Сфера образования – это государствообразующая отрасль
26.09.2024Сегодня в Минске проходит научно-практическая конференция «Образование Беларуси: тенденции и направления развития», посвященная 105-летию органов государственного управления системы образования Беларуси.
В конференции принимают участие около 300 человек со всех регионов Беларуси, среди которых представители Министерства образования, руководители учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дошкольного и общего среднего образования, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, руководители управлений / отделов образования.
Работа тематического мероприятия организована в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, Академии образования, Республиканском институте высшей школы, Республиканском институте профессионального образования.
Участники конференции обсуждают направления развития образования в секциях: «Дошкольное образование: современные тенденции воспитания, обучения и развития»; «Общее среднее образование: инновационные практики обучения и воспитания»; «Профессионально-техническое и среднее специальное образование: актуальные направления совершенствования»; «Высшее образование в эпоху трансформаций: национальные приоритеты» и «Дополнительное образование взрослых: достижения и перспективы».
Во время пленарного заседания в БГПУ Первый заместитель Министра образования Александр Баханович обозначил, что образование Республики Беларусь является одной из высших ценностей белорусского народа.
Точкой отсчета деятельности органов государственного управления системой образования стало создание в 1919 году Комиссариата просвещения Временного рабоче-крестьянского правительства БССР. В последующие десятилетия система образования изменялась: под новые задачи трансформировались органы управления образования. В 1946 году Народный комиссариат преобразован в Министерство просвещения БССР, а Министерство образования в привычном для нас формате было образовано в 1997 году.
Вопросы, связанные с состоянием системы образования в Беларуси, ее развитием и совершенствованием, находятся под пристальным вниманием Президента. Глава государства на Республиканском педагогическом совете подчеркнул: «Сфера образования – это государствообразующая отрасль. Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны».
Получение образования в Беларуси обеспечивают около 7,3 тысяч учреждений образования всех уровней, в которых обучаются 2,2 млн. человек и трудятся 422 тысячи работников. По числу занятых система образования является одной из самых крупных отраслей, от которой современное общество ждет не только квалифицированного и инициативного профессионала, но и развитую личность со сформированной моралью, готовую нести ответственность за свои поступки, делать осознанный выбор.
«Сегодня очевидно, что по отдельности, врозь невозможно сформировать стратегии развития на всех уровнях системы образования в нужном направлении. Необходимо действовать вместе: эффективная коммуникация, сотрудничество, поиск совместных решений являются гарантом успеха. Мы готовы приложить все усилия к тому, чтобы белорусское образование не только соответствовало самым высоким требованиям сегодняшнего дня, но и предвосхищало вызовы, которые могут встать перед нашим обществом завтра», – отметил Александр Баханович.
В свою очередь ректор БГПУ Александр Жук убежден, что главной фигурой в решении этой стратегической задачи является педагог. Высокая социокультурная значимость педагогического образования объясняет пристальное внимание к качеству профессиональной подготовки педагогов в нашей стране.
Обеспечение непрерывности педагогического образования осуществляется в русле основных задач Национальной стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года, а также Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021−2025 годы и Плана мероприятий по ее реализации, и обусловливает основные направления совершенствования подготовки педагогических работников в стране.
В числе приоритетных направлений – привлечение в педагогическую профессию мотивированных, академически успешных молодых людей через реализацию профильного обучения педагогической направленности на ІІІ ступени общего среднего образования.
«На протяжении восьми лет все больше учреждений образования республики принимают решение об открытии педагогических классов, растет число обучающихся в них. Опыт БГПУ позволяет отметить, что это лучшие студенты», – сообщил ректор.
В центре внимания новых учебных планов – усиление практикоориентированности, введение педагогической практики с 1 по 4 курс, обеспечение подготовки будущих педагогов к реализации принципа инклюзии в образовании, формирование исследовательских компетенций студентов.
Ключевой вектор – реализация научно-исследовательского потенциала непрерывного педагогического образования по приоритетным направлениям психолого-педагогических исследований. В БГПУ разработана Стратегия научной, научно-технической и инновационной деятельности БГПУ до 2025 года с учетом выделенных приоритетных направлений психолого-педагогических исследований в сфере образования.
Совершенствование подготовки педагогических работников предусматривает усиление взаимодействия всех заинтересованных субъектов – участников подготовки педагогов и заказчиков кадров. В рамках данного направления в университете проводится серьезная работа по расширению участия нанимателей в подготовке педагогических работников, совершенствованию образовательной практики за счет трансфера достижений психолого-педагогической науки в сфере образования.
«Таким образом, совершенствование системы педагогического образования в Республике Беларусь в логике обозначенных направлений позволяет обеспечивать подготовку современного педагога, который будет готов работать в изменяющихся социокультурных условиях», – подытожил Александр Жук.