем предметам. Участникам шоу задаются вопросы в рамках учебной программы, — пояснила Ирина Брониславовна, которая сопровождала ученика на протяжении шоу и в случае неправильного ответа Никиты должна была сама ответить на вопрос.
— Штудировали то, до чего руки успевали дойти, — говорит ученик.
— Я считаю, что девочка, которая опередила его, была слабее. Никита чуть-чуть медленнее ответил на один вопрос, а на шоу при одинаковом количестве баллов выбирают по времени, затраченном на обдумывание ответа. Но это игра. Организаторы создали очень хорошую, располагающую обстановку. Ведущие — просто супер, режиссеры, гримеры. То есть, все было очень хорошо организовано.
— Какой плюс от участия в проекте?
— Опыт. Очень хороший опыт. Не каждому удается поработать с такой командой. Это и телевизионная атмосфера, и аппаратура. Посмотреть изнутри, как проходят, организуются съемки. Проверить свои ощущения в такой обстановке. Это все очень интересно.
— Вопросы были из разных областей: по биологии, обществоведению, истории, языкам. Для этого нужно хорошо учиться. Никита у нас интеллектуал, — рассказала учительница.
— Вы участвуете в интеллектуальных турнирах. Расскажите о них.
— В Беларуси хорошо развито интеллектуальное движение. Меня пригласили поучаствовать с одной волковысской командой в республиканском турнире, и вот я до сих пор с ними играю на выездных турнирах. Мы участвуем в интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Брейн-ринге», других турнирах. Недавно был «Кубок Волока и Висека». Наша школьная команда вошла в топ-5 среди детских команд.
8—9 классы в играх считаются ювеналами, а 10—11 — это юниоры. В «Брейн-ринге» команда взяла переходящую награду «Лучшему игроку района» в своей возрастной категории — приз «Чеширский кот», которого мы называем «младшим котом». И вот в прошлом учебном году, уже будучи ювеналами, взяли «среднего кота».
Республиканский турнир — школьный чемпионат Республики Беларусь по интеллектуальным играм по линии Белорусской Лиги интеллектуальных команд — проводится одновременно по всей Беларуси. Это как ЦТ, только для знатоков. Представители Лиги приезжают на площадки в разные города в одно время. На турнире, который называется «Синхрон», на вопросы одновременно и синхронно отвечают участники со всей республики. На этом турнире решается, проходит команда дальше на республиканский турнир в Минск или нет. Около четырех десятков отобранных со всей страны команд едут в Минск. Я участвовал в этом году и в прошлом.
Там было достаточно сложно. Первый год меня взяли как запасного. В этом году, сыгравшись с командой, поехал как основной ее член.
— А что там нужно? Дополнительные знания или сообразительность?
— Здесь и логика, и знания нужны в любом случае. «Своя игра» чисто на знания, без них никуда. В «Что? Где? Когда?» нужны знания и уже логика подключается. Сами новое узнаем, плюс на турнирах багаж нарабатывается. Когда играешь, какие-то вопросы уже запоминаешь. У нас проходят тренировки каждую неделю. Что-то узнаешь в Интернете.
— У вас второе место в личном первенстве в турнире «Своя игра», диплом І степени в областном турнире в игре «Что? Где? Когда?». Вы были там капитаном команды. Каково быть капитаном?
— Это большая ответственность. Когда из несколько версий — а играет вся команда, ты должен выбрать один-
единственный вариант. Проблема в том, что можешь выбрать неправильный ответ. Несмотря на симпатии и взаимоотношения, ты должен принять решение и четко определиться с ответом.
— А какие у вас любимые предметы в школе?
— Учусь в классе химико-биологического профиля. Хочу стать врачом.
— Вы же не только интеллектуальными играми интересуетесь? В компьютерные играете?
— До этого года я часто играл, теперь мало времени. Я не любитель стратегий. Предпочитаю игры на реакцию, то есть шутеры, они все-таки не только развлекательные. В них, во-первых, есть соревновательность, а во-вторых, они очень хорошо развивают реакцию. Есть творческие игры. Допустим, тот же «Майнкрафт» очень хорошо развивает пространственное мышление и творческое исполнение, потому что, казалось бы, один набор блоков, а множество можно вещей из этого сделать. Некоторые схемы электронные внутри того же «Майнкрафта» можно построить. И почему нет? Это все развивает достаточно хорошо.
— Можно сказать, что компьютерные игры — это не просто досуг, как свободное времяпрепровождение, а способ познания реальности?
— В какой-то мере. Ты и расслабляешься, но одновременно на подсознательном уровне ты и развиваешься. Можно не напрямую это делать. Есть специальные учебные издания для того же «Майнкрафта». Внутри игры дети сидят за компьютером. Учитель как игровой персонаж объясняет разные учебные предметы. И в виде химических элементов складываешь молекулы, чтобы у детей появлялось более наглядное представление. Если не можешь напрямую показать ребенку, как действует какое-то вещество, можно показать в игре. Плюс практическая направленность.
— Чем вы интересуетесь еще?
— Навыками фотографирования, создания фото. Это интересно. Это нужно. Повсюду Интернет, медийность. И каждый человек в какой-то мере вливается в это пространство. Мы живем в ХХІ веке. Без этого никак.
— Мы живем в такое время, когда каждый человек сам себя презентует. У поколения постарше такого не было.
— Если ты человек хороший — в любом случае сможешь себя презентовать. Можно и мастерством монтажа пользоваться, развиваться в этом направлении. Использовать не только для себя, но и для подработки. Например, во время учебы сделать проект, выполнить задачу, вот уже небольшой заработок для студента.
— Сегодня дети находят друзей в сетевых играх. Это нормально?
— Они появлялись, но все равно это не те дружеские связи, которые есть в реальной жизни. С человеком поддерживается более тесный контакт, чем через игру. Сейчас у меня не так много времени, чтобы играть. Поэтому друзья из игр теряются, а на передний план выходит общение с одноклассниками. С ребятами из команды по интеллектуальным играм до сих пор общаюсь. Играю с уже бывшими одноклассниками: Матвеем Корнелюком, Дмитрием Зуевым, Максимом Урбановичем. Общаюсь и с другими участниками интеллектуального движения.
— Что на ваш взгляд помогает общению?
— Интеллектуальная развитость. Если с человеком есть о чем поговорить, то это уже делает общение интересным. Но нельзя забывать про человеческие качества: доброта, отзывчивость. Будь человек сверхразумный, но если он эгоист, то с ним будет достаточно сложно поддерживать какой-то контакт.
— Искусственный интеллект используете?
— Да. Иногда — чтобы идею взять как основу для сочинений. Почему бы и нет? Интернет — это кладезь идей. А искусственный интеллект из всего Интернета просто тебе выдает то, что надо. Не требуется искать самостоятельно, бегать по сайтам. Он выдаст сразу всю эту нужную информацию и презентует ее хорошо. Понятное дело, ее надо проверять. Не забывать об этом, потому что часто бывает — либо информация устарела, либо искусственный интеллект что-то перепутал. Надо тоже проверить. Но взять как идейную основу — это
отлично.
— Сейчас много нового, новых технологий. Это как-то изменяет ваших учеников? — спрашиваю у Ирины Брониславовны.
— Конечно, изменяет. Всегда есть учащиеся, которые стремятся что-то узнать, уметь, чему-то научиться. У нас в школе много талантливых детей. Некоторым повезло обучаться в Национальном детском технопарке. Я уже давно работаю в нашей школе. В прошлом году у меня были дистанционные курсы как раз по информационно-коммуникационным технологиям. Поняла, что кое-что не знаю из того, что знают дети. Конечно, отставать тоже не хочу, надо идти в ногу со временем. Обучаюсь. А вообще, чтобы осваивать новые навыки, нужны смелость и возможности.
— У Никиты есть диплом, полученный на школьном этапе районной олимпиады по финансовой грамотности. Какое обучение по этому направлению есть в школе?
— На уроках обществоведения мы немного проходим банковскую сферу. Буквально один урок. В школе проводятся факультативные занятия по финансовой грамотности. Никита посещал их.
— Говорят, что традиционные письменные формы проверки знаний, рефераты, курсовые могут отмереть. Есть предположение, что сегодня их нужно серьезным образом изменять в сторону основательной устной защиты автором написанного. Как думаете, такое возможно?
— Наши учащиеся принимают активное участие в научно-практических конференциях разного уровня. Поэтому отказаться от написания подобных работ мы никак не сможем. Работы для конференций — это те же рефераты. Для защиты своих работ ребята готовят и презентации. В последнее время проводится много конференций, посвященных истории Великой Отечественной войны. В прошлом учебном году мы участвовали в IV открытой областной научно-практической конференции «Наука побеждать», IV научно-практической конференции «Мой первый шаг в науку», XVII Международной молодежной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в исторической памяти народа». По итогам работы конференций получили дипломы. Буду привлекать Никиту к научно-практической деятельности. Посмотрим, что из этого получится.
— Для этого определенный склад ума должен быть у учащегося?
— Да. Нужно уметь рассуждать, не бояться отвечать на вопросы. Потому что во время защиты работы члены жюри могут задать любой вопрос. Буквально любая фраза в научной работе может зацепить их. И будет видно, что знает автор.
— Сегодня важно уметь ориентироваться в информационном пространстве. Вы ребят на уроках учите этому?
— Да. Например, в этом учебном году у нас появился новый учебный предмет «История Беларуси в контексте всемирной истории». С одной стороны, учебное пособие сложное, объемное. С другой стороны, задания из рубрик «Работаем с историческим источником», «Проводим мини-исследование», «История и современность» позволяют проникнуть в глубь отдельных исторических событий, явлений и процессов, разобраться в деталях исторической картины мира, увидеть связь изучаемых исторических событий с современностью. Иногда предлагаю выполнить творческие задания. Например, подготовить сообщение о красносельских шахтах.
Мы стараемся расширять кругозор наших детей, организуем экскурсии. Планируем съездить на экскурсию в Новогрудок, посетить «Музей еврейского Сопротивления». Когда организуем экскурсии, продумываем маршрут. Они должны быть не только развлекательными, но обязательно познавательными. Это развивает детей, расширяет кругозор и улучшает способность адаптироваться ко всему новому.
Источник: https://volkovysknews.by